Духовно-нравственное воспитание при изучении древнерусской литературы
статья по литературе на тему

Карбаинова Наталья Николаевна

Духовно-нравственное воспитание при изучении древнерусской литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_nravstvennoe_vospitanie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся при изучении древнерусской литературы

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. В каких бы неблагоприятных условиях ни находились    учителя-словесники, каждый стремится внести посильный вклад в повышение эффективности литературного образования; поэтому появляется все больше авторских программ и учебников по литературе.

Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

Эта проблема стала центральной, доминирующей в курсе изучения литературы, а         сам курс по своему целеполаганию, содержанию, структуре предстает перед учителем и учащимся единым, целостным, подчиненным определенной идее, освещающей национальную самобытность, идеалы народа и родной литературы.

Такой объединяющей, стержневой идеей всего школьного курса литературы в Удинской средней школе стала идея: эволюция изображения человеческой личности в русской литературе 11 -20 вв.

В  основе курса - культурологический  подход  к  формированию художественного образа человека. Свою задачу учителя видят в том, чтобы вместе с учащимися пройти путь от истока мировой культуры - мифологии /как особой области культуры/ до художественных произведений 20 века.

Всем ясно, что в литературе, как и любом виде искусства, это путь отнюдь не прямой и ровный - это путь исканий, открытий и потерь, прорывов в будущее и возвращений к началу, отказ от традиций и обретение их вновь. Важно показать исторический процесс художественного поиска /от образа Нарцисса до Печорина, от Прометея до Данко и т.д./ как в живописи /от наскальных рисунков до картин Тициана, Рембрандта, Федотова, Репина, Сурикова, Шагала/, так и в литературе; перед учащимися раскрывается перспектива: от описания поведения человека в тех или иных ситуациях до глубины психологического портрета, объемности художественного образа.

Современный школьник сейчас находится в таких жизненных условиях /стремительный динамизм и вопиющие противоречия окружающей действительности, какофония голосов различных религиозных учений и сект, агрессивный напор потока информации, компьютеризация, меняющая и расширяющая взгляд человека на мир, деятельность людей и нравственный ценности/, которые, заставляя его бороться с деконструктивизмом собственных взглядов и мышления, интуитивно приводят к стремлению дойти до сути того или иного явления и в то же время охватить его в целостности. Вместе с этим формируется мотивация к преодолению деперсонализации собственной личности. Все это вместе взятое создает предпосылки для формирования философского склада мышления. Поэтому встает вопрос о диалектическом подходе  к школьному преподаванию литературы, приобщающего школьников к процессу развития художественной мысли родного народа.

В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.

Известный современный философ Е.Г.Яковлев в своем выступлении «Искусство и религия» специально отмечает: «Как заметил известный английский философ, эстетик и искусствовед Герберт Рид, искусство и религия рука об руку выходят из темных времен предыстории и идут вместе на протяжении всей истории человеческой культуры. И мы видим, как в процессе функционирования человеческой культуры органически взаимодействуют художественное и религиозное сознание.  Здесь существует художественно-религиозная целостность, причем в каждой культуре она приобретает своеобразное, национальные, этнические черты. Возникает система, художественно-религиозная система. Искусства создают неповторимую атмосферу бытия художественно-религиозной целостности данной культуры» /Вопросы философии. 1996. №2/

Разделяя взгляды философов, учителя пришли к выводу о необходимости расширить

представления учащихся об истоках литературы как вида искусства: это мифология, питающая фольклор и религию. С этой целью в программы средних классов ввели библейские тексты, а всю систему представили учащимся в виде символа - «Древа литературы», произрастающего на плодородной почве мифологии, в которую входят два больших корня: фольклор и духовная литература, разветвляющаяся в причудливо переплетенную корневую систему, которая питает мощный ствол с тремя огромными ветвями - родами литературы.

Образ «древа литературы» в эмоционально-образном восприятии учащихся выступает одновременно как символ и как системообразующий каркас курса литературы в средних классах.

Главная стержневая идея «эволюции изображения человеческой личности в русской литературе 11-20 вв» конкретизирует себя поэтапно в каждом классе. В 5-ом классе организующей весь материал учебника-хрестоматии является мысль «Вселенная - Человек - Творчество». Специальный подбор текстов показывает детям, что мифологические, фольклорные, библейские сюжеты, средства художественной выразительности не остались только в древности, они - неотъемлемая часть русской литературы. Как по стволу любого дерева поднимаются живительные соки, питающие его пышную кору, так и «древо литературы», как единый организм, животворится ими и сегодня.

Содержание учебника пятого класса раскрывает перед учащимися в общем плане мысль о творческом, созидающем начале народа и отдельной человеческой личности.

Работая по такой системе, пятиклассники привыкают к мысли, что истинно прекрасное не может кануть в Лету, оно вечно и живет с нами сегодня в прекрасных художественных интерпретациях писателей 19, 20 вв., в мыслях, которые питают сознание и современного художника - мыслителя. Например, в учебнике следуют друг за другом глава из Первой Книги Моисея «Бытие» и стихотворения писателя 19 в. Л.А. Мея «Из Моисеевой Книги Бытия» и писателя 20 в. М. Волошина «Космос». В одном из разделов учебника, который называется «Матушка-весна всем людям красна», идейно «спорят» друг с другом миф «Нарцисс» и рассказ М.М. Пришвина «Иван-да-Марья». На примере различных подборок текстов пятиклассники уже убеждены в том, что древность не дряхлеет, а дает новые импульсы для художественного творчества, есть «вечные» сюжеты и «вечные» образы.

Программы и учебники 5-7 классов построены по проблемно-тематическому принципу с соблюдением основ хронологии.

Скрытой «пружиной» программы шестого класса является идея «Изображение в литературе взаимоотношений человека с окружающим миром». Учителя показывают учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром; как писатель в силу своего художественного таланта умеет передать людям неотвратимость действия этих законов, необходимость следования им, если человек хочет быть Человеком, с осознанием своей самоценности как личности и с чувством самоуважения.

По теории литературы в шестом классе учащиеся получают первоначальные сведения о родах и некоторых жанрах литературы, при анализе лирических, эпических, драматических произведений обращают особое внимание на значение мифологического, религиозного, фольклорного начала в художественном творчестве.

В учебнике-хрестоматии 6-го класса, как 5-го и 7-го, помимо обязательных для изучения произведений, соответствующих временному стандарту литературного образования, я включаю небольшие произведения /для изучения на уроках или для чтения и обсуждения в классе/, помогающие учащимся разобраться в нравственных проблемах взаимоотношений людей.

Программы и учебники 5-7 классов открываются разделом: «В начале было Слово». Содержание раздела 5-го класса - сотворение Богом мира и человека; шестого класса -законы Моисея; седьмого класса - заповеди Иисуса Христа. Каждый раздел содержит художественные  тексты,  раскрывающие  духовно-нравственное  значение  этих общечеловеческих законов. Причем «Слово» рассматривается в двух значения: слово как идея, его сакральный смысл и воздействие художественного слова на восприятие мира человеком. В результате изучения материалов этих разделов учащиеся приходят к пониманию, что из всего сущего на земле только человек обладает даром слова, отсюда возникает особая моральная ответственность за произнесенные или написанные слова.

С учащимися седьмого класса решается задача: увидеть, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить многообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое авторское видение сложной нравственной проблемы и характера персонажей.

С восьмого класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на фундаментальный материал средних классов, но в отличие от средних классов курс строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси, в 19 в. /первая и вторая половины/ и 20 в.; в литературных направлениях:  классицизма, сентиментализма,  романтизма и в литературных направлениях рубежа веков.

В отличие от ныне действующих программ, где произведения древнерусской литературы представлены отдельными «вкраплениями» в средних классах, в нашей программе изучение древнерусских произведений объединено единым блоком и представляет собой начальный этап развития русской литературы.

