ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Шеина Галина Егоровна

Дополнительная  общеразвивающая  программа социально-педагогической направленности для детей и взрослых

«Анализ художественного произведения»

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ многопрофильная  ШКОЛА №65 «Спектр»  г.Липецка

Рассмотрена на заседании МО

учителей русского языка и литературы.

Протокол №.2

Рассмотрена на заседании   педагогического совета.

Протокол № 3

«Утверждаю»______________

Директор МБОУ СМШ №65 «Спектр» г.Липецка

Хвостова Е.И.

Приказ №

Дополнительная  общеразвивающая  программа

социально-педагогической направленности

для детей и взрослых

«Анализ художественного произведения»

Липецк   2014-2015 учебный год

                                 Пояснительная записка

   Основная цель курса – развить и закрепить у учащихся навыки владения устной и письменной речью, сформировать представление об основных тенденциях развития русской литературы 19 века, научить учащихся самостоятельно оценивать художественное произведение и уметь давать эту оценку.

   При построении данного курса учитывались знания, которые учащиеся получат на уроках  по “Программе литературного образования”. В 10 классе изучаются произведения  неоклассической (традиционной) литературы. В связи с этим данный элективный курс предполагает решение следующих задач:

  1. расширение и углубление знаний о специфике развития, проблематике и поэтике литературы 19 века;
  2.  углубление знаний по теории литературы и формирование умений пользоваться современными литературоведческими терминами;
  3.  развитие навыков комплексного анализа лирических и прозаических произведений.

 

Сведения о программе

Программа элективного курса «Анализ художественного произведения» составлена с опорой на учебное пособие

Е.И.Никитиной “Русская речь: Развитие речи”.10 класс (М.: Дрофа , 2005 ).Содержание данного курса рассчитано на углубленное изучение литературы в профильных 10 классах.

Обоснование выбора программы

 Данный курс помогает решать и задачи литературного образования: воспитывать вдумчивого читателя, учить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.

В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм, детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что позволяет старшеклассникам Учащиеся получат представление о жанрах устной и письменной речи, о составлении простого и сложного плана, о правилах конспектирования критической статьи, об анализе художественных произведений разных жанров.

.  

Информация о количестве часов

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Формы и методы:

:лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий;

лекции с элементами беседы;

практические занятия;

индивидуальная и групповая деятельность по решению литературоведческих задач;

 написание сочинений различных жанров и форм;

самостоятельный подбор художественных текстов для анализа и сопоставительного анализа.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

1.Особенности устной и письменной речи

1

2.Понятие о литературоведческих терминах

2

3.Виды анализа произведений

3

4.Элементы стихосложения

1

5.Комплексный анализ текста

27

ИТОГО

34

                                     Содержание программы  «Анализ художественного произведения»

Введение. Цели и задачи курса.

Современные подходы к анализу художественного произведения. Различение понятий «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста. Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др.  

Теоретический блок

Тема 1. Литературные направления. Античная литература. Древнерусская литература. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм.  Модернизм. Особенности литературных направлений.

Тема 2. Жанры  и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле.

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры русской литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Художественный метод и стиль русских писателей и поэтов XIX века

Тема 3. Идейно-тематический анализ произведения. Тема, проблема, конфликт, пафос, идея произведения

Тема 4. Композиционный анализ произведения.

Особенности композиции прозаических и лирических произведений. Линейная, кольцевая и челночная композиция. Внекомпозиционные элементы: пейзаж, портретная характеристика, описание местности, интерьера, собственно-авторская характеристика, диалог, речь героев.

Тема 5. Лингвостилистический анализ текста.

Понятие о лингвостилистическом анализе текста. Лингвистический анализ: определение семантики устаревших слов и оборотов, диалектизмов, профессионализмов, терминов, индивидуально-авторских слов.

Стилистический анализ: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов стилистических фигур, звуковых средств художественной изобразительности.

Тема 6. Элементы стихосложения.

 Ритм. Ритмика. Стопа. Размер. Рифма. Рифмовка. Строфа.

Практический блок

Тема 7. Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений: историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое. Основная часть. Заключение. Правила составления тезисов. Конспектирование как вид письменной работы.

Тема 8. Конспект критической статьи.

Основные правила конспектирования критической статьи. Составление плана критической статьи. Способы цитирования. Н. Добролюбов.  «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве».  Д. Писарев. “Базаров”.

Тема 9. План развёрнутого ответа на вопрос.

Составление плана развёрнутого ответа на вопросы по роману А. Гончарова: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?».

Тема 10. План анализа эпизода.

 Требования к выполнению работы по анализу эпизода. План анализа эпизода.

 Анализ эпизодов пьесы  А. Островского: «Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы».

Анализ эпизода романа А. Гончарова «Обломов»: «Приезд Штольца к Обломову».

Анализ эпизодов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др.

Анализ эпизодов романа Л. Толстого «Война и мир»: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др.  

Анализ эпизодов пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена комедии».

Тема 11. План комплексного анализа прозаического и лирического произведений.

Структура плана комплексного анализа художественного произведения: идейно-тематический анализ, композиционный анализ, языковой анализ, стихосложение (для лирических).

Тема 12. Идейно-тематический анализ произведения.

 Определение темы и проблематики произведения. Конфликт произведения: общественный, идеологический, социальный, межличностный, внутренний. Пафос произведения: героический, революционный, патриотический. Идея произведения. Смысл заглавия.

Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов И. С. Тургенева. Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений Ф.И. Тютчева и А. Фета. Проблемный анализ произведения:  «Идейно-нравственные поиски героев Толстого».

Тема 13. Композиционный анализ произведения. 

Композиция повествования. Композиция рассуждения. Композиция описания. Анализ композиции лирического произведения. Роль внекомпозиционных элементов: пейзажа,  портретной характеристики, описания местности, интерьера, собственно-авторской характеристики, диалога, речевой характеристики героев.

Композиционный анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева “Мы ещё повоюем!”, «Щи», «Богач» и др. Композиционный анализ лирических произведений на материале лирики Ф. И. Тютчева и А. Фета.

Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”). Роль пейзажа в произведении (на материале романа “Война и мир”).

Тема 14. Лингвостилистический анализ текста.

Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова.

Приёмы сатирического изображения (на материале произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»).

Тема 16. Сравнительный и сопоставительный анализ лирических произведений.

План сравнительного анализа произведений.

Сравнительный и сопоставительный анализ произведений на материале стихотворений поэтов XIX века.

Тема 17. План характеристики литературного героя.

Характеристика литературного героя (на материале повести Н. Лескова «Очарованный странник»).

Тема 18. Комплексный анализ прозаического текста.

 Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина).

Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А. П. Чехова).

Комплексный анализ лирического произведения (на материале лирики поэтов XIX века)

                                                   Литература и средства обучения

1.Основные источники:

  1. Произведения русских поэтов и писателей 19 века.

2.Методические пособия:

2.1 Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. С.-П. : «Глагол», 2000

2.2.  Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения.  М.: «Экзамен», 2004

2.3.  Единый государственный экзамен. Литература: Учебно-тренировочные материалы для   подготовки учащихся. Авт.-сост. Э.А.Красновский, Л.Н.Гороховская, С.А.Зинин. – М.: «Интеллект – Центр», 2007

2.4. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 1 полугодие. – М.: «Вако», 2005.

2.5. Золотарёва И. В. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. 2полугодие. – М.: «Вако», 2005.

2.6. Иванченко Н.П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики

2.7. Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. 10 класс. – М.: Дрофа,2005.

2.8. Самойлова Е.А. Литература. Типовые тестовые задания. – М.: «Экзамен», 2008

2.9. Чернец Л.В., Семёнов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2002

3.Электронные ресурсы.

3.1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 9-10 класс.

3.2. ИКТ: Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Литература. - МедиаХауз

Календарно-тематический план

урока

Тема занятия

Кол.

часов

Прим.

сроки

Форма

занятий

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности устной и письменной речи

1

Лекция с элементами беседы

Теоретический блок

6

2

Литературные направления

1

Лекция

3

Жанры  и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле

1

Лекция

4

Идейно-тематический анализ произведения: тема, проблема, конфликт, пафос, идея

1

Лекция с элементами беседы, практикум

5

Композиционный анализ произведения

1

Лекция с элементами беседы, практикум

6

Лингвостилистический анализ текста: лексика и ИВС

1

Лекция с элементами беседы, практикум

7

Элементы стихосложения

1

Лекция с элементами беседы, практикум

Практический блок

27

8

Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы.

1

Лекция с элементами беседы, практикум

9

Конспект критической статьи.

Н. Добролюбов.  «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве»

1

Практическое занятие

10

План развёрнутого ответа на вопрос. Монологическое устное высказывание: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?»

1

Практическое занятие

11

План анализа эпизода.

 Анализ эпизодов пьесы

А. Островского: «Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы»

1

Практическое занятие

12

План комплексного анализа прозаического текста

1

Практическое занятие

13

Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов Тургенева.

1

Практическое занятие

14

Композиционный анализ стихотворений в прозе “Мы ещё повоюем!”, «Щи», «Богач» и др.

1

Практическое занятие

15

Составление тезисов статьи

 Д. Писарева “Базаров”.

1

Практическое занятие

16

План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование)

1

Практическое занятие

17

Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений Ф.И. Тютчева

 и А. Фета.

1

Практическое занятие

18

Композиционный анализ произведений на материале лирики Ф. И. Тютчева и

 А. Фета.

1

Практическое занятие

19

Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений

 А. Фета и Ф. Тютчева.

1

Практическое занятие

20

План сравнительного анализа лирических произведений на материале стихотворений поэтов XIX века.

1

Практическое занятие

21

Приёмы сатирического изображения (на материале произведений Салтыкова-Щедрина)

1

Практическое занятие

22

Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина)

1

Практическое занятие

23

Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”).

1

Практическое занятие

24-25

Анализ эпизода: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др.

2

Практическое занятие

26

Своеобразие психологического стиля

Ф. М.  Достоевского. Три портрета Родиона Раскольникова

1

Урок-презентация

27

План характеристики литературного героя (на материале произведения Н. Лескова)

1

Практическое занятие

28

Роль пейзажа в произведении (на материале романа “Война и мир”)

1

Практическое занятие

29-30

Анализ эпизода: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др.

2

Практическое занятие

31-32

Проблемный анализ произведения:  «Идейно-нравственные поиски героев Толстого»

2

Практическое занятие

33

Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А. П. Чехова)

1

Практическое занятие

34

Анализ эпизода: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена комедии»

1

Практическое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Программа факультатива по литературе «Зарубежная литература: от античности к романтизму»

Рабочая программа факультативного курса по литературе. 8 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...