Талант человечности или порок сердца?
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Егорова Людмила Николаевна

 Проблема духовно-нравственного воспитания в рассказе Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon talant_chelovechnosti_ili_porok_serdtsa.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Талант человечности или порок сердца?

( Проблема духовно-нравственного воспитания

 в рассказе Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»)

Урок внеклассного чтения в 10 классе

по рассказу А. Алексина «Безумная Евдокия»

Цели и задачи урока:

  1. обучающая: знакомство учащихся  с личностью писателя, с тематикой и проблематикой его творчества, привлечь подрастающее поколение к чтению художественной литературы;
  2. развивающая:  развитие умения анализировать рассказ как малый эпический жанр, составления  развёрнутого ответа, развитие культуры речи;
  3. воспитательная: воспитание чуткости, внимания к окружающим, любви и уважения к учителю, преодоления равнодушия и эгоизма в подростках.

Тип урока: урок-размышление, урок- исследование;

Оборудование урока:

-портрет А.Алексина;

- выставка книг А.Алексина;

- песня из к/ф «Доживём до понедельника»;

- песня Б.Окуджавы «Грузинская песня»;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер.

Методические приёмы:

- вступительное слово учителя;

- кейс-ситуация;

- аналитическая беседа;

- работа в группах;

- эйдос-конспект;

- презентация (MS Power Point);

- рефлексия (мини- сочинение).

Эпиграфы к уроку (слайд 1):

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше  всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

                                                                                                                       А.С.Макаренко

С покаянием и  добром надо спешить, чтобы они не остались без адресата.

                                                                                                                        А.Алексин

Ход урока

1.Оргмомент (приветствие, ознакомление с темой и целями урока). (Слайд 2).

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня самая  острая проблема в обществе – это проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи. Уровень нравственности и воспитанности подростков проявляется прежде всего во взаимоотношениях с родителями, учителями, со взрослыми, которые их окружают. По мнению талантливого педагога прошлого века А.С. Макаренко, «воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше  всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги». Сегодня мы поговорим о проблеме взаимоотношений учителя и ученика, учителя и родителей, но урок мне хочется начать с песни из кинофильма «Доживём до понедельника», которая называется «Журавлиная песня».

(В исполнении ученицы звучит «Журавлиная  песня»).

Вопросы к классу:

1).  Почему, говоря и о работе учителя, автор пишет: «Пусть посмотрит, всё ли ещё служит старый наш учитель или нет», и о журавлях читаем то же слово: «Видимо, надеждой и упрёком служат человеку журавли»? ( Автор, используя слово «служит», выделяет в работе учителя такие понятия, как долг и честь, как у военных. Учитель  даёт присягу служить верой и правдой в  воспитании и формировании человеческих душ. А журавли, видимо, так же  преданны своей родине). (Слайд 3)

2). Перечисляя главные качества настоящего учителя, вы наверняка назовёте следующие: ум, человечность, искренность, толерантность, естественность и любовь. Сложив начальные буквы, мы и получим слово «учитель».  Если вам предложат выбрать одно единственное качество, на чём вы остановите свой выбор? ( На человечности, конечно, потому что без  человеческого отношения к детям невозможно воспитать настоящего человека. В понятие « человечность» входят  и все остальные качества).

О таланте человечности мы и поговорим сегодня на уроке, посвящённом рассказу Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Несколько слов о самом писателе.

3. Сообщение ученика о личности и творчестве А.Алексина. ( Слайдовая презентация, слайды 4 -12)

Алексин Анатолий Георгиевич -  русский писатель (наст. фам. - Гоберман) Родился 3-го августа 1924 года в Москве. Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. (Слайд4-8)

    Сборники повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых: «А тем временем где-то...» (1967), «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1975), «Поздний ребенок» (1976), «Третий в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985) и др. Государственная премия СССР (1978). С 1993 живет в Израиле.

     Первые прозаические произведения Алексина - очерки, рассказы и публицистика- начали появляться в печати в середине сороковых годов. После войны он поступил в Московский институт востоковедения, который окончил в 1950 году. В том же году вышел первый сборник его повестей "Тридцать один день». (Слайд 9)

     Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров.  Это непосредственные и жизнеподобные, не лишенные мелодраматизма и сентиментальности, изложенные, как правило, от первого лица, повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых. (Слайд 10)

   Его главными героями становятся подростки. Он сумел создать свой неповторимый мир, в котором живут юные и взрослые. Писатель затрагивает проблемы, тревожащие и взрослых, но они очень важны для юношеской поры. (Слайд 11)
   Основной художественной задачей автор ставит раскрытие нравственного конфликта, психологического мира героев, их характеров. Ряд повестей посвящены столкновению с миром взрослых. Большое внимание Алексин уделяет проблеме семьи, ее роли воспитания молодого поколения.
(Слайд 12)

Учитель: Ребята, обратите внимание на год написания рассказа «Безумная Евдокия». Кажется, для вас это уже старинный рассказ. Какое у вас сложилось впечатление о событиях, о которых повествует писатель? ( За исключением эпизодов, в которых участвуют непосредственные участники Великой Отечественной войны, все события очень современны, как будто о нас и  написано).

Учитель: Это ещё раз подтверждает актуальность затронутой нами проблемы – духовно- нравственное воспитание подростков. Какой вопрос вас больше всего мучает после прочтения рассказа? ( Почему у таких хороших родителей выросла такая эгоистичная девочка?) ( Слайд 13)

Учитель: Создадим кейс-ситуацию: действительно, как могло случиться такое, что  умные, интеллигентные,  внимательные и чуткие родители не сумели воспитать в ребёнке те же качества?

4. Аналитическая беседа с классом.

- От какого лица ведётся повествование? ( Историю вспоминает отец девятиклассницы Оли).

- Каковы композиционные особенности рассказа? На сколько частей можно разделить рассказ? ( Рассказ строится необычно:  воспоминание врезается в реальность. Сам рассказчик говорит, что рассказ соткан из фрагментов, из кусочков, деталей, которые он должен восстановить. Рассказ можно разбить на две части: до и после похода.) .

- Почему отец Оли должен восстановить разрозненные детали? (Он хочет понять, «где случился тот роковой поворот», то есть где они с Надей допустили ошибку в воспитании дочери. Но об этом он задумался слишком поздно, когда уже случилось несчастье. Он надеется, что, «собравшись вместе, они создадут цельную картину»).

- Как вы думаете, где и когда родители Оли совершили ошибку ? (Когда Оля родилась, Надя написала в записке: «Спасибо ей», хотя рисковала жизнью сама, ведь у неё был порок сердца, и она могла умереть. Может, даже раньше, ещё задолго до рождения Оли, когда Надя говорит будущему мужу: «Представляешь, какая у нас была бы дочь». Значит, она заранее вбила себе в голову, что у них должна быть идеальная, одарённая, не похожая на других дочь).

- Как вы поняли  фразу « Эта фраза перекинула мост и в тот страшный день, который разлучил нас с Надюшей. Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца…»? (Отец уверен, что именно с этого дня начался путь к тому трагическому дню, о которой мы читаем в конце рассказа и в котором виновата их дочь Оля. Но нам кажется виноваты всё- таки родители). В дальнейшем по ходу анализа заполняем таблицу характеристик. (Слайд 14).

- Что вы узнали о родителях Оли в начале рассказа? Что в них изменилось к концу рассказа?(1 группа: это порядочные, воспитанные, творческие  люди. Отец хорошо разбирается в людях. Это видно из того, как он отзывается о Наде. Отметил её честность, чувство юмора, детскую непосредственность и самокритичность. Сам он любил писать фантастические рассказы. Это люди, умеющие ценить искусство. А в конце мы узнаём, что они давно ничем не интересуются: с рождением дочери  Надя перестала петь, а отец -  писать свои рассказы).

- Читая рассказ, чью сторону вы приняли, классного руководителя или Оли? Почему? Аргументируйте свой ответ. (Сначала, наверное, все были на стороне Оли, потому что она талантливая девочка,  должна была серьёзно заниматься в художественной школе. Ей некогда было сидеть на встречах с бывшими учениками Евдокии Савельевны. Оля готовилась стать художником или скульптором, а классный руководитель заставлял её ходить на эти встречи).

- В центре повествования во второй части стоит классный руководитель 9Б. Какою вы увидели Евдокию Савельевну?  (2 группа: ей 54 года, но выглядит и на 50, и на 39..  По мнению рассказчика, она была «женщиной без возраста».Отмечая в ней отсутствие вкуса, Олин отец говорит с иронией: «На собрании Евдокия Савельевна объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного, а у самой при этом поверх модных брюк была какая-то непомерно широкая юбка и в ней заправлена мужская ковбойка…она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все  ещё ходили в пальто». «Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет»,- опять иронизирует отца Оли, потому что это коллективный вид искусства, где нужна массовость, а Евдокия Савельевна как раз « очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе».

- Что было главнее для неё в воспитательном процессе? ( Чтобы каждый ученик принимал участие в жизни класса, школы. Она не делила класс на ярких и  серых личностей. Для неё все были равны. И даже ответственные задания поручала самым незаметным ученикам).

- Вы согласны с тем, что она подавляла талант Оли? Действительно ли Оля была талантлива? ( Евдокия Савельевна говорит, что «к человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию художника человечность… и не договаривает. Здесь, наверное, необходимо говорить не о подавлении, а о попытке учителя привить Оле талант человечности. Е.С. не могла не заметить, что Оля растёт равнодушной, чёрствой, себялюбивой. Она и раньше предупреждала родителей об этом, но к ней не прислушивались, Олю каждый раз отпрашивали с классных часов).

- Какое отношение к Евдокии Савельевне сложилось у родителей и почему? ( Негативное, осуждающее презрительное, хотя мама просила Олю быть снисходительней к ней. «Щадить надо людей»,- говорит она и постоянно просит дочь не рифмовать, то есть не насмехаться над другими).

- Составим психологический портрет Оли. (3 группа: Оля очень одарённая девочка. Прекрасно рисует, лепит. Занимается в художественной школе. Собирается стать скульптором или знаменитым художником. Лучше всех в классе говорит по-английски, изучает итальянский. Такого талантливого ученика в классе больше нет).

- Откуда складывается такая положительная  характеристика? (Это мнение родителей Оли).

- Изменилось ли ваше отношение к Оле  после похода? ( Да. Мы увидели Олю с другой стороны, то есть услышали мнение Евдокии Савельевны. Раньше мы на происходящее смотрели глазами отца Оли и осуждали Евдокию Савельевну. Наше мнение совпадало с мнением Отца, а его мнение – это мнение Оли).

- Как Оля относилась к Евдокии Савельевне? ( Она считала, что ей нечем заняться, у неё нет семьи, вот она и устраивает встречи со своими бывшими учениками, что Евдокия Савельевна не справедлива к ней). (Слайд 15)

- Кто назвал Евдокию Савельевну «безумной» и почему? ( Так назвала её Оля. Наверное, Оля обижалась, что Евдокия Савельевна не выделяла Олю среди других детей, не замечала её таланта, говорила то громко, то восторгаясь, то изумляясь о простых людях, которые ничем особенно не отличались. Например, Костя Белкин не мог даже начертить прямую линию, а теперь у него четвёрка по геометрии, чему Евдокия Савельевна очень рада).

- Почему родители согласились с ней и приняли такое прозвище классного руководителя? (Родители слишком сильно любили Олю, она стала центром семьи. Они всегда чего-то боялись, жили в ожидании тревоги, наверное, подсознательно родители чувствовали свою ошибку, они ведь умные образованные люди. Только отец всё время оправдывал дочь, защищал её. Оля – единственный ребёнок в семье, стала гордостью семьи, и родители видели в ней только положительные стороны).

- Действительно ли Оля обладает талантом художника? Насколько она одарённа?

( На самом деле Оля не настолько талантлива. Во время очередной встречи Она в десятый раз перерисовывала старика с телеграммой. И глаза собаки у неё не получались. Это оттого, что она не видит душу того, кого рисует. Ей не понять, что значит для этого старика телеграмма, может, от детей).

- Что говорит Евдокия Савельевна о таланте? ( Она говорит о таланте не художника, а человека. О таланте быть человеком, что гораздо важнее, поэтому учитель и воспитывает в детях человечность. «К человечности талант художника может и не прилагаться. То есть она имеет в виду, что не обязательно быть талантливым, главное – надо оставаться человеком).

- Что главное в жизни Евдокии Савельевны? Чему она посвятила свою жизнь? ( Для неё главное, чтобы её ученики выросли настоящими людьми. «Мои ученики не стали знаменитостями, но и злодеев среди них нет. Ни одного… У них есть талант человечности». Больше тут ничего и не скажешь. И каждый из них, как Митя Калягин, по первому звонку готов прийти на помощь другим. Это важнее всего).

- Почему после слов «ни одного…» она  замолчала? ( Потому что Оля выпала из этого числа, и Евдокия Савельевна расстроена, что не сумела воспитать в ней человечность).

