Преемственность в развитии дара слова при подготовке учащихся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме

Статья о подготовке к написанию сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_pri_obuchenii_ege.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в развитии дара слова при подготовке

учащихся к ЕГЭ

                                                                            Не мыслям надобно учить, а  

                                                                            мыслить.

                                                                                                     И.Кант

                                                                            Воображение важнее знания, ибо  

                                                                            знание ограничено. Воображение

                                                                            же охватывает все на свете,  

                                                                            стимулирует прогресс и является

                                                                            источником его эволюции.

                                                                                                     А.Эйнштейн

Введение ЕГЭ по русскому языку поставило перед нами серьезные задачи: научить чувствовать стилистические особенности текста, видеть речевые ошибки в заданиях, успешно пользоваться полученными навыками, выполняя задания части С. Таким образом, культура письменной речи становится одним из главных направлений работы словесника. Как известно, выпускники пишут небольшое сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Именно поэтому работу над анализом текста мы ведем планово, с начальных классов, от простого к сложному, учитывая интересы учеников, давая возможность свободно высказывать собственное мнение, не навязывать свое, а тактично вносить необходимые поправки.

 В начальных классах идет знакомство с типами речи, ведется работа по предупреждению речевых ошибок, определяются тема, основная мысль текста, составляются тексты на различные темы.

В среднем звене ведется комплексный анализ текста, дается схема строения текста, ученики учатся видеть красоту слова, составлять тексты ассоциативного и описательного характера.

В старших классах ученики овладевают основными этапами работы с текстом, умеют выполнять различные элементы комплексного анализа текста, создавать сочинение по заданному тексту.

«Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для педагога эта  истина является и девизом, и руководством к действию. Но что такое творчество, и всегда ли труд учителя можно назвать творческим?

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Советский психолог Л. С. Выготский писал: «Конечно, высшие  выражения  творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей  нас жизни  творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» (Выготский Л. С. Воображение  и  творчество в  детском возрасте. - М., 1997)

Сочинение — творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. «Без этого, — писал В. А. Сухомлинский, — он засушенный цветок». К сожалению, речь ребенка часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочетами. «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию». Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. «В такие минуты, — пишет Сухомлинский, — мысль просится в слова». Он считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в «стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребенок, найдя «свое слово», может выразить мысль согласно своей логике осмысливания взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правило при письме. Такой способ составления сочинения дает простор детскому мышлению, творчеству. Правильность этого положения показана в исследованиях Л.В. Занкова. Взрослые должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае», — писал Сухомлинский.

Что такое школьное сочинение? «Самостоятельная письменная paбота учащегося, изложение им собственных         мыслей, переживаний, суждений, намерений» так определяет сочинение профессор М.Р.Львов в своем «Словаре-справочнике по методике русского языка» (М.1988).Хочется продолжить цитату:        

Школьное сочинение — учебная работа, упражнение в развитии речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле школьное сочинение — творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника.

В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в I и 2 классах. В сущности, нет никакой необходимости требовать чистого жанра. Чаще всего в начальной школе сочинения — это работы смешанные.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование — самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу»).

Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания — дать наиболее полные, точные сведения о предмете. («Гепард», «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.

Рассуждение — связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям — к выводам («Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником», «Зачем нужно учиться»).

Тематика определяет содержание сочинения. Значит, всякая новая тематика — это новое содержание. Выделены две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Первая группа раскрывает какой-то отдельный факт, связанный с опытом детей или отдельным учебным предметом. Например, чтобы написать сочинение на тему «Что я знаю о белке», достаточно изложить определенное темой знание, т. е. выполнить работу на репродуктивном уровне. Подобные сочинения приближаются по методу работы к изложениям, хотя и не тождественны ему, ведь ребенок самостоятельно отбирает факты и составляет текст.

Вторая группа — творческая, не ограничивается воспроизведением знаний о белке, хотя тема близка по смыслу: «Могут ли белки жить в воде?». Для ответа на поставленный вопрос ребенок должен раскрыть взаимосвязи живой и неживой природы, обусловленность внешнего вида животного его средой обитания и питанием. Ребенок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства и построить связный текст — выполнить работу творческим методом. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей. «Осень в лесу» — полная свобода выбора жанра, или «Сказка о ветре, который путешествует по земному шару». Тема может быть в виде вопроса: «Зачем людям речь?», «Почему растут деревья?», «Зачем людям игрушки?». Темы, раскрывая которые, нужно сравнивать: «Число и цифра», «Предложение и слово». Темы, в которых встречаются противоречия: «Игра — хорошо и плохо», «Смех — хорошо и плохо».

Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, которые требуют высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений: «Что такое доброта?», «Зачем людям сказки?», «Мир вокруг меня». Знания, необходимые для раскрытия этих тем, привлекаются из разных источников, они не ограничиваются учебными предметами. Есть темы, которые стимулируют проявление творческого выражения, и в результате создается оригинальный и художественный образ: «Кот и солнце», «Ну и снегопад!», «Жила-была добрая-предобрая Баба-Яга... ». Но вместе с темами, пробуждающими воображение, соседствуют такие темы: «Слон», «Кровеносная система человека», «Как зимуют зайцы?». Здесь доминирующая роль принадлежит логическому мышлению, воссоздающему воображению, памяти.

Исходя из различий между репродуктивными и творческими темами, мы делаем вывод о необходимости их сочетания. Наблюдения показали, что некоторые дети, прежде чем писать, должны поделиться своим замыслом, есть и такие, которые не знают, что писать. У каждого ребенка есть необходимые впечатления и определенное отношение к ним, взрослые должны помочь лишь перешагнуть барьер неуверенности. Необходимо  воздержаться от прямой помощи, ограничиваться выслушиванием и одобрением предлагаемых вариантов, использовать лишь побудительные вопросы. Если у ребенка во время работы возникнут вопросы о написании каких-то слов, не терзать его требованием припомнить правило, сказать ему правильный вариант, и не отвлекать его от творческого процесса. Важно учить ребенка проверять сочинение со словарем. Привлечение словарей приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости. Родителям можно посоветовать:                   

                     Помните два обязательных условия:

1.Обсуждайте с ребенком написанное сочинение.

2.По итогам обсуждения предоставьте ему возможность отредактировать текст.

В литературном творчестве особенно важно, чтобы у ребенка не было страха перед исправлениями, покажите ему, как надо аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву.

Смелее беритесь за работу, и вы, и ваши дети быстрее приобретете необходимый для этого опыт.

Задания и упражнения при подготовке к сочинению.

 1.Употреби слова в правильном значении:

     - гостеприимственный - гостеприимный, коровятина - говядина, листы-          

 листья железа, мокрая - сырая собака, мокрая - сырая  земля.                                                  

 2.Подбери синонимы.

 3.Подбери антонимы.

 4.Объясни фразеологизмы: ждать у моря погоды, душа болит.

 5.Отредактируй. Определи, всегда ли правильно употреблены местоимения.

     Роман подошел к брату. Он улыбался.

     Нос мальчика ужалила оса. Но он был уже большой и совсем не плакал.    

6.Отредактируй. (тавтология)

    Из всех времен года я люблю только лето. Я люблю его больше зимы, осени, весны.

7.Замени повторяющиеся слова синонимами.

8.Обрати внимание на однокоренные слова.

    Мы с мамой купили покупки.

9.Отредактируй.  (плеоназмы – лишние слова)

     Патриот Родины, сердитый злюка.

10.Отредактируй. Обрати внимание на формы глаголов.

    Снег падает крупными хлопьями и таял на земле.

     Раскрыв зонт, дождь не попадал на нас.

11.Убери слова -  паразиты, если они есть.

     Иван Иванович был замечательным хирургом. Он, как бы, всегда помогал      

     больным.

12.Отредактируй. Замени жаргонные слова.

      Я напялил на голову шапку. Классно прошвырнуться  по зимнему лесу.

      Переведи на литературный язык: Клево погонять на лыжах, хавать,др.

13.Отредактируй. Замени слово с негативной окраской.      

      Зачем ты столько сахара в чай набухал?

       Сходили в поход и не обломались.

14.Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.

       Весной птицы вьют гнездо. Выращивают птенцов потом птицы.

15.Выбери для слова подходящее определение.

       Греметь                                          грохотать

    - производить громкие резкие звуки,

    - производить сильный шум с раскатами.

16.Раздели текст на части. Обозначь абзацы. Составь план.

17.Напиши сочинение по плану.

18.Отредактируй текст. Обрати внимание на стиль ( разговорный,  

     литературный, научный )

19.Определи тип текста.

