М.Ю.Лермонтов - поэт одиночества и надежды
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока литературы в 5 классе (стихотворения М.Ю.Лермонтова "Листок" и "Молитва") по УМК Г.В.Москвина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ – ПОЭТ ОДИНОЧЕСТВА И НАДЕЖДЫ.

(стихотворения «Листок» и «Молитва»)

Урок литературы, 5 класс.

Цели урока.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к русской литературе;

содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся,

развитие стремления к речевому и общекультурному самосовершенствованию.

Метапредметные: совершенствование владения всеми видами речевой деятельности;

развитие коммуникативных навыков (работа в группе, самостоятельная организация деятельности)

развитие умения работать с информацией, находить её в тексте, анализировать, делать выводы.

Предметные:

учить анализировать художественное произведение, оценивать героев, осознавать ключевые проблемы творчества М.Ю.Лермонтова, владеть литературоведческой терминологией (понятие аллегории); совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным  текстом.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Мы открыли удивительную страницу литературы. Страницу под названием лирика. Впереди нас ждёт знакомство с величайшими русскими лириками, с шедеврами мировой поэзии.

На прошлом уроке мы попытались понять, как рождается лирика.

- Вспомните, что является её источником. (чувство, впечатление, переживание).

- Что даёт лирика читателю? (возможность узнать свои чувства, читать собственное сердце, сочувствовать)

- Что даёт поэзия нашей душе? Переведите эти образы на язык чувств. (утешает, питает, восхищает, освещает, согревает, успокаивает, ласкает)

- Какие удивительно светлые эмоции! Всегда ли это так? Что вам подсказывает ваш читательский опыт? Какие чувства вызывает у вас поэзия Лермонтова? Давайте вспомним известные вам стихи поэта. Они лежат у вас перед глазами, а ребята прочтут нам их выразительно. (подготовленные учащиеся читают стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс», «На севере диком…», «Три пальмы»)

- Так какие чувства вызывает у вас поэзия Лермонтова? (грусти, одиночества, неудовлетворённости)

Стихи разные, написаны поэтом в разные годы жизни, но что-то объединяет их. Автор – это не только имя, это значит, что источником стихотворений были чувства и переживания этого человека. Так рождается понятие лирического героя

Лирический герой – образ того человека, чьи переживания отражены в стихотворении.

Что же объединяет стихотворения Лермонтова?

- тема одиночества (любимые слова: один, одинок)

- чувство грусти (грустна, плачет)

- противопоставление образов

Какие образы в стихотворениях выражают одиночество? С каким приёмом мы вновь встречаемся?

- аллегория: одинокой судьбы (утёс, сосна, пальма), недовольства жизнью (три пальмы, утёс, сосна).

Так каков, по-вашему, лирический герой поэзии Лермонтова? (грустный и одинокий человек)

  1. Выявление причин затруднения и постановка целей деятельности.

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Лермонтова. Нам предоставляется возможность подтвердить свои выводы. Или , возможно, мы ещё очень мало знаем этого поэта, и нам откроется какая-то другая сторона его души. Поэтому и тема нашего урока необычна: в ней соединятся, на первый взгляд, несоединимые понятия. Запишите в тетради тему урока.

Вам приходилось испытывать чувство одиночества? На что это похоже? Что вы испытывали в этот момент?

Послушайте стихотворение «Листок» в исполнении народного артиста России Михаила Козакова.

(звучит запись из аудиохрестоматиии).

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (снова грусть, одиночество). Состояние одиночества в стихотворении воплотилось в каком образе? (в образе листка)

Но ведь у героя стихотворения есть собеседник! Почему диалог только подчёркивает одиночество героя? (листок и чинара противопоставлены друг другу: чинара никогда не поймёт и примет листка). Это один из любимых приёмов поэта: ведь в сопоставлении можно ярче увидеть качества героев.

  1. Проект выхода из затруднения.

В чём же противостоят эти образы? Чтобы увидеть это, предлагаю вам поработать в малых группах. На столе лежат вопросы и задания, которые вы выполните с соседом по парте, а затем обсудите вчетвером. Выводы представит кто-то один из четвёрки, а другой на доске напишет слова, на основе которых вы сделали свои выводы.

  1. Самостоятельная работа в малых группах.

Первичное закрепление в речи.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В ГРУППАХ:

В нашем классе есть два художника. Я попросила их изобразить, в каких образах им представляется жизнь героев стихотворения. Вот что у них получилось. Сейчас они коротко пояснят свои иллюстрации. (гордая королева в ярких одеждах и убогий странник). Попробуем объяснить, почему художники увидели именно такие образы.

1. Найдите в тексте слова, которые расскажут, как выглядел листок (чинара). Какое впечатление произвёл он на вас своим внешним видом?

Засох, увял, пылен, жёлт

Молодая, высокая, свежие, изумрудные листья, зелёные ветви

2. Выпишите слова, которые рассказывают, как природные стихии относятся к листку (пальме). Сделайте вывод.

Какой была родина листка? Как сам он говорит о ней? Подберите несколько эпитетов к слову «дуб». Как вы можете объяснить, почему листок покинул родину? Почему на райском юге он не нашёл счастья?

Жестокая буря, холод, зной, засох без тени.

Суровая отчизна. Дуб могучий, сильный, великий, но жестокий по отношению к своим сынам.

Ласкает, шепчется ветер, солнцем любима, корни умывает море, по небу раскинула ветви

3. Как складывается жизнь листка (чинары)? Чтобы ответить на вопрос, выпишите глаголы и другие слова, которые передают движения листка (связаны с чинарой).

Укатился, докатился, гонимый, созрел до срока, ношуся без цели, увял без сна и покоя, прижался, просит

С ней шепчется, ей поют песни, утомили, любима, раскинула ветви, цвету и блистаю

4. Какие характеристики дают листку автор, чинара, как сам он себя называет. Проанализируйте его речь. Сделайте вывод о его характере.

Проанализируйте ответ чинары на просьбу листка. Какой совет она даёт листку? Волнует ли её чужая судьба? сделайте вывод о её характере.

Молит с тоскою, я бедный листочек, приюта на время просит, странник, немало я знаю рассказов. Странник – человек с чужбины, ищущий где-либо временного приюта. (В.И.Даль) Странствующий человек, обычно бездомный или гонимый. (С.И.Ожегов)

На что мне тебя? Тебя я не знаю! К чему мне твои небылицы? Иди себе дальше…

5. Какими ремарками вы бы сопроводили речь листка (чинары)? Прочитайте выразительно этот отрывок. Постарайтесь интонацией передать характер героя. Меняется ли интонация по ходу речи? Как это связано с её содержанием?

Умоляюще, с тоской, со слезами в голосе, уставшим, дрожащим  голосом

Пренебрежительно, самодовольно, надменно, свысока.

Какие чувства вызывают у вас герои стихотворения?

Листок жалко. Почему? Напишите, что в судьбе листка вызывает у вас жалость.

Итак, листок – аллегория одинокой, бесприютной души, вечно странствующей, но нигде не нашедшей покоя, понимания, любви. Это вечный странник, гонимый и несчастный. Но он не ожесточился, тяжёлая жизнь не сделала жестоким его сердце.

Чинара раздражает. Чем? Своим самодовольством, самовлюблённостью, уверенностью, что всё в мире создано для неё, для её удобства и удовольствия. (Аллегория надменного эгоистичного человека, которому нет дела до других, которого ничто не беспокоит, кроме собственного благополучия и спокойствия).

Увы, обычно таким, как чинара, живётся уютнее, спокойнее, удобнее. Но ведь ваши симпатии не на её стороне. Такие люди раздражают. Только их и это не волнует. Их вообще ничего, кроме себя, не волнует. Но своим равнодушием они несут несчастье другим, как чинара, которая могла бы дать приют листку (ей это ничего не стоило), но не дала, обрекая его на гибель.

  1. Рефлексия деятельности.

Итак, наше читательское ожидание не было обмануто? Снова несчастная судьба, одиночество, непонимание, безысходность. О Лермонтове часто говорят, что он фаталист (человек, безгранично верящий в судьбу). Он был убеждён, что судьбу не изменить. У кого-то судьба счастливая, удача так и идёт в руки этому человеку. Главное, чтобы ощущение вечного счастья не ожесточило сердце, чтобы не забывать: рядом с тобой есть кто-то, кому сейчас тяжело. И если можешь, помоги, поддержи. Иногда для этого достаточно просто доброго слова, утешения.

У кого-то судьба тяжёлая, ему суждено много перенести, много страдать.  Но это твоя судьба, и её надо уметь принять. Не ожесточить своё сердце. Не обвинять других. Не упрекать Бога. Где найти силы, чтобы выстоять? Чтобы всё принять? А где находил утешение поэт, судьба которого была тоже очень нелёгкой?

Послушайте ещё одно стихотворение Лермонтова. Может быть, оно даст нам ответы на эти нелёгкие вопросы.

(Звучит стихотворение «Молитва»)

Что даёт поэту силы выстоять в любой ситуации? – молитва, вера. Надо верить и надеяться.

  1. Домашнее задание.

Поразмышляйте дома над этим стихотворением. Вам помогут задания учебника стр.31, В-3,4.

Прочтите задание, отметьте ход вашей работы.(выделите прилагательные, определите их значение, сделайте вывод). Результатом вашей работы станет выразительное чтение стихотворения (можно наизусть).


Странник – человек с чужбины, ищущий где-либо временного приюта (В.И.Даль)

Странствующий человек, обычно бездомный или гонимый (С.И.Ожегов)

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ – ПОЭТ ОДИНОЧЕСТВА И НАДЕЖДЫ (стихотворения «Листок», «Молитва»)

Листок, дуб,                                                       чинара

Иллюстрация                                                      иллюстрация

Портрет

Лирический герой – образ того человека, чьи переживания изображены в стихотворении.

Стр.31, В-3,4; выразительное чтение (стр.30).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....

Проект. «Высочайший юноша вселенной» М. Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант.

Творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы.Материал может приго...

Презентация по литературе. М.Ю.Лермонтов "Поэт"

Презентация по литературе для 7 класса. М.Ю.Лермонтов Анализ стихотворения "Поэт"....

М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Конспект урока литературы в 6 классе. Проблемный урок на основе работы групп (группы постоянного состава создаются перед первым уроком по изучению творчества М.Ю. Лермонтова и работают на протяжение 4...

М.Ю. Лермонтов, Мотив одиночества в стихотворении "Тучи", 6 класс

Данный конспект урока совмещает в себе не только анализ стихотворения "Тучи", но и также биографические данные о писателе....