«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Лемудкина Наталья Владимировна

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе.

Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта.

         По своей типологии урок является обучающим и направлен на знакомство учеников с биографией поэта, анализ его лирического произведения, знакомство с понятием «инверсии» в художественном произведении, а также на сопоставление литературного произведения с произведениями других видов искусства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Класс: 6  

Учитель: Лемудкина Наталья Владимировна. 

Тип урока: обучаюший

Основной метод обучения : метод эвристической беседы

Цели урока :

Обучающие:

1) продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;

2) расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;

3) Познакомить с приемом инверсии.

Развивающие:

1)развивать умение обучающихся анализировать лирическое произведение текст ;

2) развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;

3)Развивать творческие способности обучающихся;

4) расширить представление обучающихся о возможностях  компьютерной программы Power Point.

Воспитательные:

1)способствовать формированию нравственных качеств у обучающихся;

2)способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;

3) Формировать положительное отношение к знаниям.

Оборудование урока:   1) Текст стихотворения «Парус» М.Ю.Лермонтова.

2)Аудиозапись романса «Белеет парус одинокий…»  Стихи М.Ю.Лермонтова , музыка Варламова , исполняет С. Лемешев.

3)Компьютерные презентации по темам:  «Жизнь М.Ю.Лермонтова»;  « Морские пейзажи в творчестве русских художников»

  1. Портрет М.Ю.Лермонтова.
  2. Кроссворды для каждого ученика.
  3. Парусник.

                                                                                                 

                                         

Ход урока

  1.  Психологическая подготовка обучающихся к изучению новой темы.

Учитель:  Здравствуйте , ребята. Начнем наш урок литературы с необычного вопроса: Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

Ученики: Когда болеет;

                 Когда получает плохие оценки;

                  Когда у него нет друзей;

                  Когда одинок;

Учитель: Действительно, человек, как личность  всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас  уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»?

Ученики: грусть, растерянность, печаль и т.д.

Учитель:  Как вы видите, эмоции самые разнообразные, но , увы,  далеко не положительные. В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны это свобода , когда ты  рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой  - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня  мы с этим корабликом совершим путешествие в  по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова и попробуем ответить на вопрос : Может ли быть одиноким великий человек или нет? И как его эмоциональное  состояние отразилось на его творчестве?

  1. Изучение новой темы.

Учитель:  Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни  этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества  писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад  о важных моментах в биографии Лермонтова.

 3.1 Доклад о жизни М.Ю.Лермонтова.

Ученик: Читает доклад (смотрите приложение № 4)

Учитель : Что нового мы  узнали  из этого доклада?

Ученик: Жизнь Лермонтова была  очень интересной , но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве.

Учитель: Закройте глаза и перенесемся на вторую остановку. Откройте глаза и представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус. Послушайте, как о нем написал М.Ю.Лермонтов  в 18 лет.

                                 Чтение учителем стихотворения  «Парус».

ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

3.2 Анализ Стихотворения «Парус».

Учитель: В начале может  показаться, что это стихотворение простое по тематике, что все здесь понятно, но до сих пор исследователи творчества Лермонтова ведут споры , в чем главный смысл этого стихотворения.

А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение ?

Ученики:  Чувства непонятные с одной стороны рисуется море  красивое и безбрежное, а с другой парусник, который плывет по этому море неизвестно куда и   просит бури.

Учитель: Давайте обратимся к образу моря. Каким рисуется оно в стихотворении? Найдите по тексту.

 

Ученик: Оно разное . Сначала туманное, потом игривое, затем спокойное.

Учитель: Правильно. Образ моря на протяжении стихотворения меняется.  А теперь посмотрим на образ паруса. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.

Ученик :  «Одинокий и мятежный»

Учитель : Правильно.  Известно, что В начале Лермонтов называл парус «Отдаленный», и только потом поменял это слово на слово «одинокой». Как вы думаете почему Лермонтов поменял эпитет?

Ученик: Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет , но и  состояние души человека.

( Если ученики не смогут сформулировать эту мысль, учитель должен им помочь)

Учитель : Так только ли о парусе идет речь в данном стихотворении?

Ученик: Нет. Автор  с помощью образа паруса передает нам и свои чувства.

Учитель : А как вы считаете , какое значение имеет слово «мятежный»?

Ученик: непослушный, и.т.д.

Учитель : Слово «мятежный»  обозначает « тревожный, неспокойный , бурный» (высок). Как вы думаете, подходит ли данный эпитет образу паруса в данном контексте?

Ученик: Да. Так как парус действительно и тревожный, и неспокойный. Не зря автор говорит после данного эпитета, что парус   просит бури.

3.3. Изучение понятия «инверсия»

Учитель: Если вы внимательно читали  стихотворение, то обратили внимание, что порядок слов в некоторых предложениях не вполне привычный для русского языка. В литературе такой прием называется «инверсия».

 Учитель показывает , заранее сделанную надпись на доске.

Портрет М.Ю.Лермонтова.

                        Седьмое декабря

                        Классная работа.

        «Тема одиночества в стихотворении

                М.Ю.Лермонтова «Парус»

Инверсия – от лат inversio_- перестановка. Нарушение общепринятой грамматической  последовательности речи; перестановка частей  фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.

 

Учитель: Давайте найдем пример инверсии в тексте.

Ученики: парус одинокой

моря голубом!..

стране далекой?

краю родном?..

счастия не ищет

не от счастия бежит!

луч солнца золотой...

Учитель: Итак, мы выяснили, что инверсия используется для того, чтобы выделить какие-то важные для автора слова. Так , какие слова в этом стихотворении необходимо интонационно выделить?

Ученики называют.

Учитель: Попробуйте теперь сами прочитать данное стихотворение выразительно.

3.4 Выразительное чтение стихотворения.

Два ученика пробуют прочитать стихотворение выразительно.

3.5. Сопоставление стихотворения «Парус» с произведениями других видов искусства.

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь опять закрываем глаза. Сосчитаем до трех, расслабимся и  перенесемся на третью станцию – станцию искусств.

Стихотворение «Парус» Лермонтова нашло отзвук и в творчестве других выдающихся людей. Предлагаю вам послушать романс «Парус» композитора Варламова и , слушая его посмотреть на морские пейзажи русских художников.

Ученики слушают романс и смотрят презентацию на экране.

Учитель: как вы думаете, удалось композитору и певцу передать настроение данного стихотворения.  

 

Ученик: Да. И музыка , и исполнитель очень точно передают те эмоции , которые хотел передать Лермонтов. Темп, громкость, выделение слов помогают ощутить настроение поэта.

Учитель: А похожи ли картины на пейзаж, нарисованный Лермонтовым.

Ученик: Да, похожи.

Учитель А на ваш взгляд какой из этих пейзажей наиболее точно отразил мысли поэта.

Ученики высказывают различные мнения.

Учитель: Среди данных репродукций есть рисунок самого Лермонтова. И возможно, что перенося образ одинокого паруса   в другое художественное измерение, Лермонтов непроизвольно подчеркнул свое настроение , владевшее им в те годы.

3.6. Подведение итогов по анализу стихотворения.

Учитель: Давайте сделаем вывод. Так чувствовал ли Лермонтов себя одиноким?

Ученик: Да, чувствовал.

Учитель: Как нам  становится это понятно?

Ученик: Нам это понятно из его творчества. Тех образов , которые он использует в своих стихотворениях, рисунках.

4. Контроль и оценка знаний.

Учитель: Ребята, у вас  на столах лежат листочки с кроссвордами, Ответив по порядку на все вопросы по горизонтали, по вертикали в выделенном столбце получится  название города , в котором родился М.Ю.Лермонтов. Вам дается 4 минуты.

Ученики заполняют кроссворд. ( Смотрите приложение №5)

  1. Подведение итогов урока.

 Учитель: Теперь давайте подведем итоги нашей работы сегодня. И сделаем мы это с помощью упражнения «5 пальцев»

Мизинец – мыслительный процесс. Что нового узнали?

Безымянный – близость цели. Что вы сделали сегодня для достижения своей цели.

Средний – состояние духа. Какое у вас было настроение?

Указательный – услуга , помощь. Чем ты помог ? кого порадовал?

Большой – бодрость. Как вы чувствовали себя на уроке?

Учитель: Ребята , вы все сегодня очень хорошо трудились , старались. И особо старательным я за урок поставлю оценки.

Учитель ставит оценки за урок.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

 

Учитель: дома вам предлагается сделать задания на выбор.

  1. нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
  2. нарисовать словесную иллюстрацию к стихотворению.
  3. выучить стихотворение наизусть.(всем)

Приложение №5

Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Ответьте на вопросы по горизонтали , и тогда по вертикали в выделенном столбце у вас получится город , в котором М.Ю. Лермонтов в 1814 году родился.

  1. Какой образ в стихотворении «Парус» противопоставляется образу паруса.

2 Подберите синоним к слову «мятежный».

3 Художественный прием:  Перестановка частей  фразы, придающая ей особую выразительность; необычайная последовательность слов в предложении.

4 Поэт, которому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта».

5 Композитор романса «Белеет парус одинокий…» на стихи Лермонтова.

6 Название поместья, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов.

Приложение №4

              Доклад на тему  «Жизнь М.Ю. Лермонтова».

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 г.

Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсентьева, происходила из рода Столыпиных. Умерла в возрасте 21 года.

 Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан в отставке, происходил из рода обедневших дворян. После смерти жены, рассорившись с тещей, оставляет ей сына и уезжает.

Бабушка Лермонтова, Е.А.Арсеньева, после смерти дочери вырастила внука.

Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы  Пензенской области, в именье бабушки. Несколько раз Арсентьева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление. Что в дальнейшем отразилось в его творчестве.

Лермонтов получил прекрасное домашнее образование – бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.

1828 – 1830 годы – Михаил Лермонтов учится в Московском университетском благородном пансионе . Во время учебы начинает писать стихи, которые впервые выходят в альманахе воспитанников пансиона «Цефей».

В этот же период, будучи воспитанником Благородного пансиона, Лермонтов знакомится с семейством Лопухиных.  С сыном Алексеем Михаил Лермонтов позже будет дружить, а дочь Варвара вскоре станет главной музой поэта.

1830 год – Лермонтов начинает учиться на нравственно-политическом отделении Московского университета. В этот период он активно пишет лирические стихотворения, поэмы и драмы.

1832 год – Лермонтов оставляет Московский университет. О причинах этого поступка до сих пор спорят биографы, но считается, что поводом послужило поведение самого Лермонтова, который пререкался с профессорами и вел себя на занятиях крайне непочтительно. Как бы то ни было, заявление поэт подал сам, официально его не отчисляли.

1832 – 1834 годы – учеба в Школе гвардейский подпрапорщиков, куда поэт зачислен на правах вольноопределяющегося унтер-офицера лейб-гвардии Гусарского полка. По собственному выражению поэта, это было «два страшных года». Несмотря ни на что, творчество Лермонтов не бросает, хотя пишет уже не так интенсивно.

По окончании службы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Много времени проводит в Петербурге, легко входит в высшее общество, очаровывает дам, со временем приобретает репутацию светского льва. Однако отношение к обществу у поэта двоякое.

В 1835 году – Варвара Лопухина, давняя возлюбленная Лермонтова, выходит замуж за другого. Лермонтов подавлен, но не перестает ее любить.

1837 год – узнав о гибели А.С. Пушкина, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта».  Против автора завели дело.

Лермонтов был арестован и отправлен на Кавказ.

Февраль 1840 года – Лермонтов становится участником дуэли с сыном французского посла Э.Барантом. Формально причиной были некие резкости, а также остроты, которые во время разговора позволил себе Михаил Юрьевич. Дуэль проходила за Черной речкой, дрались на саблях. Лермонтов был легко ранен.

Поэт был арестован за дуэль, но строгое наказание ему не грозило. Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказ.

После возвращения с Кавказа на Лермонтова в большом свете устанавливается «мода». И все же отношение к поэту двойственное. Он дерзок и при этом обладает повышенным чувством собственного достоинства.

На Кавказе, Лермонтов принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде.
В 1841 - Лермонтов получает отпуск и приезжает Петербург
.

В Пятигорске происходит ссора между Лермонтовым и его товарищем по юнкерской школе Н.С. Мартыновым.

15 июля 1841 года – состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Лермонтов погиб. Был похоронен в Пятигорске; через год, по желанию бабушки, прах Михаила Юрьевича был перевезен в с. Тарханы и погребен в семейном склепе Арсентьевых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")

Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"

Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Урок литературы . «Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»....

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова....


 

Комментарии

Ягафарова Гульдар Закиевна

Нашла в вашей разработке много интересного. Особеноо понравилось, как вы подводите итог к уроку методом пяти пальцев. Успехов!