5. Составим эйдос-конспект. (Слайд 16)

- Что же ей помешало в этом? ( Родители и помешали. Они фактически воспитание дочери превратили в битву за Олю. Не надо было бороться с Евдокией Савельевной, надо было повернуться к ней лицом, прислушаться к её советам и тревогам за Олю. Жаль родители, упоённые успехами дочери, упустили самое важное – душу ребёнка. Результатом такой борьбы между родителями и учителем  становится воспитание эгоистичного человека. Чтобы добиться успеха, надо объединить свои силы, а не спорить. А для родителей Оли Евдокия Савельевна стала «причиной всех страданий и слёз их дочери». После случившегося отец даже возненавидел и классного руководителя, и одноклассников Оли).

- Кто проиграл эту битву? (Родители). (Слайд 17)

- Проследите путь формирования Олиного эгоцентризма. Объясните каждый пункт.

      1. Забыла о подруге (соврала родителям).

      2. Не заметила любви Бори Антохина (насмехалась над ним).

      3. Оказала «медвежью услугу» Люсе на собрании.

            4. Желая быть первой, ушла, никому не сказав, из лагеря.

      5. Не заметила душевного расстройства матери.

- Какое качество в характере Оли главное, по- вашему? (Главная черта в характере Оли – равнодушие к окружающим. Она ничего и никого «не замечает», то есть, не хочет думать о других).

- Кого-нибудь любит ли Оля? ( Скорее, никого. Она любит себя, ставит себя выше других. Если бы она любила родителей, она бы не заставила больную мать волноваться. Она даже не раскаялась в случившемся. Больше переживает опять Евдокия Савельевна, как бы Оля не взяла одна на себя всю вину, готова разделить с ней  эту ношу).

- Случайно ли Алексин наделил своих героинь такими именами? Давайте послушаем, что означают имена Евдокия и Оля?

4 группа:                  

Происхождение имени Евдокия.

 История имени Евдокия имеет древнегреческие корни. Имя это в переводе с греческого означает «благоволение».

Что означает имя Евдокия по Д. Зиме?  

Характер имени Евдокия такой, что его обладательница будет излишне стесняться своего имени, либо напротив подчеркивать его редкость и необычность. Для нее характерны такие качества как подвижность, добродушие, чувственность, а если проблемы болезненного самолюбия не существует, то и достаточная доля оптимизма. Несмотря на свой покладистый нрав, Евдокия  имеет исключительный запас прочности и энергичности, что позволит ей не только самоутвердиться, но и достичь карьерных высот в каком -либо деле.

Характеристика имени Евдокия по Б. Хигиру.

Евдокия независимая и упорная, и, хотя ее так же просто задеть, она способна защитить себя. В жизни у нее часто бывают трудные ситуации, но она старается все преодолевать и добиваться желаемого. С годами обладательница этого имени становится прагматиком, учится трезво подходить к происходящему.

Происхождение имени Ольга.

 Считается, что у женского имени Ольга — скандинавское происхождение. История красивого и гордого имени Ольга уходит корнями в седую глубь веков, во времена князей и древней славы, оно переводится со скандинавского языка как «святая» или «священная», «светлая, просветленная».

Что означает имя Ольга по Д. Н. Зиме? 

Характер имени Ольга предполагает в его носительнице сочетание таких противоречащих друг другу качеств как общительность и закрытость. Ольга вместе с тем обладает еще и расчетливостью и  постоянно контролирует свое поведение. В ее отношении к другим всегда заметна некая напряженность. Это характерно для Оли еще в детстве. Она старается держать свои чувства при себе. Быть более открытой Ольга может уже в коллективе, в котором вращается долгое время. Иногда ее эмоциональность находит выход в колком подшучивании над окружающими. Оля обладает большим самолюбием, которое трудно не задеть. Оли вечно стремятся к совершенству в жизни. В глубине души Оли и Ольги считаются себя идеалом и совершенством, а потому очень тяжело переживают чужой успех, который кажется им незаслуженным. Зависть — это бич всех Ольг и Оль по жизни, который они старательно прячут от самих себя и от близких людей, но именно зависть является двигателем в жизни женщин по имени Ольга.

Характеристика имени Ольга по Л. Цымбаловой. 

В детстве Оля -  это обидчивый серьезный ребенок. Она очень восприимчива, может закрыться ото всех, скрыться словно улитка в своем домике. Но вместе с этой чертой  в ней живет упрямство. Оля не будет просить прощения, даже когда вина лежит на ней.  От природы способна. Ольга , как правило, держится в стороне, никогда не совершит какой-нибудь дерзости. Близким бывает с ней трудно общаться. Она обладает волевым характером  и всегда знает, чего именно она желает. С окружающими может вести себя доброжелательно, но никогда не нарушит субординацию.

В соответствии с толкованием имени Ольга по Б. Хигиру.  

Ольга обладает упрямством и самостоятельностью. Ей не достает великодушия и человеческой душевности. Она не терпит чужой слабости, излишней чувствительности, восторженности.

Согласно описанию имени Ольга по Е.Грушко и Ю.Медведеву. 

  Минус ее характера в том, что Ольга никогда не прислушивается к советам в свой адрес, даже к искренним и полезным из них. А к окружающим, которые менее подкованы в каком-либо вопросе чем она, Оля относится с презрением. С людьми, зависящими от нее, Оля держится пренебрежительно.

Учитель:

- Значит, не случайно автор дал своим героиням такие имена: старомодное имя классной руководительнице, а гордое и красивое, но холодное имя  -  девятикласснице.

- Так Евдокия Савельевна становится символом человечности, а Оля – символом сердечного порока. Что вы понимаете под этим словосочетанием? ( Порок сердца – это равнодушие, чёрствость по отношению к близким и окружающим).(Слайд 18)

- Что связывает рассказ Алексина с библейской притчей и чем они отличаются? ( В библейской истории блудный сын вовремя опомнился, покаялся, получил прощение и изменил свою жизнь, встал на праведный путь, Оля не попросила прощения ни у отца, ни у матери. Хотя финал открытый, может, она одумается и раскается.. Во всяком случае на это очень хочется надеяться). (Слайды 19-21)

- Ещё в каком произведении затрагивается проблема возвращения  блудного сына? (В повести Пушкина  «Станционный смотритель» возвращение дочери Дуни заканчивается не радостной встречей отца с дочерью, а невозможностью встречи и примирения, покаяния и прощения. Отец не дождался  дочери, Дуня не успела попросить и получить прощения отца. Кстати героиню тоже звали Дуней, Евдокией). (Слайды  22-23)

- Таким образом,  писатель Алексин, продолжая тему блудных детей, призывает нас быть более внимательными, чуткими, человечными друг к другу. Не только о себе думать, но и о своих близких: не причиним ли мы им боль и страдание своими необдуманными поступками, не придётся ли нам потом глубоко раскаяться.

   6. Рефлексия урока.

- Обратимся к афоризмам из рассказа. Кому они  принадлежат? Объясните смысл одного афоризма. Послужила ли для вас уроком история Оли? (Слайд 24)

  • Жить только собой – это полбеды…Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы.
  • Если нет времени разобраться, лучше не берись. А не пытайся небрежно, одной рукой разводить чужую беду!
  • Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество.
  • Не воспринимай чужой успех, как большое личное горе.
  • К человечности талант художника может и не прилагаться.
  • Война с недугами и несчастьями будет вечной. Иногда мы ещё и сами убиваем друг друга.

(Учащиеся письменно объясняют значение одного афоризма на выбор и зачитывают).

Заключительное слово учителя. (Слайд 25)

 Самое главное, к чему призывает автор этого произведения, заключается в словах: «С покаянием и  добром надо спешить, чтобы они не остались без адресата», как в случае с Олей, которая теперь и прощения у матери не может попросить: у матери душевное расстройство, и она попадает в психиатрическую клинику. А для этого надо быть человеком, а не просто казаться им.

Мы начали урок  гимном учителю и закончить его тоже хочется красивой душевной песней

Булата Окуджавы.  ( Звучит «Грузинская песня»).(Слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

13-порок взрослых или введение в теорию вероятностей

"13-й порок мира взрослых", или Введение в теорию вероятностей Цель:получения представлений об изучаемом предмете, его основных понятиях. Учитель:“В Москве на Болотной площади есть скульптура Михаи...

Презентация к уроку обществознания "Что такое человечность".

Презентация к уроку обществознания по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф....

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

"ПЕВЕЦ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ"- писатель Виктор Астафьев

Материал к уроку литературы в 11 классе....

«Будьте добрыми и человечными!» классный час в 6 классе

Данный классный час нацелен на воспитание доброго отношения к окружающим, ориентирован на улучшение межличностных отношений....

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сингапурской системы:"Образование как пространство для развития способностей и талантов,или чему нужно учиться.Талант на благо Родины:красивые слова или реальность?"

Развитие в учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника. Дать понятие о таланте как основном элементе труда....

Талант человечности. (Урок-диспут по повести А. Алексина ”Безумная Евдокия ”)

Урок внеклассного чтения для обучающихся  7 класса.Цели урока:Предметная: знакомство учащихся с творчеством писателя  А.Алексина, его повестью «Безумная Евдокия», обсуждение на м...