Притча о блудном сыне
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Акчурина Елена Михайловна

         Притча о блудном сыне – одна из самых популярных евангельских притч. Тема блудного сына актуальна всегда, так как в жизни каждый человек может ошибаться, сомневаться в чём-то. Но важно то, чтобы он умел критично относиться к себе, умел признавать свои ошибки и покаяться.

        Я думаю, что данный урок лучше проводить в 7-9 классах, так как именно в подростковом возрасте меняется характер и поведение многих ребят. Они чувствуют себя взрослыми, становятся самоуверенными, мало внимания обращают на поучения и замечания старших. Из-за разных взглядов на жизнь меняются отношения между детьми и родителями.

        Анализ притчи заставляет ребят задуматься над своими поступками, учит любить родителей и уважать их мнение…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pritcha_o_bludnom_syne.doc488 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Притча о блудном сыне.

                                                             

Цель урока: ознакомить учащихся с притчей о блудном сыне;            картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

Оборудование урока: портрет голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта; картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Электронное издание «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), мелодии к картинам (Палестрина. Missa Prima, Каччини. Ave Maria); электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

                                         Ход урока.

        Перед учащимися картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта. Звучит музыка №1.

               

1.Слово учителя.

     - Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».)

      - Что вы знаете о Библии?

         Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом.  В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах…

     - Благодаря Библии появилась духовная музыка, написаны знаменитые произведения живописи. С некоторыми из них мы уже знакомы. Какие картины, иконы вам запомнились?

Икона Владимирской Богоматери С.Ушакова; икона «Распятие» Дионисия; икона «Троица»  Андрея Рублёва; картина  Крамского «Христос в пустыне»; картина Иванова « Явление Христа народу»…

                     

                                   

С. Ушаков. Икона Владимирской            Андрей Рублёв. Троица.               С.Ушаков. Богоматерь Владимирская -богоматери.                                                                      древо государства Российского

                                                                                                                             .

                                 

           А.А.Иванов. Явление Христа народу.                                           И.Н.Крамской. Христос в пустыне.

      -Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной на библейский сюжет. Это картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но сначала мы с вами остановимся на притче, благодаря которой появилось это произведение искусства. Вспомним, какой жанр мы называем притчей?     

   Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями.

      - Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов)  и стал ходить с ними  из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети…  Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?

      - В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.  

      Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению  слова «блудный».

       Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой        притче.

2. Чтение притчи.

       У одного человека было два сына. Однажды  младший  сын  сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там  он  жил  весело,  ни  в  чём  себе  не отказывал, и скоро денег у него не  осталось.
    А  в  это  время  настал  голод  в  той  стране.  Юноша  нанялся  к  одному  из жителей  пасти  свиней. Он  голодал  и  рад  был,  если  ему  удавалось  поесть свиного  корма.
   И тут он опомнился и  сказал: «Сколько  работников у  моего  отца  получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя  и  недостоин  называться  твоим  сыном. Прости  меня  и прими в число наёмников твоих».
   Встал он и пошёл к  отцу. Отец ещё  издали увидел его, побежал  навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал  отцу: «Отец,  я  согрешил  против  тебя  и недостоин называться твоим сыном!»
   А  отец приказал слугам: «Принесите  лучшую  одежду и оденьте  его,   и  дайте  перстень  на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться.  Ибо этот  сын  мой  был  мёртв  и  ожил,  пропадал  и  нашёлся». И начали  веселиться.
   Старший  сын  был  в  это  время  в  поле. Возвратившись,  он услышал  пение  и  весёлые  голоса.  Он  спросил  у  одного  из  слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».
    Старший сын рассердился  и даже  не  захотел  войти  в  дом. Отец  вышел  и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько  лет  я  служу  тебе,  всегда  слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться  с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и  ты  заколол  для  него  откормленного телёнка».
   Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и  всё,  что  есть  у  меня, - твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал  и  нашёлся».

  3. Беседа.

       - Одна из главных заповедей в семье - «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?

         По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.

        - К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

         Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.

      - Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

         Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.

     - Как встретил его отец?

       Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.

    - Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

       Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.

      - Какой момент в притче является кульминационным?

         Сцена возвращения сына.

4. Работа по картине Рембрандта.

        - Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони ... Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. Давайте же вернёмся вновь к этой картине.

Какими предстают перед нами герои притчи?

       

5. Прослушивание речи диктора.

6. О старшем сыне.

      - В притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце. Пока младший вёл беспутную жизнь, он трудился на полях отца. Как он реагирует на возвращение брата? Почему?

         Он не радуется возвращению брата и осуждает отца… Ему обидно, что чествуют не его, оставшегося с отцом, а блудного сына.

       - Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата?

         

7.Основные выводы.

       - Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас  эта притча? Какова же основная мысль притчи?

         Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

       Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

      Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

8. Завершение урока.

     - Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

9. Домашнее задание. Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне».

       

                             

                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная культура XYII века. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Тема: Художественная культура XYII века. Реалистическая живопись Голландии.Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына». На этом уроке учащиеся знакомятся с творчеством голландского художн...

Конспект урока "Притча о блудном сыне в творчестве и судьбе Рембрандта ванн Рейна"

Материал урока можно использовать на уроке МХК, истории, обществознания, во внеклассной работе....

Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)

Цель урока: в ходе работы над проектом научить  проводить сопоставительный анализ текстов и  выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...

Библейская тема в изобразительном искусстве. Притча о блудном сыне. Презентация

В презентации подобраны произведения изобразительного искусства по библейскому сюжету "Притча о блудном сыне" для урока в 7 классе....

"Уроки доброты" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" и "Притче о блудном сыне")

Урок литературы для учащихся 6 класса "Уроки доброты" составлен по рассказу В.П. Астафьева "Уроки французского" и "Притче о блудном сыне"....