20.Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли тема. Если нет, то  

    постарайся сделать это.

Закончить первую часть выступления я хочу словами В.А.Левина: «…дети, вовлеченные в определенным образом организованную творческую жизнедеятельность, сохраняют интерес к поэзии и высокохудожественной прозе и в подростковом возрасте, и позже»

                                            II часть

На уроках русского языка в средних классах мы более углубленно работаем с текстами. Основные цели, которые мы ставим перед собой – на слайде.  Но проблема текста – это проблема в первую очередь его понимания. Способность к пониманию различных текстов является главной составляющей грамотности современного человека, и именно эта способность в последние годы снизилась до критической точки. Об этом говорят результаты PISA-2003: по уровню понимания текстов мы оказались на 32 (из 41) месте – там же, где Турция и Уругвай. Об этом же свидетельствуют результаты проведения ЕГЭ (особенно части С). Понимание текста зависит от целого ряда условий: извлечение информации из каждого слова, словосочетания, предложения; создания установки; способности хранить в памяти поступившую текстовую информацию; умение сравнивать и т.п.

Задача учителя – сделать так, чтобы, читая художественное произведение, гимназисты мысленно «видели и слышали» то, что они читают. Вспомните Гриновскую Ассоль: она умела читать между строк, видеть более видимого. Этого добиться непросто. Только очень немногие умеют видеть своим «умственным взором» образы, созданные писателем.

Этой цели – побудить воображение у одних детей, развить, не дать ему уснуть у других – способствуют речетворческие тренинги, основной дидактической единицей которых является слово. Речетворческое осмысление слова вырабатывает у учащихся «установку» на речетворчество.

Глубина слова измеряется прежде всего его значениями, которые представлены в словарях. Обращение к словарям разных типов на уроках – обязательная часть работы учащихся.

Рассмотрим слово ветер во всем разнообразии его значений.

Толковый словарь: движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Фразеологический словарь: ветер в голове; каким ветром занесло; бросать деньги на ветер; держать нос по ветру; пустить по ветру; куда ветер дует; откуда ветер дует; ищи ветра в поле; как ветром сдуло. Отсюда делаем вывод: суть ветра – движение (действие, динамика).

Учащимся предлагается «наполнить» слово цветом, звуком, запахом.

Цвет: прозрачный, невидимый, бесцветный, серый, цвет далеких гор, холодного неба.

Звук: шелест, шепот, шорох, гул, вой, свист, танец, стон, мольба, стучат ставни, убаюкивание, бубенчики звенят, эхо.

Запах: цветочный, свободы, горный, пьянящий, свежий, запах моря, дождя, пыли, свежесть.

Характер: вольный, веселый, сильный, порывистый, волнующий, неугомонный, безжалостный,  дикий,  игривый, шальной и т.д.

Ассоциации: легкость, радость, надежда, свобода, страх, стремление вперед, холод, облака, листопад, окно, шторм, ураган, пыль, дикий, одинокий корабль.

Этимологическое значение: общеславянское, образовано с помощью суффикса –трь от основы веять. Первоначально было названием бога ветров.

Мифологическое значение: демоническое существо. Его разрушительная или благотворная сила вызывает необходимость задабривать ветер: ласково разговаривать и даже приносить ему жертву. Характерно деление ветров на добрые и злые.

Затем рассматривается поведение слова «ветер» в художественных текстах. Художественное (образное) значение слова учащиеся определяют в процессе анализа текстов. Можно обратиться к творчеству И.Бунина, К.Паустовского, А.Чехова и других.

Очень интересно обращение к произведениям живописи. После анализа репродукций учащиеся выполняют следующее задание:

- Нарисуйте словесно ветер в лесу, на море, в поле, на лугу.

После такой кропотливой работы у учащихся рождаются замыслы собственных текстов, которые они и составляют в конце урока.

Пример. Что-то прошелестело за окном и постучало ласковой ладошкой в мое окно. Я распахнула ставни. Здравствуй, ветер! Откуда ты прилетел? Может быть, с вершины самой заснеженной горы? Тогда расскажи мне о птицах, об их свободном полете. А может, ты примчался из страны нежных роз? Тогда прошепчи мне их тайны. Ты вездесущ, ты хозяин своей судьбы. Как бы мне хотелось сорваться вместе с тобой, мой сумасшедший, веселый, неугомонный друг! (Львова Ольга,8 класс)

Конечно же, такую работу мы проводим в более старших классах – 8,9. Также в этих классах ребятам очень интересно выполнять следующие задания:

- создайте контекст по образному средству. Ученики учатся вводить образное средство в собственный текст. Н-р, «слезливое утро» (Чехов), «стеклянные кустарники» (Бунин), «белое поле ржи» (Андреев).

- опишите репродукцию, дайте ей название. Сравните с авторским. В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите внимание на детали. Какова их роль? Напишите текст.

- Установите между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. (КРИК-РЯБИНА. Крик – боль – одиночество – горечь – рябина)

- по двум не связанным между собой словам создайте текст. Например, ветер – книга.

В более младших, 5-7 классах, мы практикуем следующие виды работ:

- Подобрать к опорному слову или словосочетанию слова, сходные с ним по смыслу, или те, которые рождаются по ассоциации. Н-р,  «новогодняя елка»: праздник, веселье, запах мандаринов, подарки, бенгальские огни, сказочные, добрые, мороз, красота. Закрепив мысленный образ в словах и опираясь на них при построении устных и письменных высказываний, учащиеся свободнее и ярче смогут выразить свои мысли.

- Преодолению сложностей перехода от свернутых мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам способствует такой прием, как выстраивание предложений на основе одного слова или грамматической основы. Опорное слово записывается на доске и по мере поступления предложений превращается в сложную синтаксическую конструкцию. Н-р, Цветок – нежный белый цветок – нежный белый цветок благоухал – нежный белый только что распустившийся цветок благоухал на весь сад ранним весенним утром.

- Также часто мы обращаемся к преобразованию простого плана в сложный, к подбору синонимичного ряда к глаголам говорения, движения, состояния и т.д.

- Очень захватывает ребят работа с акварельными красками. Мы предлагаем зафиксировать впечатление, ощущение, настроение после восприятия текста красками на бумаге. Затем  - разгадывание уловленных и отраженных в цвете и линиях чувств, оценок и вербальное их выражение.

        Большое значение приобретает стимулятивно-мотивационный метод, который реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Н-р, заочная экскурсия по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов (ролевая игра экскурсовод-туристы); устное или письменное приглашение на выставку; диалог в выставочном зале у картины; составление вопросов для интервью с писателем, художником.

        Эти упражнения дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом. Также надо отметить, что такие упражнения на уроке не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков гимназистов, способ накопления материала для сочинения.

                                                    III часть

К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира, образуется «подростковая дыра» художественного развития. Но, к счастью, наши старшеклассники часто выбирают классы гуманитарного профиля, и у нас есть возможность для целенаправленной и системной работы над стилем и конструированием текста. Каждый урок подготовки к сочинению представляет собой лингвистический, речеведческий, стилистический анализ текста, при котором ученики вступают в «диалог с автором».

Текст является стимулом для обсуждения различных проблем, поэтому для работы на уроке я подбираю тексты, соответствующие следующим требованиям:

- он должен быть внешне связным;

- учитывать возрастные особенности учеников – соответствовать коммуникативному читательскому и жизненному опыту;

- проверить овладение сознательным чтением;

- давать возможность неоднозначной трактовки выпускником проблемы, поставленной в тексте;

- должен касаться этических, нравственных проблем, содержать материал для раздумья;

- не должен быть перегружен информативными элементами.

На уроке подготовки к сочинению учащиеся получают карточки-информаторы.

1. Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.

Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.

В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:

а) собственно определение темы текста;

б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;

в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;

г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (...Так завершается статья... очерк... рассказ).

2. Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...; по мнению автора...; публицист убежден в том, что...; автор заставляет задуматься о...; писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...; автор текста доказывает свою точку зрения... .

3. Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:

1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).

Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту В.Солоухина

Цели урока.

1.Обучение умению анализировать художественный текст:

-определять проблематику текста;

- определять позицию автора по проблематике текста (аргументы);

-  определять основную мысль текста.

2.Обучение умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументированно доказывать его.

3.Развитие навыка излагать свои мысли последовательно, точно, используя разнообразные грамматические формы.

4.Воспитание любви к малой родине, ответственного и бережного отношения к родным местам.

Оборудование к уроку.

  1. Текст  Владимира Солоухина  (на парте у  каждого ученика):
  2. Выделители текста.

3.   Памятка « Опорные слова и выражения для задания »С»          

                                               Текст В.Солоухина.

      Как художник создаёт  пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…

     Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами , покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте… Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

     Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.

    Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии.  Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом?  Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт  во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.  

Опорные слова и выражения для задания С

Автор данного текста размышляет о...

…Именно об этом размышляет замечательный русский писатель...

Текст известного русского писателя…посвящён…

Этот текст – размышления не только о…, но и серьёзные раздумья о…

Писатель рассказывает о…

…Об этом на примере…размышляет…

В своём рассуждении автор справедливо утверждает, что…

Автор показывает…

Для писателя важно, что…

Он призывает нас к…

Писатель подчёркивает…

Автор подробно и аргументировано рассказывает о том, как…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Особенно значимо то, что…

Справедливость позиции…не вызывает сомнений.

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является…

Нельзя не почувствовать и не принять…

Автор наводит читателя на размышления о том, что…

Задумывались ли вы…

Обращали ли вы внимание на…

Автор заставляет задуматься о…

Автор предостерегает от ошибок…

Наверное, автор хотел этим сказать…

Вероятно,  автор имел в виду…

Автор взывает к нашему милосердию, состраданию.

Сочувствуя героям, мы задумываемся…

К сожалению…

Кто знает, может и прав автор, считавший, что…

                                             Ход урока.

  1. Сегодня мы анализируем текст Владимира Солоухина. Что вы знаете об этом авторе? (Устные ответы учеников).
  2. Прочитайте текст, определите проблему, позицию автора по этой проблеме и подчеркните  главное для  её понимания. (Ученики читают текст и маркерами выделяют главное)   

   Как художник создаёт  пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть,  штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…

     Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами , покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте…Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

     Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.

    Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии.  Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом?  Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт  во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не  меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

3.О какой проблеме говорит автор в тексте? ( Проблема связи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.)

 4.   Что, по мнению Солоухина, определяло ландшафт дореволюционной России?

 ( Лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен,  сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. И  в первую очередь небольшие деревеньки и сёла.)

   5.    Почему, по словам Солоухина, изменилось лицо страны? ( Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.)

   6.    Что говорит автор о связи души человека с ландшафтом страны? ( В ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.)

    7.     На что сетует автор текста? (Плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет равнодушием и пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Каково будет лицо страны? Нет ведомства по внешнему виду страны ( земли ), по её опрятности, прибранности, одухотворённости.)

8.   Используя опорные слова из 2 части нашей памятки, раскройте позицию автора.

 ( В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в  ландшафт  любой  страны  оказывается вложенной душа народа. Писатель подчёркивает, что не все изменения положительно влияют  на внешний вид страны..)

9.    Итак, к какому выводу приводит нас Солоухин? Используя слова  из 3 и 4 частей памятки, ответьте на этот вопрос.

 ( Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт -  это лицо страны, лицо данного общества. Особенно значимо то, что замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях нашей страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах. Обращали ли вы внимание, что есть разные ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, а ведомства по  внешнему виду страны, по её опрятности, прибранности, одухотворённости нет. Автор заставляет задуматься и о нашем отношении к родному городу.)

10 Согласны ли вы с мнением автора?

 ( Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что сам человек влияет на ландшафт и пейзаж страны.)

11.  Какие аргументы можете привести вы?

 ( Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же сельский или городской пейзаж начинают возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях страны.) ( Текст Солоухина  предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью,  владимирцы  стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.)

12. Таким образом, сегодня на уроке мы проанализировали текст известного владимирского писателя В.Солоухина, определив его проблему и позицию автора по этой проблеме. Вы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор. Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам  работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению?

(Да, нам стал более понятен алгоритм работы над текстом, опорные слова позволяют связанно построить свой ответ, логически выдержанно соединить одну часть с другой).

13.  Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.

                                  Образцы сочинений учащихся.

   Сочинение  Влады Т.

     Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён связи пейзажа и  ландшафта страны с духовностью народа.

      Писатель рассказывает о том, что целый народ штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. Солоухин подчёркивает, что лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц, десятками тысяч помещичьих усадеб с их парками и прудами. Автор сетует, что лицо страны изменилось, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается  вложена душа народа. И плохо, если душа спит, если она отвлечена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа, ландшафт как бы пустеет, от него веет равнодушием.

      Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт – это лицо страны, лицо данного общества. Замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах.

В прошлом году мы посетили город Владимир. Там огромное количество соборов и церквей, а это, как известно,- душа народа. Во Владимире заботятся о внешнем облике города: восстанавливаются храмы и монастыри, где в советское время были склады и музеи. Троицкую церковь, которая стоит у Золотых ворот и где сейчас расположен музей хрусталя, собирались сносить при строительстве драмтеатра, и лишь после вмешательства известных людей, в том числе и Солоухина, оставили на месте. Помещичьи усадьбы Воронцовых и Всеволожских близ Владимира восстановлены, в них располагаются санатории, и  отдыхающие имеют возможность любоваться красотой старинных парков.

      Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.

     Сочинение  Рияза Я.

        Текст известного русского  писателя Владимира Солоухина посвящён проблеме взаимосвязи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.

       « Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества», -справедливо утверждает автор. А общество, как известно, динамическая система. Так что, невольно изменяясь, общество преображает пейзаж своей страны. Вот и в России, несмотря на кажущееся постоянство, пейзаж изменяется. Под воздействием времени, из-за влияния исторических деятелей или в огне войн и природных катастроф.

       Автор подчёркивает, что, к сожалению, не все изменения положительно влияют на внешний вид страны. Некоторые разрушают его, и это плохой знак. Ведь природа и душа народа связаны. И если душа впадает в летаргический сон, то и ландшафт разрушается, и природа  гибнет. «Тогда одухотворённость уходит » из пейзажа страны. А что же остаётся?

       Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, можно сказать, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же современный городской и сельский пейзаж начинает возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях нашей страны.

       Таким образом, Солоухин справедливо утверждает, что ландшафт страны – это отражение духовности народа.

Визуальным ресурсом, помогающим учителю в работе, является интерактивная доска. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На интерактивной доске легко удалять, передвигать, вставлять надписи, добавлять комментарии к текстам. Ученики имеют возможность отмечать особенности построения текста, его художественно-выразительные особенности, подбирать наиболее стилистически уместные сочетания, вставляя их в пробелы готовых текстов. При затруднении обращаются к справочнику, который составляется самими же учениками и от урока к уроку дополняется. В справочнике ученики находят информацию по функциональной стилистике, краткую характеристику стилей современного русского языка, перечень изобразительно-выразительных средств и их функциональные характеристики, языковые и речевые стандарты-клише, используемые при написании сочинений. Если необходимо, чтобы учащиеся могли слышать выразительное, орфоэпически-правильное чтение текста, то к интерактивной доске подключаем аудио- или видеооборудование.

        Гимназией накоплен определенный опыт комплексного анализа текста. Большой популярностью у учеников и учителей пользуются уроки, сочетающие в себе и литературоведческий, и лингвистический и даже музыковедческий анализ». Совсем недавно в стенах гимназии при поддержке методиста ИМЦ Сатаровой Н.Г. прошел зональный семинар на тему  «Развитие межкультурной компетентности обучающихся средствами интеграции предметов в условиях культуротворческой среды».                                                                        Данный семинар был первой частью проекта «Судьбы, обожженные временем» и был посвящен творчеству Б.Пастернака и Г.Свиридова, в частности анализу кантаты Г.Свиридова на слова Б.Пастернака «Снег идет». Был показан дидактический театр «Поэзия Серебряного века», прослушана кантата в исполнении Сельской капеллы мальчиков и даны литературоведческий и музыковедческий анализ стихотворений.

Таким образом, были исследованы произведения Пастернака через интеграцию литературы, музыки и истории и закреплен опыт исследовательской и речетворческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Развитие дара слова

Выступление на районной августовской предметной секции учителей русского языка и литературы...

Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления.  Деятельность ...

Статья "Использование технологии развития критического мышления при подготовке учащихся к ОГЭ/ГИА"

Материал адресован учителям осуществляющим подготовку обучающихся к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла. Представленная технология позволяет развить способность обучающихся критически мыслить, что яв...

Практические советы по развитию навыков аудирования при подготовке учащихся 9 и 11 классов к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Данная статья предлагает  рекомендации для учителей английского языка  по аспекту "Аудирование". Эти советы просты и не требуют много времени для подготовки к  их применению. ...

Дидактический материал по теме "Связь слов в словосочетании" для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы  ГИА по русскому языку в 9 классе содержат задания по теме "Словосочетание".Этот материал изучается в 8 классе в начале года  и требует повторения в 9 классе.Предлагается...