Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
план-конспект урока по литературе

Поспелова Лидия Николаевна

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6

                

Тема урока: «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Цели:

 1.Выявление автобиографических мотивов в стихотворении, значения темы бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременной душевной старости лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения в творчестве М.Ю.Лермонтова; формирование навыка анализа поэтического текста, выразительного чтения, образного мышления.

2.Развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

3.Воспитание потребности в общении с миром художественной литературы.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации художников А.М.Васнецова,Г.С.Берендгофа и др.

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организация

класса

-обеспечить комфорт-

ную обстановку для ра-

боты на уроке;

-психологически подготовить уч-ся к об-

щению на уроке.

-приветствие;

-проверка готовности

к уроку;

-организация внимания

-проверяют готовность к уроку;

-слушают учителя.

Должны сконцентри-

ровать внимание,на-

строиться на работу на

уроке.

2.Проверка

домашнего

задания.

-установить правиль-

ность,полноту и осоз-

нанность выполнения

задания всеми уч-ся

дается задание: чтение наизусть стихотворения

«Парус»

выразительное чтение

наизусть стихотворения

«Парус»

-должны уметь слу-

шать выступление од-

ноклассников и оцени-

вать его;

-должны уметь выра-

зительно наизусть чи-

тать стихотворение

3.Актуализация

знаний.

-обеспечить включение

уч-ся в совместную

 деятельность;

-актуализировать опыт

уч-ся по изучению но-

вого материала

-выразительное чтение

учителем стихотворе-

ния «Листок»;

-выявление первона-

чального восприятия,

вопросы к уч-ся:

-Назовите ключевые об-

разы стихотворения.

-С какими явлениями

связаны в вашем созна-

нии эти образы?

-слушают стихотворе-

ние;

-делятся впечатле-ниями о том, какие чувства возникли в душе каждого после прочтения стихотво-рения;

-отвечают на вопросы

-уметь внимательно слушать и понимать

стихотворение;

-уметь рассказать о том,

какие чувства вызвало

прочтение художест-

венного произведения;

-уметь увидеть ключе-

вые образы стихотво-

рения

4.Изучение

материала.

Анализ сти-

хотворения.

-обеспечить восприятие,

осмысление и анализ

изучаемого материала

учащимися;

-подготовить уч-ся к

написанию творческой

работы

1.Чтение статьи учебни-

ка «Подарок В.Ф.Одоев-

ского».

Задаю вопрос:

-Назовите образы сти-

хотворения,противопос-

тавленные друг другу.

2.Лексическая работа.

-Дать толкование слов

чинара,самодовольный,

самодостаточный,

родимый,суровый.

 3.Исследовательская

работа в группах.

-Выпишите слова и сл/соч,содержащие ха-

рактеристику листка

(1 вариант) и чинары

(2 вариант). Оформите

исследование в виде

таблицы.

-Составьте вопросы для

диалога,связанные с об-

разами листка и чинары

(по вариантам)

4.Слово учителя о том,

что в стихотворении вы-

является автобиографи-

ческий момент изгнанни-

чества.Оно проникнуто

темой бесцельного су-

ществования,отрыва от

корней и преждевремен-

ного взросления лер-

монтовского поколения...

Вопрос классу:

-Почему чинара не при-

нимает листок в свой

мир?

-Как вы думаете,про-

дожится ли странни-

чество листка?

4.Образ одинокого лист-

ка в стихотворениях

А.Арно,В.А.Жуковского,

И.И.Козлова,Д.И.Давы-

дова и др.

5.Чтение наизусть сти-

хотворения В.А.Жуков-

ского «Листок» и сооб-

щение о нем.

6.Обращение к иллюстра

циям художников

Г.С.Берендгофа,А.М.Вас-

нецова,Я.Когана и др.

-3-4 ученика по цепочке

читают статью

-отвечают на вопрос

-заранее подготовлен-

ный ученик делает

сообщение

-работают в группах,

заполняют таблицу,

отвечают по 2 уч-ся от

группы

-составляют вопросы

-слушают

-отвечают

-отвечают

-сообщение заранее

подготовленного уч-ся,

остальные слушают

- сообщение заранее

подготовленного уч-ся,

остальные слушают

-рассматривают репро-

дукции с картин,обсуж-

дают увиденное

Уметь внимательно

слушать,принимать

участие в определении

образной системы

стихотворения.

Уметь работать с

толковым словарем.

Уметь находить в тексте

слова и сл/соч,хар-щие

лирич.героев.

Уметь работать с

таблицей.

Уметь составлять

вопросы.

Уметь слушать и

делать выводы из

сказанного.

Уметь давать развер-

нутый ответ на по-

ставленый вопрос.

Уметь думать и

рассуждать.

Уметь внимательно

слушать.

Уметь внимательно

слушать.

Уметь передать слова-

ми то,что видешь.Уметь

рассуждать.

6.Домашнее задание

Обеспечить уч-ся пони-

мание цели,содержания

и способов выполнения

задания.

Даю задание (на уроке):

1.Выучить стихотворе-

ние «Листок» наизусть.

2.Подготовиться к кон-

курсу творческих работ.

Написать от имени лист-

ка рассказ о его путешест

вии к Черному морю из

«отчизны суровой».

Записывают задание в

дневники.

7.Итог

занятия.

 (рефлексия).

Дать качественную

оценку работы  класса.

Выявить уровень выполнения поставленной цели.

Благодарю за работу на

уроке. Выставляю оценки.Организую рефлексивную

деятельность уч-ся.

Подводят итог.

Дают самооценку своей

деятельности и ее

результатов.

Дана объективная само-

оценка результатов

своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"

Основной идеей  урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...

Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»

Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использован...

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"

Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова....