Михаил Васильевич Ломоносов
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Андреева Ирина Мечеславовна

Урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.v.lomonosov.doc761 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Учитель: И.М. Андреева

Тема  урока:

«Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:

Учащиеся должны:

  1. Иметь представление о М.В.Ломоносове  ученом и поэте;
  2. Уметь выделять главное, обобщать, делать выводы;
  3. Иметь представление и уметь анализировать стихотворение;
  4. Уметь составлять синквейн.

Оборудование: интерактивная доска, портрет М.В.Ломоносова, репродукции картин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Учитель:

Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Откроем тетради и запишем тему урока:

Михаил Васильевич Ломоносов

( 1711 – 1765)

“Все испытал и все проник”

(А.С.Пушкин)

        

Учитель.

Более 20 лет своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов посвятил  занятиям различными науками. Какими науками занимался Ломоносов и какой вклад внес в развитие научной мысли России? Об этом моя небольшая лекция.

Ваша задача, ребята,  слушать меня внимательно и запоминать то, о чем я буду говорить, потому что после моего рассказа вы должны будете выполнить одно задание. А вот какое задание,  об этом вы узнает позже.

Итак, я начинаю.

        Любимая наука М.В.Ломоносова – химия.  Он создал  химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

        Занимаясь физикой, он раскрыл загадку  грозы и северного сияния.

        Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

        Он первый в мире географ-полярник.

        Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

        Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка. На уроке русского языка, когда мы говорили о пунктуации, я приводила вам пример правила  из его учебника: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура = знаки препинания.

        Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

        Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например, «Портрет Петра I», «Полтавская битва» (показать на интерактивной доске).



Полтавская баталия. Мозаика Ломоносовской мастерской. 1762-1764. Общий вид

        В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

                - Как вы думаете, чье имя он носит?

( имя  Михаила Васильевича Ломоносова).

        Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на  интерактивной доске памятник).



Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Моховой

Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что,  по словам А.С. Пушкина,  «… он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом».

Задание.

А теперь, ребята, вспомните все то,  о чем я вам сейчас говорила, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова,  названия тех наук, в которых преуспел М.В.Ломоносов.

        Если вы затрудняетесь выполнить это задание, что-то забыли, то можете посовещаться  с ребятами, сидящими рядом с вами.

Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.

Учитель.

Я думаю, что  вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В.Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.

Работа с учебником.

Чтение стр. 51 – вслух  или можно предложить кому-то из ребят, заранее подготовленных, рассказать кратко о детстве и юности М.В.Ломоносова.



Мемориальный дом-музей на месте дома Ломоносовых

Подведем итог первой части нашего урока.

- Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной  доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.

Учитель

Ученики

1 (одно) существительное

Ломоносов М.В.

2 (два) прилагательных

великий

знаменитый

3 (три) глагола

учился

работал

открывал

Фраза

Преуспел в разных  науках.

Вывод

Ученый

“Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли.

        Вторая часть урока будет посвящена  поэтическому дару М.В.Ломоносова.  Мы прочитаем и попытаемся понять содержание поэтического текста.  Это стихотворение, некоторые называют  басней, М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».

Перед чтением стихотворение необходимо провести  словарную работу, так как в  этом произведение встречаются лексические и грамматические архаизмы.

Слова и выражения следует записать на доску, а рядом указать современный вариант или предложить ребятам объяснить значения слов и выражений, а после объяснения дописать современный вариант.

Если это будет интерактивная доска,  то напротив слов и выражений следует указать современный вариант, все это закрыть «ширмой», а  после того, как ребята попытаются объяснить значения данных слов, открыть вариант, который записан на доске.

Пример записи

 Случились вместе                 – встретились вместе

 Астроном                         – человек, изучающий небесные тела

 В пиру                        - на обеде

 Весьма                        - очень

 Спорили …. в жару                - горячо спорили

 Круг Солнца ходит                - вокруг Солнца ходит

 Слыл                                - был известным

 Как ты о сем сомненье

 рассуждаешь?                - Что ты думаешь об этом?

 Очаг                                - устройство для разведения и поддержания огня

 Жаркое                        - жареное мясное кушанье

 - Кто такие Коперник и Птолемей?

Ребята обращаются к сноскам в учебнике на стр.  (учатся работать со сносками) и зачитывают данную там информацию.

Учитель выразительно читает стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Беседа по вопросам:

-  Когда жили Коперник и Птолемей?

- Могли ли реально они встретиться  друг с другом?

- Чем противоположны взгляды ученых?

Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца

                        Птолемей – Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли

- А как на самом деле?

- К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?

- Как повар решает этот спор?

Вывод:

Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.

Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.

Домашнее задание:

- Как вы думаете,  ребята, что будет задано на дом или что бы вы хотели, чтобы вам задали на дом?

Выразительное чтение стихотворения, кто желает, может выучить его наизусть.

А также, прочитайте стр. учебника

Учитель.

Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Михаил Васильевич Ломоносов

Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов...

Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))

В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...

Михаил Васильевич Ломоносов

Эта презентация поможет и на уроках, и во внеклассной работе. Биография и основные этапы жизни Ломоносова....

Михаил Васильевич Ломоносов.

В разработке представлена презентация и текст в соответствии с последовательностью слайдов. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Михаил Васильевич Ломоносов, литературная газета

Цель : осветить  жизнь, творчество, научную деятельность, гражданскую позицию Ломоносова; рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка,  о его реформаторской деятельности...