Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Заплатина Елена Ивановна

Используемый учебник: Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М. Просвещение, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_dlya_8.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе для 8-ых классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, принятого в 2004 году, «Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2004 году, а также программы по литературе В.Я. Коровиной. 

Используемый учебник: Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М. Просвещение, 2010.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа позволяет по-своему структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения; предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Программа В.Я. Коровиной выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность заключается в том, что в каждом из классов затронута одна из ведущих проблем.

В рабочей программе изменено количество учебных часов, отводимых на изучение крупных разделов курса, в соответствии с учебным планом школы, а также скорректирован перечень изучаемых произведений в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Литература формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Технологии обучения: развитие критического мышления, информационно-коммуникационные, ТРИЗ, проектная.

Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих механизмов: групповая работа; исследовательская, поисковая и проектная деятельность; задания, требующие самооценки; целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Виды и формы контроля: пересказ, выразительное чтение, в том числе наизусть; сочинение, конспект.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностноориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 8 класса ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2008.

Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение, 2007.

Меркин Г.С. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 8 класса. – М.: Вентана-Граф, 1997.

            DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы.

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (2 часа в неделю = 68 часов)

I четверть (9 х 2 = 18 уроков)

Тема урока

 

Дидактическая  модель обучения

Требование к уровню

Вид  самостоятельной работы

 Домашнее

 задание        

Дата

план

Дата

факт.

1

Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.

Комплекты  плакатов по литературе .

Тема. Идея.  Проблема в литературном произведении.

1

Объяснительно-иллюстративная. Опорные записи, материалы из учебника истории, иллюстрации, репродукции

Знать образную природу словесного искусства, уметь состав. тезисы и план прочитанного, владение монолог. и диалог. речью

Сочинение-миниатюра (попытка создать свой худож. образ)

С.3-4 чит.,

Задание в тетради,

Лекция на пересказ.

Подг. сообщение по темам

2

Лирическая песня как жанр народной поэзии. Исторические песни.

1

Объяснительно-иллюстративная. опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.

Знать жанровые особенности лирической песни, уметь делать выводы, анализировать  содержание  и конфликт лирической  песни

Свободная работа с текстами.

С.5-11, вопросы с.10

Подготовить наизусть песню.

3

Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком»

1

Исследовательская

РР 1

Знать жанровые особен. предания, проводить    сам. исследов. работу

Работа с текстами историч. документов и преданий.

С.11-14, пересказ, вопросы с.14

4

Древнерусская  литература. Особенности содержания и формы жития. «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

1

Объяснительно-иллюстративная, материалы учебника

Знать причины возникн. патриотич. темы в древнерус. литер.; уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произвед.

Работа по отбору информации из справочных материалов

С.15-23,

С.23 вопросы, в.4 в тетр.

5

«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Комплекты  плакатов по литературе .

Основные  направления  русской литературы 18 века.

1

Опорные записи, материалы из учебника.

УВЧ

уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения

Работа с текстом произвед.

С.24-31, выраз. чтение

6

Литература VIII века. Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь». Понятие о романтизме и классицизме.

Комплекты  плакатов по литературе .

Романтизм как художественное направление.

1

Опорные записи, материалы из учебника. Т.Л.

Знать особенности соц.-полит. обстановки 18 в.; понятия «классицизм»

Отбор информации на заданную тему

С.32-67, переск.эпизодов, с.67 вопросы

7

Н.М. Карамзин. Особенности языка повести «Наталья…»

1

Объяснительно-иллюстративные материалы.

РР

Уметь сам-но делать выводы, анализировать язык повести.

Владение монологической и диалог. речью

Чтение, пересказ сюжетов.

8

Из рус. литер. 19 века. Басни И.А. Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

1

Объяснительно-иллюстративные материалы.

Знать осн. факты жизни писателя, уметь определять мораль басен.

Беседа, работа с книгой, выразительное чтение.

С.68-73, инсценировка басни

9

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с рус. историей. Образ Ермака Тимофеевича. Характерные особенности жанра.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

Знать осн. факты жизни К.Ф. Рылеева, понятие «думы»; уметь анализировать поэтич. произвед.

Слово учителя, аналитическая работа с текстами произведений

С.74-79, в.1-9

10

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века».

Комплекты  плакатов по литературе .

Как оформить цитаты в сочинении по литературе.(7кл)

Комплекты  плакатов по литературе .

Как писать сочинение по литературе. (7кл)

Комплекты  плакатов по литературе .

Характеристика героя литературного произведения (примерный план)

1

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме

Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы, структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело цитировать, сопоставлять литературные произведения, выявлять общее в характерах героев, в решении исторической темы.

Беседа, работа с произведениями

11

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Композиция. Жанр. Пушкин в Казани.

Комплекты  плакатов по литературе .

  1. Замысел и историческая основа романа А.С. Пушкина  «Капитанская дочка».

  1. Система образов романа А.С. Пушкина  «Капитанская дочка».

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать историч.

источники; содержание произведения.

Беседа, работа с книгой

С.81-88, лекция, вопросы.

Индивид. сообщения.

12

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Гл.1-3. Формирование личности П. Гринева «Я рос недорослем».

Комплекты  плакатов по литературе .

«Капитанская дочка».  Словарь историзмов и архаизмов.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать содержание произведения, этапы формирования героя; выделять смысловые части текста.

Владение основными видами публичных выступлений.

С.89-109, выборочный пересказ

13

Гринев в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых».   Анализ 3-5 глав.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать систему худож. образов повести; уметь давать характеристику героям.

Владение основными видами публичных выступлений.

Письменный ответ на ? «Как и почему изменилось отношение Гринева к своему пребыванию в крепости?»

14

Гринев и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика

Комплекты  плакатов по литературе .

Образ. Характер. Герой.

1

Поисковая. Фрагмент х/ф «Капитанская дочка»

Уметь сопоставлять эпизоды текста и срав-ть героев; выражать свое отношение к поступкам героев,

выявлять

авторскую позицию.

Проблемные задания.

Сообщения:

- Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте;

-Роль эпиграфа в повести.

15

Гринев и Маша Миронова. Нравственная красота героини. Гл.4-7

1

Объяснительно-иллюстративная.

Фрагмент х/ф «Капитанская дочка».

Уметь владеть различными видами пересказа, приводить док-ва, используя цитатный материал

Аналитическая беседа.

С.109-137, найти в тексте «зеркальные сцены»

16

Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Гл.8-9.

1

Исследовательская

Знать исторические сведения о Пугач. восстании.

Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Рассуждения: Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева? Проблема милосердия. Тема русского бунта.

С.137-183

17

Утверждение автором нравственных  идеалов гуманности, чести и долга. Углубление понятия о художественном образе-характере. Становление  личности под влиянием «благих потрясений».

1

Поисковая.

Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст.

Организация совместной учебной деятельности

Рассуждение:

«Честь» - как «внутреннее нравственное достоинство человека» или отжившее дворянское понятие?

С.191 вопросы

2 четверть (8 х 2 = 16 уроков)

18

М.Ю. Лермонтов. Жизнь, тв-во. Воплощение исторической темы в творчестве. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». Символический образ тюрьмы в лирике поэта.

Комплекты  плакатов по литературе .

Схема анализа стихотворения.

1

Объяснительно-иллюстративная. Романс Рубинштейна и Варламова «Горные вершины».

Знать осн. факты жизни и тв-ва поэта.

Уметь определять род и жанр литер. произвед., выражать свое отношение к прочитанному.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

Лекция. С.191-193.

Наизусть

10н

19

Кавказ в жизни и тв-ве М.Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания, особенности композиции.

Комплекты  плакатов по литературе .

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»  как романтическое произведение.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Симфоническая поэма «Мцыри».

Знать содержание произведения, уметь анализировать поэтический текст, хар-ть особенности сюжета, композиции.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

С.193-213, выразительное чтение

11н

20

Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. Художественное своеобразие поэмы.

1

Поисковая. Т.Л.

Уметь выделять смысловые части худож. произведения, хар-ть особенности сюжета.

Организация совместной учебной деятельности. Проблемные задания.

Отрывок наизусть. С.213-216, вопросы.

В.1 в тетради.

11н

21

Творческая работа по поэме М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся)

1

Поисковая.

РР 2

Умет развернуто обосновывать суждения.

Проблемные задания.

Биография Н.В. Гоголя.

С.217-219, сообщения.

12н

22

Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

Комплекты  плакатов по литературе .

Особенности драмы как рода литературы.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать особенности драматического произведения, определение понятия «комедия»; уметь составлять тезисы к лекции.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

С.219-300, чтение комедии

12н

23

Н.В. Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

Комплекты  плакатов по литературе .

Система образов в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». (7кл)

1

Поисковая.

Знать основы сценического поведения, содержание комедии, уметь владеть различными видами пересказа.

Организация совместной учебной деятельности.

С.302 в.11,2,7,8.

13н

24

Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». Мастерство речевых хар-к (д.2-3)

1

Исследовательская.

РР 3

Уметь хар-ть особенности сюжета, композиции, роль изобр.-выраз. средств в создании образов.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Инсценировка эпизода (по группам), словесный портрет Хлестакова.

13н

25

Общечеловеческое значение характеров комедии. Образ Хлестакова.

Комплекты  плакатов по литературе «Маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя.

1

Поисковая.

Отрывки из х/ф «Инкогнито из Петербурга»

Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей.

Проблемные задания.

Рассуждение:

- Соответствует ли образ Хлестакова в кино образу, созданному писателем?

Индивид. зад.: «Сценическая история комедии «Ревизор».

14н

26

Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». Хлестаковщина.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать содержание статьи Белинского, определение понятия «хлестаковщина»

Аналитическая беседа. Работа с книгой.

Выписать из комедии крылатые выражения.

Сообщения:

- Трактовка образа Хлестакова различными актерами,

- Белинский о городничем.

14н

27

Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование.

1

Поисковая.

РР 4

Знать пути и приемы раскрытия образов комедии, уметь выражать свое отношение к прочитанному.

Проблемные задания.

Дом. соч:1.Случаен ли самообман чиновников?

2.Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показа-ться чиновникам ревизором?3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе?

15н

28

И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».

1

Повесть, фабула.

Сообщения.

29

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя – повествователя.

1

Герой-повествователь

Беседа по содержанию, работа над понятием.

30

Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася»

1

Р.Р. 5

Сюжет, эпилог, психологизм.

Обучение анализу эпизода.

32

«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

1

Тургеневские девушки.

Беседа, чтение по ролям, анализ.

33

М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Худож.-полит. сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях.

1

Исследовательская.

Знать понятие «сатира», особенности худ. Мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать художественное произведение.

Аналитическая беседа, работа с текстом.

С.3-13, вопросы, пересказ фрагмента.

16н

34

Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа  «Старый гений».

НРЭО  1 -  Отражение темы в творчестве А.Г.Туркина.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Т.Л.

Знать особенности художественного мира Н.С. Лескова, содержание рассказа; уметь анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора.

Слово учителя, аналитическая беседа, работа с текстом.

С. 14-24,  Рассуждение:

- Кто виноват в страданиях героини?

16н

35

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Толстой в Казани.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Тв.р.  РР 6

Знать содержание рассказа, уметь составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблему произведения.

Лекция, беседа, работа с книгой.

С.25-37, пересказ сюжета, в.1

Индивид. сообщения

17н

36

Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, - способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.

1

Поисковая.

Т.Л.

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Организация совместной учебной деятельности.

С.37 в.2-5

17н

3 четверть   (10 х 2 = 20 уроков)

37

«После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

1

Проблемное изложение.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.37, в.6 развернутый ответ.

Подготовка  к сочинению

18н

38

Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала»)

1

Исследовательская

РР 7

Уметь писать сочинение по мотивам литер. произведения. Темы:

- Письмо Ивана Васильевича Вареньке;

- Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь».

Сочинение

Л.Н. Толстой «Отрочество»,

Чтение, пересказ.

18н

39

Природа родной природы (стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

Комплекты  плакатов по литературе .

Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

1

Поисковая.

Наизусть

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Проблемные задания

Наизусть по выбору.

С.41, вопросы

19н

40

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Знать основные события жизни  писателя, уметь находить худож. деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховских рассказов.

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

С.42-54, в.5 в тетради; инд. сообщ. по биографии

20н

41

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ».

НРЭО 2 - Бунинские традиции в стих-х Б. Ручьева.

1

Поисковая

Знать жизнь Бунина, содержание рассказа, уметь анализировать худож. текст.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.

С.55-61, пересказ сюжета; вопросы (ответы развернутые). Рассуждение: Почему герой Бунина в финале погибает?

21н

42

А.И. Куприн. Жизнь. Творчество. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье в рассказе «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать жизнь Куприна, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой.

С.62-69, в.2 в тетради (таблица).

Рассуждения: Почему у Чехова и Бунина ситуации схожи, а формы разрешения различны?

21н

43

М. Горький «Челкаш». Образы босяков. Понятие об экспозиции.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Знать жизнь Горького, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.70-101, пересказ эпизодов, в.1-4.

Выписать цитаты, характер. Двух героев.

22н

44

Творческая работа. Сравнит. характеристика двух героев (по рассказу «Челкаш»)

1

Исследовательская.

РР 8

Уметь сравнивать литературных героев, анализировать .

Творческая работа

С.100, в.5-10

23н

45

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом».

1

Объяснительно-иллюстративная.

Уметь определять род и жанр литер. произведения; формулировать идею, тему, проблематику

Комментированное чтение.

С.102-112, в.5,7

Рассуждение:

- Герои Куликовской битвы – в боях за Родину.

23н

46

Образ Родины в поэзии А. Блока.

1

Исследовательская.

Наизусть

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Проблемные задания

С.111 наизусть, в.6

24н

47

С.А. Есенин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

НРЭО 3 -   Взаимоотношения прошлого и настоящего в тв-ве Валеева.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Комментированное чтение.

Наизусть.

С.114-121, выраз. чтение по ролям, в.2 (развернутый ответ), наизусть по выбору.

24н

48

М.А. Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Объяснительно-иллюстративная.

Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.122-128, в.1-3, пересказ сюжета

25н

49

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.129-138 в.1-5, с.139, в.2 в тетради

25н

50

Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи. М. Зощенко.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.

Рассказ, беседа; работа с книгой.

С.139-157, пересказ, составить вопросы.

Индивид. задания по вариантам

26н

51

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. История создания. Композиция  поэмы «Василий Теркин». Теркин – олицетворение национального характера.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.

Знать образную природу словесного искусства, уметь дать хар-ку героев

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.158-184, в.1-6,

С.185 в.1

27н

52

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

НРЭО 4 -  отзвуки войны в творчестве А.Б. Горской.

1

Поисковая. РР 9

Уметь хар-ть особенности сюжета, композиц.; выявлять автор. позицию.

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

Размышления:

Картина фронтового быта; Сочетание юмора и патетики; Роль худож.-выраз. средств;С.185 в.2 с.184, наизусть отрывок

27н

4 четверть (8 х 2 = 16 уроков)

53

Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа».

1

Поисковая. РР 10

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять автор. позицию.

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

Размышления:

- Картина фронтового быта;

- Сочетание юмора и патетики;

- Роль худож.-выраз. средств;

С.185 в.2

с.184, наизусть отрывок

28н

54

Народно-поэтическая основа, героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина.

1

Поисковая

Уметь анализировать худож.  произвед.

Организация совместной учебной деятельности.

Наизусть.

в.13,14-в тетради

28н

55-56

Стихи поэтов о ВОВ (А. Ахматова, В. Самойлов, М. Джалиль и др.)

НРЭО 5 -  Лирика И.Банникова.

2

Исследовательская

Знать поэтов военного времени и их тв-во, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Наизусть.

С.209-219, наизусть по выбору

29н

57

А. Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию.

НРЭО. 6 -  Созвучие с рассказом А.М. Климова.

1

Поисковая

Уметь анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему, выражать свою точку зрения.

Проблемные задания

С.186-209, пересказ сюжета, в.1-3

30н

58

В.П. Астафьев. Тема детства в тв-ве писателя. «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

Поисковая

Знать основные факты жизни и тв-ва писателя, содержание рассказа.

Организация совместной учебной деятельности

С.220-236, пересказ эпизодов.

Рассуждения:

- Роль бабушки в жизни писателя;

- Сопоставление с образом бабушки в тв-ве  М. Горького.

30н

59

Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро.

1

Поисковая

Уметь воспринимать и анализировать худ. произведение, владеть различными видами пересказа.

Организация совместной учебной деятельности

С.236 в.2-4,

Рассуждение:

- Образ учителя

31н

60

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине.

2

Поисковая

Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.

Проблемные задания.

Наизусть.

С.237-245, наизусть по выбору, устный анализ стихотворения

32н

61

Зарубежная литература. В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. Конфликт живого чувства и предрассудков.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

С.250-264, вопросы.

 Монолог Ромео и Джульетты на англ. языке.

Сообщения:

- Шекспир – представитель эпохи Возрождения;

- Поэтические переводы Шекспира.

33н

62

В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Трагедия произведения эпохи Возрождения..

НРЭО 7  -  К.В. Скворцов «Сонеты».

1

Объяснительно-иллюстративная.

РР.  11  Тв.р.

Уметь выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта), строить устные и письменные ответы.

Лекция, рассказ, беседа; работа с книгой

Рассуждения:

- Как природа раскрывает чувства героев?

- Почему пьесу можно назвать гимном любви?

Мини-сочинение «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать».

33н

63

Жизнь и творчество Дж. Свифта. «Путешествие Гулливера»

1

Объяснительно-иллюстративная.

УВЧ

Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного.

Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа

С.265-382, вопросы. Пересказ эпизодов

34н

64

Жизнь и творчество Вальтера Скотта. «Айвенго» как исторический роман.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Т.Л.  УВЧ

Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».

Рассказ учителя, работа с книгой, ознакомительная беседа

С.283-323. вопросы, пересказ эпизодов.

35н

65

Итоговый урок. Задание на лето.

Проблемные задания.

Задания в тетради. Индивид. задания.

35н

Резерв – 3 часа.

Р.К. – 7 часов  

 Р.Р. – 11 часов.

Литература 8 класс    

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

   год

Уроков

18

14

20

16

68

УРР

3

3

4

3

13

УВЧ

1

2

2

2

7

Творческие работы

-

1

1

1

3

Сочинения

1

1

1

1

4

ТЛ

2

2

3

3

10

Наизусть

2

2

3

5

12

Контрольные работы

-

1

1

-

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...