"Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю. Лермонтова» 6 класс
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Иргит Чойгана Михайловна

Изучая стихотворение, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass._otkrytyy_urok.docx152.6 КБ
Файл urok_6_klass.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Урок литературы в 6-м классе

"Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю. Лермонтова»

Иргит Чойгана Михайловна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ «РШИ «ТКК»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок  комбинированный

Модель обучения: базовая  (6 класс – 2 часа в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы “Литература 5-9 классы” (2012г.) под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, Изд. “Просвещение”, 2017 г.

УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -7-е изд.-М. Просвещение, 2017.-303с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/ авт.-сост. С.Б.Щадрина 

Методический паспорт:

·         По содержанию – межпредметный.  

·         По уровню усвоения учебного материала – усвоение новых знаний.

·         По форме организации –  комбинированный.

·         По срокам выполнения –  среднесрочный.

·         По результатам выполнения –  практический.

Цели  урока:   исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов.

Задачи урока:

Образовательные:

 - дать понятие о мотиве в лирике; выявить мотив лермонтовских  стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов.

Развивающие:

·         осуществление  системно-деятельностного подхода;

·         развитие критического мышления;

·         развитие внимания;

·         формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·         развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развивать умение     применять новые знания;

·         развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·         формирование логических умений;

·         развитие умения  опираться на уже  известное,  на свой субъективный опыт;

·         развитие умения формулировать проблему;

·         развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

·         воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;

·         воспитание ценностного отношения к  русскому слову;

·         развитие   коммуникативных УУД:

·         создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

·         взаимодействие учащихся в  работе: развитие уважения друг к другу.

·         Способствовать процессу духовного развития

·         Оборудование:

·         ПК;

·         Мультимедийная  презентация к уроку.

·         Творческие работы учащихся

Структура урока:

1.     Организационный момент.

2.     Проверка  домашнего задания.

3.     Подготовительный этап.

4.     Работа со словом.

5.     Работа с эпиграфом.

6.     Анализ художественных произведений

7.     Творческий

8.     Закрепление изученного материала. Синквейн.

9.     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

10. Информация о домашнем задании (комментирование).

11. Выставление оценок за урок.

 Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовительный этап. Поэтическая разминка.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им и назвать их.

1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

3. Выхожу один я на дорогу…

4.Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

5.Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

- Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?

4. Словарная работа.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Как вы понимаете значение существительного одиночество?

(Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей.

Одинок, когда нет рядом тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. А вы знаете, что ни у кого из русских поэтов этот мотив так ярко не выражен, как у Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературоведении называется мотив.

Дома вы посмотрели значение этого слова в разных толковых словарях.

Опр. Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии.

5. Формулируется тема урока.

"Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю. Лермонтова"

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества?

Попробуем разобраться вместе.

6. Работа с эпиграфом (запись учащихся по выбору)

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…
 М.Ю.Лермонтов

Учитель: Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов. Сегодня проанализируем стихотворение «Листок» М.Ю. Лермонтова

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

12. Выразительное чтение стихотворения “Листок ”

Анализ стихотворения.  
- Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение?
(жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…)

- Все наши ответы складываются вокруг двух образов. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что это центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникли определенные противоречия. Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой?
(Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.)

Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете и почему? (Ответы учащихся) Сколько строф в стихотворении?

Ответы учащихся:

Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка

Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары

Третья и четвертая - диалог.
- Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным? 
- Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир.
Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность? 
Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами,  тянутся до самого неба. 
Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.

hello_html_m411fff69.jpghello_html_438e9347.jpg


- Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев? 
Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства,  брезглива, надменна, равнодушна.
Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир –

«Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.

Вывод:  С чем ассоциируются образы листка и чинары? Запись в тетрадь.
Чинара –олицетворение молодости, красоты и радости.
Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски.

Физкультминутка.

- Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что образы листка и чинары получились очень выразительными, выпуклыми, живыми. Достичь этого может только настоящий мастер слова, в совершенстве владеющий секретами использования художественных средств изобразительности.
Давайте понаблюдаем, какими 
художественными приемами пользуется в своем стихотворении Лермонтов. Записи в тетрадь.

Прием антитезы.

Группа №1. Выписать из стихотворения Антитезу.

(Антитеза – противопоставление- антонимы)

Группа №2. Выписать из стихотворения Эпитет.

(Определение, делают образы более яркими)

Группа №3. Выписать из стихотворения Олицетворение.

Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Листок — странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”.

Равнодушие – злейший враг всего живого. Всё на свете нуждается в добром отношении, во внимании и заботе. Иначе … 
- Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?!

Домашнее задание.
1.     
Написать миниатюру на тему 
      «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок?
     «Какова дальнейшая жизнь листка?»
      «Можно ли листок назвать сильным?» 
- Какие чувства вызывает у вас Листок и Чинара? Какие они?

Сегодня на уроке я попробовал(а)…..

Материал урока был……

Сегодня я узнал(а)…..

Теперь я могу…….

Мне захотелось……

Приложение №01

Группа №1. Выписать из стихотворения Антитезу.

(Антитеза – противопоставление- антонимы)

  1. Байкара Найдан
  2. Деге Ай-Херел
  3. Дамдын Ачылыг
  4. Доктугу Айрат
  5. Иргит Аранчал
  6. Кара-Сал Соруктуг

Листок

Чинара

Группа №2. Выписать из стихотворения Эпитет.

(Определение, делают образы более яркими)

  1. Монгуш Чульдум
  2. Кужугет Белек
  3. Ооржак Саша
  4. Оскен Анчы
  5. Очур-оол Фарухбек
  6. Сат Шораан

Листок

Чинара

Группа №3. Выписать из стихотворения Олицетворение.

  1. Содунам Долаан
  2. Сат Шораан
  3. Хомушку Хулети
  4. Иргит Сурен
  5. Тюлюш Айран
  6. Ховалыг Начын

Листок

Чинара

Составить Синквейн

  1. Соян Леонид
  2. Судер-оол Радик

(Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка - одно существительное (тема или предмет);

2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);

3-я строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета;

4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;

5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок - 2019» Иргит Чойгана Михайловна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, г. Кызыл, Республика Тыва

Слайд 2

Урок литературы в 6-м классе "Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю. Лермонтова» Тип урока: усвоение новых знаний. Форма урока: комбинированный Модель обучения: базовая

Слайд 3

Цель урока: исследование, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Слайд 4

Задачи урока: Образовательные: - дать понятие о мотиве в лирике; выявить мотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов; Развивающие: - осуществление системно- деятельностного подхода; развитие критического мышления, внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных); - развитие умения групповой и парной работы; Воспитательные: · воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии; · воспитание ценностного отношения к русскому слову; · развитие коммуникативных УУД: · создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; · взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу; · способствовать процессу духовного развития;

Слайд 5

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Подготовительный этап. 4. Работа со словом. 5. Работа с эпиграфом. 6. Изучение стихотворения. 7. Творческий. Работа в группах. 8. Закрепление изученного материала. 9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 10. Информация о домашнем задании (комментирование). 11. Выставление оценок за урок.

Слайд 6

1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”) 2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом . (“Парус”) 3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”) 4. Выхожу один я на дорогу… 5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”) 6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Слайд 7

1. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. (“На севере диком”) 2. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом . (“Парус”) 3. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”) 4. Выхожу один я на дорогу… 5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”) 6. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Слайд 8

Один - чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других людей; Одинок, когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Слайд 9

Мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

Слайд 10

Мотив одиночества в стихотворении «Листок» М.Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды…» М.Ю.Лермонтов

Слайд 12

Чинара – большое восточное дерево с зеленовато-серой корой и широкими листьями.

Слайд 15

физкультминутка Ну-ка встали потянулись! И друг другу улыбнулись, Наклонись теперь вперёд, Наклонись теперь назад. И встряхни головушку И учиться продолжаем

Слайд 16

Работа в группах Листок Чинара Группа №1 . Выписать из стихотворения Антитезу. Группа №2. Выписать из стихотворения Эпитет. Группа №3. Выписать из стихотворения Олицетворение. Группа №4. Составить Синквейн Соян Леонид Судер-оол Радик

Слайд 17

Подведение итогов урока. Рефлексия. Сегодня на уроке я попробовал….. Материал урока был…… Сегодня я узнал….. Теперь я могу……. Мне захотелось……

Слайд 18

Домашнее задание Написать миниатюру на одну из тем: 1. «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок? 2. «Какова дальнейшая жизнь листка?» 3. «Можно ли листок назвать сильным?»

Слайд 19

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств , и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах…» Шалва Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"

Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....

Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"

Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...

Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Тучи"

Цель  урока: развитие умения анализировать стихотворение,   применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие  творческих способностей учащихся. Освоение литератур...

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.

Интегрированный урок русского языка и литературы  при изучении видов связи слов в словосочетании  побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслен...

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....

М.Ю. Лермонтов, Мотив одиночества в стихотворении "Тучи", 6 класс

Данный конспект урока совмещает в себе не только анализ стихотворения "Тучи", но и также биографические данные о писателе....