Презентация "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус".
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Виногорова Мария Александровна

Презентация "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.yu_._lermontov_parus.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус»

Слайд 2

Цель: раскрытие значения символического образа паруса в стихотворении и отношение поэта к окружающему миру в стихотворении « Парус».

Слайд 3

Задачи: 1) учить анализировать поэтический текст, находить в стихотворении художественно-выразительные средства языка; 2) познакомить учащихся с инверсией; 3) работать над формированием навыков выразительного чтения; 4) развивать творческие способности учащихся .

Слайд 4

Сообщение темы урока Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю?

Слайд 5

История создания М.Ю.Лермонтов в 18-летнем возрасте приехал учиться в школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Он отправился прогуливаться по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря.

Слайд 6

Анализ стихотворения Выделите основные ключевые слова стихотворения Буря Одинокий Покой Мятежный Какое чувство вызывает парус у самого поэта? Что вызывает сочувствие поэта? Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?

Слайд 7

Работа с черновиками стихотворения Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается? а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.

Слайд 8

I строфа Белеет парус одинокой В тумане моря голубом !.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение?

Слайд 9

Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит ... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Чтение второй строфы . - Как меняется изображение паруса? Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? Каким предстаёт море?

Слайд 10

Выразительные средства в стихотворении Перечитайте строки: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом !.. Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том- то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, вы получили бы фразу иначе: «одинокий парус белеет в голубом тумане моря». И вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихах же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.

Слайд 11

Словарь Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный. Например, мятежная душа (С.И. Ожегов «Толковый словарь») Инверсия (от лат. i nversio – переворачивание, перестановка) – нарушение обычного порядка слов в предложении Антитеза (от греч. antithesis – противопоставление) – стилистическая фигура, заключающаяся в резком противоставлении понятий, положений, образов. Параллелизм (от греч. parallelos – идущий рядом) – сопоставление.

Слайд 12

Вспомните, какие существуют стихотворные размеры. Проинтонируйте первую строфу стихотворения «Парус», определите стихотворный размер. Что такое рифма? Какие виды рифм вам известны? Определите рифму в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».

Слайд 13

Проверьте себя. - / - / - / - / - - / - / - / - / Четырёхстопный ямб Белеет парус одинокий а В тумане моря голубом !.. б Что ищет он в стране далёкой? а Что кинул он в краю родном? б Перекрёстная рифма

Слайд 14

Обобщение учителя: - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? - А в последней? - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? - Что же нужно парусу? - Что же это за слова в русском языке? - А здесь? Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?

Слайд 16

Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море» С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри - Рассмотрите репродукции. - Какие краски использует художник, изображая море? - Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

Слайд 17

- Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? - Что символизирует море? Айвазовский «Бурное море ночью»

Слайд 18

Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. Определите настроение стихотворения? Настроение романса? Что общего и чем эти художественные произведения различаются?

Слайд 20

Задание: Из стихотворения « Парус» выпишите инверсии. Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении « Парус »? Выучить стихотворение наизусть.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы "М.Ю. Лермонтов"

Презентация к уроку литературы, посвящённому изучению творчества М.Ю.Лермонтова....

урок-презентация "М.Ю.Лермонтов: судьба и творчество"

Урок литературы разработан для учащихся 6-7 классов и представляет собою литературную гостиную, которая знакомит учащихся с основными этапами жизни и творчества одного из великих русских поэтов 19 век...

презентация к уроку "М.Ю.Лермонтов: судьба и творчество"

разработана к уроку литературы в 6-7-х классах как урок-ознакомление с основными этапами жизни и творчества поэта....

Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.

Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....

Литературная композиция, посвященная юбилею М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «А Лермонтов есть Лермонтов навеки»

Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта....