Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
план-конспект урока по литературе
Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_._tema_odinochestva_v_stihotvorenii_m.yu_.lermontova_listok.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6
Тема урока: «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».
Цели:
1.Выявление автобиографических мотивов в стихотворении, значения темы бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременной душевной старости лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения в творчестве М.Ю.Лермонтова; формирование навыка анализа поэтического текста, выразительного чтения, образного мышления.
2.Развитие художественно-творческих и познавательных способностей.
3.Воспитание потребности в общении с миром художественной литературы.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации художников А.М.Васнецова,Г.С.Берендгофа и др.
Этапы учебного занятия | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организация класса | -обеспечить комфорт- ную обстановку для ра- боты на уроке; -психологически подготовить уч-ся к об- щению на уроке. | -приветствие; -проверка готовности к уроку; -организация внимания | -проверяют готовность к уроку; -слушают учителя. | Должны сконцентри- ровать внимание,на- строиться на работу на уроке. |
2.Проверка домашнего задания. | -установить правиль- ность,полноту и осоз- нанность выполнения задания всеми уч-ся | дается задание: чтение наизусть стихотворения «Парус» | выразительное чтение наизусть стихотворения «Парус» | -должны уметь слу- шать выступление од- ноклассников и оцени- вать его; -должны уметь выра- зительно наизусть чи- тать стихотворение |
3.Актуализация знаний. | -обеспечить включение уч-ся в совместную деятельность; -актуализировать опыт уч-ся по изучению но- вого материала | -выразительное чтение учителем стихотворе- ния «Листок»; -выявление первона- чального восприятия, вопросы к уч-ся: -Назовите ключевые об- разы стихотворения. -С какими явлениями связаны в вашем созна- нии эти образы? | -слушают стихотворе- ние; -делятся впечатле-ниями о том, какие чувства возникли в душе каждого после прочтения стихотво-рения; -отвечают на вопросы | -уметь внимательно слушать и понимать стихотворение; -уметь рассказать о том, какие чувства вызвало прочтение художест- венного произведения; -уметь увидеть ключе- вые образы стихотво- рения |
4.Изучение материала. Анализ сти- хотворения. | -обеспечить восприятие, осмысление и анализ изучаемого материала учащимися; -подготовить уч-ся к написанию творческой работы | 1.Чтение статьи учебни- ка «Подарок В.Ф.Одоев- ского». Задаю вопрос: -Назовите образы сти- хотворения,противопос- тавленные друг другу. 2.Лексическая работа. -Дать толкование слов чинара,самодовольный, самодостаточный, родимый,суровый. 3.Исследовательская работа в группах. -Выпишите слова и сл/соч,содержащие ха- рактеристику листка (1 вариант) и чинары (2 вариант). Оформите исследование в виде таблицы. -Составьте вопросы для диалога,связанные с об- разами листка и чинары (по вариантам) 4.Слово учителя о том, что в стихотворении вы- является автобиографи- ческий момент изгнанни- чества.Оно проникнуто темой бесцельного су- ществования,отрыва от корней и преждевремен- ного взросления лер- монтовского поколения... Вопрос классу: -Почему чинара не при- нимает листок в свой мир? -Как вы думаете,про- дожится ли странни- чество листка? 4.Образ одинокого лист- ка в стихотворениях А.Арно,В.А.Жуковского, И.И.Козлова,Д.И.Давы- дова и др. 5.Чтение наизусть сти- хотворения В.А.Жуков- ского «Листок» и сооб- щение о нем. 6.Обращение к иллюстра циям художников Г.С.Берендгофа,А.М.Вас- нецова,Я.Когана и др. | -3-4 ученика по цепочке читают статью -отвечают на вопрос -заранее подготовлен- ный ученик делает сообщение -работают в группах, заполняют таблицу, отвечают по 2 уч-ся от группы -составляют вопросы -слушают -отвечают -отвечают -сообщение заранее подготовленного уч-ся, остальные слушают - сообщение заранее подготовленного уч-ся, остальные слушают -рассматривают репро- дукции с картин,обсуж- дают увиденное | Уметь внимательно слушать,принимать участие в определении образной системы стихотворения. Уметь работать с толковым словарем. Уметь находить в тексте слова и сл/соч,хар-щие лирич.героев. Уметь работать с таблицей. Уметь составлять вопросы. Уметь слушать и делать выводы из сказанного. Уметь давать развер- нутый ответ на по- ставленый вопрос. Уметь думать и рассуждать. Уметь внимательно слушать. Уметь внимательно слушать. Уметь передать слова- ми то,что видешь.Уметь рассуждать. |
6.Домашнее задание | Обеспечить уч-ся пони- мание цели,содержания и способов выполнения задания. | Даю задание (на уроке): 1.Выучить стихотворе- ние «Листок» наизусть. 2.Подготовиться к кон- курсу творческих работ. Написать от имени лист- ка рассказ о его путешест вии к Черному морю из «отчизны суровой». | Записывают задание в дневники. | |
7.Итог занятия. (рефлексия). | Дать качественную оценку работы класса. Выявить уровень выполнения поставленной цели. | Благодарю за работу на уроке. Выставляю оценки.Организую рефлексивную деятельность уч-ся. | Подводят итог. Дают самооценку своей деятельности и ее результатов. | Дана объективная само- оценка результатов своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Данным уроком можно начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...
Конспект урока по теме "Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова" (По роману "Герой нашего времени"
Основной идеей урока является возрождение духовно-нравственных традиций отечественной культуры, что является одним из направлений преподавания в системе новых образовательных стандартов. Отличит...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
М.Ю. Лермонтов...
Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»
Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка с использован...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».
Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....
Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"
Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова....