Урок литературы в 11 классе.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Рибенок Елена Владимировна

Урок по творчеству Есенина С.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

            Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках и во внеклассной работе.

                       УРОК. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс.

    Литературное кафе (по С.А. Есенину)

Тема урока:Тема любви в лирике С.А. Есенина.

Цель урока:познакомить с любовной лирикой поэта,помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С. Есенина на разных этапах его творчества.

Оборудование урока:компьютер, проектор, экран.

Основной метод- групповая работа, и поэтому кабинет преображается общей творческой  фантазиейв литературное кафе, где за столами-группы из 5-6 человек.Каждая группа представляетопределённый период любовной лирики поэта:

  1. 1914-1917        ГОЛУБАЯ ВЕСНА.
  2. 1917-1919        РОЗОВОЕ ЛЕТО.
  3. 1919-серед. 1925.-ЖЁЛТАЯ ОСЕНЬ,
  4. 2-я пол.1925года  -ЧЁРНО-БЕЛАЯ ЗИМА.

Каждый столик стилизован под опред.период (ска-терть,ваза с букетом и т.д.)

Каждый член группы получил задание подготовить

наизусть  одно стихотворение  С. Есенина с письменным анализом.В процессе урока члены группы дают информацию о любимых женщинах поэта и особенностях лирики этого периода.Одни учащиеся читают и анализируют стихи на уроке возле импровизированной березки,другие сдают письменные работы ; на уроке время от времени включается компьютер,который демонострирует на экране фотографии любимых женщин поэта.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

….   У нас сегодня необчный урок – урок литературное кафе.Общей творческой фантазией наш кабинет преобразился в литературное кафе  С.А.Есенина.

Тема нашего урока – «Тема любви в лирике Есенина» сегодня мы будем говорить о любовной лирике поэта,попробуем разобраться  в особенностях лирики на разных этапах его творчества.

В своём развитии  любовная лирика Есенина проходит 4 времени года:

1.Весна (14-17)

2. Лето(17-19)

3.Осень(19сер.-1925)

4.Зима (IIпол.1925)

Соответственно класс разделен на 4 группы.Первая изучала и подбирала материалы по лир. 1914-1917гг – периода ГОЛУБОЙ ВЕСНЫ…..

Вторая группа представляет РОЗОВОЕ ЛЕТО

Третья – ЖЕЛТУЮ ОСЕНЬ,

А четвертая – ЧЕРНО-БЕЛУЮ ЗИМУ

Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные стороны жизни человека, многие темы связаны с темой любви.Это значит,что в  любовной лирике поэт выражает и себя,и своих современников,и окр.мир.Лир.поэз. автобиографична.В октябре 1925г поэт сказал : «Что касается автобиографических сведений – они в моих стихах.

Поэтому раскрывая тему любви,мы будем обращаться к биографии поэта,узнавать о современницах поэта,вдохновивших его на создание стихов о любви.

Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта во время учебы его в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках.А вдохновила его Анна Сардановская,сестра его друга.

I группа:  Период ГОЛУБОЙ ВЕСНЫ,

1 ученик ( Титова Катя об Анне Сардановской.)

2 ученик (чтение стихотворения «За горами, за черными долами… Ветлугина Даша и анализ.)

3 ученик ( Шабалин   -А. Бальзамова)

4 ученик (Виолетта Леонович  -об  Анае Изрядновой)

5 ученик (Саша Буланов «Гаснут красные крылья заката»)

6 ученик (Маша Коротун -анализ)

Учитель. Вопрос : Каковы особенности ранней  лирики любви Есенина?

II группа:Период РОЗОВОГО ЛЕТА :

1 ученик (Тяпкин Саша о Лидии Кашиной)

2 ученик ( Кузнецова Юля «Зеленая прическа»)-наизусть ст-ие.

3 ученик ( Коняева Даша -  анализ)

4  (Я) об экспедиции.

5 ученик (Воронин Артем   -.Зинаида Райх)

6 ученик (Юра Оголев.  - Поэма»Письмо к женщине»)

7 ученик ( Алина Э.-  краткий  анализ)

Учитель  : Что отличает лирику 2го периода?

III группа :Период Жёлтой ОСЕНИ,

1 ученик (Саша Комнов.Период душевного кризиса.)

2 ученик ( Юля Жесткова.Айседора Дункан)

3 ученик ( Слава Щерба. «Мне осталась одна забава».) Чтение начала стихотворения и переход к прослушиванию песни «Забава» в исп А. Малинина.(диск)

4 ученик ( Аня Филинова- анализ)

5 ученик ( Аксенова Юля. Августа Миклашевская)

6 ученик ( Лена Климкова.»Ты такая простая,как все».)

7 ученик ( Жесткова Юля.Шаганэ Тальян)

8 ученик (Буланов Саша)Чтение стихотворения.

Учитель III период самый продолжительный,сложный,судьбоносный.Каковы самые важные отличительные его особенности?    (Исчезновение библейский образов,религиозной символики,возросшее мастерство поэта)

VI группа.  ЧЁРНО_ БЕЛАЯ ЗИМА.

1 ученик ( Вика Синтялева..)

2 ученик ( Настя Москаленко.-Галина Бениславская.)

3 ученик ( Илья Аветян.стихотв.)

4  (Я) последние стихи посвящаются С.А.Толстой

5 ученик ( Вика Чернова.)

 Я читаю стихотворение наизусть.  1925 г. « Я помню, любимая, помню»

Учитель. Стихи С.Есенина  о любви различны по степени совершенства.Но они безгранично искренни,предельно чисты и задушевны.

« Я сердцем никогда не лгу» писал Есенин,поэтому его стихи волнуют сердца читателей ,ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.

Ребята сдают работы,выполненные дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...