М.Ю. Лермонтов, Мотив одиночества в стихотворении "Тучи", 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Томан Ксения Дмитриевна

Данный конспект урока совмещает в себе не только анализ стихотворения "Тучи", но и также биографические данные о писателе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_tuchi_6_klass.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по теме

«Михаил Юрьевич Лермонтов. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи".

Цели урока

  1. Обучающие:
  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
  • Обучать основам анализа поэтического произведения через стихотворение «Тучи»;
  • Помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения через произведение «Тучи»;
  • Помочь приобрести навык работы с концептом слова «одиночество»
  1. Развивающие:

1)        Регулятивные УУД: Развивать умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации, делать выводы;

2)        Познавательные УУД:умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;

          3)        Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в группе,

  3.Воспитательные:

  • Воспитывать понимания жизни, любви к Родине;
  • Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.

Тип урока – комбинированный

Оборудование урока: компьютер (презентация подготовленная учениками), учебник – хрестоматия, аудиозапись с прочтением стихотворения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

  1. Подготовка к восприятию:

а)слово о поэте: прослушивание сообщения  просмотр презентации.

б) история создания стихотворения «Тучи»

  1. Восприятие

  1. Выявление первичных впечатлений.

  1. Анализ

  1. Синтез
  2. Этап словарного воплощения концепта (моделирование словарного портрета концепта)

Домашнее задание

Сегодня мы свами приступим к изучению творчества такого замечательного поэта как Михаила Юрьевича Лермонтова. Вы когда-нибудь слышали о таком поэте?

Итак, одному из вас я давала задание подготовить небольшое сообщение о биографии писателя и небольшую презентацию. В это время вы должны записывать наиболее важные моменты его жизни.

Спасибо, нам было очень интересно. Какая жизнь была у Лермонтова?

Эпиграфом нашего урока станут слова, произнесенные однажды самим поэтом:

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам.

Как вы понимаете данный эпиграф?

Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Я зачитаю вам одни из стихотворений Лермонтова «И скучно, и грустно», именно в нём отражена главная тема – тема одиночества.

Учитель зачитывает стихотворение.

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним стихотворением М.Ю. Лермонтова «Тучи»,

постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч? Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение.

Учитель зачитывает историю создания стихотворения.

Впервые опубликовано в 1840 г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» (с. 167 — 168), где датировано апрелем 1840 г. Написано перед отъездом Лермонтова в ссылку на Кавказ. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, стихотворение создавалось при следующих обстоятельствах: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение "Тучки небесные, вечные странники!..". Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...».

Стихотворение сначала читает учитель. После чего читают ученики.

Какие чувства вызывает у вас стихотворение после прочтение?

Как вы думаете, что испытывал поэт, когда писал данное стихотворение?

Какое настроение овладело вами?

Прочитаем 2 строфу стихотворения. (Один из учеников читает вторую строфу).

Что необычного вы заметили в этой строфе?

Как называются такие вопросы?

Для чего нужны риторические вопросы?

Какие слова вы бы  выделили в это строфе?

Почему?

А теперь обратимся к третьей строфе.

Прочитайте первую строфу. (Один из учеников читает третью строфу).

Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..».

«чужды вам страсти и чужды страдания».

О чём нам хочет сказать автор?

Подумайте, как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Какая тема прослеживается в стихотворении?

Как вы понимаете, что такое одиночество?

На своих партах вы видите небольшие кластеры, в середине у вас кружочек и в нём вы должны написать одиночество, а стрелки, которые идет от центрального кружочка к маленькому, в нём вы должны написать ассоциации со словом одиночество.

Давайте посмотрим определение данного слова в словаре.

Так что же такое одиночество?

Спасибо.

Этап словарного воплощения концепта (моделирование словарного портрета концепта)

В первой колонке вам нужно будет написать синонимы этого слова.

Затем во второй колонке

Пословицы, так как именно они  доносят до нас представление наших предков о слове – дружба. Выберите ту пословицу, которая близка вашему пониманию этого слова.

Составление синквейна в парах

Синквейн:

это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней ( что автор думает о теме?).

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова?

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

С каким стихотворением Лермонтова вы можете сравнить стихотворение «Тучи»?

Совершенно верно.

Напишите часть сочинения, связанную с толкованием слова.

По моему мнению одиночество– это…..

Регулятивные УУД (прогнозирование, предвосхищение результата).

Регулятивные УУД

(целеполагание, планирование, корректировка плана).

Регулятивные УУД

(целеполагание, планирование, корректировка плана).

Познавательные УУД

(рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Познавательные УУД

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме).

Познавательные УУД

(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме).

Познавательные УУД

(поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств).

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия).

Познавательные УУД

(постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера).

Регулятивные УУД

(прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова

Тема урока:  Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)1.Вступительное слово учителя.        Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорил...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

"Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю. Лермонтова» 6 класс

Изучая стихотворение, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов....

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова урок 6 класс

Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова для 6 класс...