Путем проведенных исследований был отобран круг произведений для изучения в 8-ом классе: летописные рассказы из «Повести временных лет», третья часть «Слова о Законе Благодати» Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского» /фрагменты/, «Летописная повесть о побоище на Дону», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о шемякином суде», «Житие протопопа Аввакума» /обзор содержательных фрагментов/. Заканчивается изучение курса древнерусской литературы виршами Симеона Полоцкого. Курс рассчитан на 36 часов

Такой подход к изучению древнерусской литературы в школе считается исторически и эстетически оправданным и, более того, единственно возможным. Древнерусскую литературу как единое грандиозное целое, как одно колоссальное произведение неправомерно искусственно разделяя на части, распылять по разным классам /с 5-го по 9-ый/. Древнерусская литература едина и похожа на живой пульсирующий организм.

Я убеждена: «Тема древнерусской литературы - смысл человеческой жизни. Это очень важно усвоить нашим школьникам: велика русская литература началась не с мелкотемья, а с дерзкого и великого стремления русских предков постичь тайное тайных мироздания - смысл человеческой жизни». Об этом кстати, свидетельствует и нравственно-философская основа славянской азбуки. Как стать человеком, каким быть человеку? - вот чем озабочены безымянные авторы многих произведений. Идеал древнерусской литературы - человек духовно-нравственный устремленный в мыслях и поступках к «миру горнему». Образы              непохожие один на другой, но схожие в главном: это русские люди, со своим национальным менталитетом, отличным от других народов.

Такой подход к изучению литературы Древней Руси, безусловно, плодотворен и в образовательном и воспитательном плане /хотя нужно учитывать многовековую дистанцию, сложность языка, открытую назидательность произведений/, но он будет еще более эффективен, если в средних классах учащиеся будут к нему интеллектуально, духовно, нравственно, эстетически подготовлены.

Древнерусская литература объединяет в себе религиозное и фольклорное начало, поэтому изучение ее в предполагаемой системе является, с одной стороны, серьезным завершением и обобщением изученного в средних классах и, с другой стороны, подготавливает учащихся к более глубокому восприятию литературы Нового времени.

Работа над произведениями древнерусской литературы, как и в средних классах, строится в ретроспективно-перспективном плане, по принципу отражения. После изучения каждого произведения восьмиклассникам предоставляется возможность познакомиться и проанализировать литературное переложение древнерусского сюжета писателями 19-20 вв. Это думы К. Рылеева, фрагменты поэмы А. Одоевского «Василько», стихотворения В. Жуковского, М. Ломоносова, Ф. Миллера, И. Крылова, Л. Мея, И. Никитина, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, В. Сидорова, М. Волошина, В. Шаламова и других известных русских поэтов.

 Учащиеся говорят: «Сочетание изучения древнерусских текстов с их более поздними литературными переложениями помогает лучше понять сюжет произведения, провести сравнительный  анализ  текстов,  оценить художественное своеобразие и достоинства каждого, почувствовать, что духовно-нравственные проблемы, поднимаемые книжками Древней Руси, патриотический пафос - это те самые черты, которыми силен дух русского народа».

В заключение хочется сказать, что в основе духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы лежит единая образовательная система, строящаяся на широкой культурологической базе, предусматривающая отбор материала, доступного детям, имеющая четкую структуру, отвечающая современным дидактическим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Воспитание духовно-нравственных качеств детей посредством ценностей мировой литературы

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей....

Особенности изучения древнерусской литературы

Древнерусская литература… Чем может быть она интересна современному школьнику? Каковы особенности ее изучения?  Что должен сделать учитель, чтобы не оттолкнуть учащихся от произведений X – XV ...

Духовно-нравственное воспитание через уроки древнерусской литературы

Представлен материал участника районного семинара "Курс ОРКСЭ как как базовое условие формирования культурной педагогической среды школы"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.

На наш взгляд, в основе духовно-нравственного воспитания лежит знакомство и восприятие учащимися основной системы ценностей, которая позволит им выстраивать гармоничные отношения и взаимодействия на в...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...