Методика подготовки учащихся к сочинению-рассуждению
методическая разработка по литературе (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Беневоленская Римма Анатольевна

Хочу показать некоторые моменты работы по развитию речи учащихся средних классов, совершенствованию творческих навыков школьников. Это всё понадобится им в 11 классе, когда они должны будут, свободно владея русской речью, размышлять о проблемах времени и о своём восприятии художественных произведений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика подготовки учащихся к сочинению-рассуждению, эссе на литературном материале. Методические советы подготовки к экзаменационному сочинению.

(Из опыта работы учителя-словесника Беневоленской Р.А.)

     Предлагая Вашему вниманию некоторые моменты подготовки учащихся к экзаменационному сочинению-рассуждению, я хочу показать, как в канву уроков русского языка, литературы можно вплетать моменты творчества (сочинение стихов, лирических зарисовок, даже обыкновенных школьных сочинений…).

     Эти творческие часы, пятиминутки, минуты, минутки  помогают совершенствовать речевые навыки детей, готовят их к свободному, творческому выражению мысли, что немаловажно для подготовки к экзаменам. Как правило, если заниматься творчеством постоянно, то можно немало способствовать успешному обучению русскому языку и литературе.

Понятие творческих способностей

      Творчество – создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности, благодаря которой ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

     Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К активной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. Иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество.

     Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание изучаемого материала, а психологический тип усвоенных знаний, определяемый видом деятельности, в которой они приобретались.

     Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

     Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

     Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.

     Убеждена: «Задатки творческих способностей присущи любому человеку!» Это исходное положение, подкреплённое годами, десятилетиями моей практики. Надо только обнаружить эти задатки, чтобы впоследствии их развить. Такова, на мой взгляд, задача современного учителя.

     Итак, что же требуется от ученика, который начнёт работу над экзаменационным сочинением-рассуждением с использованием литературных фактов?  Какие задачи стоят перед ним? Чем можем помочь ему мы, учителя русского языка и литературы?

     «Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы…» – так объясняются задачи вновь введённого экзамена.

     Сразу можно сказать, что без многолетней работы по развитию речевых навыков, навыков творческой работы выполнить поставленные задачи невозможно. И ещё одно замечание… Раз сочинение-размышление ввели как обязательное испытание для выпускников, значит, оно будет и далее иметь право на существование, а критерии его оценки будут становиться более серьёзными. Потому вывод: нам не избежать качественной многолетней работы по совершенствованию речи школьников, их активного занятия творческими процессами. Мои скромные советы, основанные на достаточно большом педагогическом опыте, вам всем, надеюсь, не помешают, а, напротив, помогут.

     Начинается работа над словом, конечно же, как только ученики поступят к нам в пятый класс после начальной школы…

     Перефразируя известные строки М.Ю.Лермонтова о поэте, «утратившем назначение своё» «в изнеженный век», хочется сказать сегодня: «В наш век технический не так ли ты, словесник, своё утратил назначенье?» И повод для столь горьких мыслей есть…

     В век всеобщей компьютеризации, технического прогресса, «англизации», «американизации», если можно так выразиться, действительно, в нашем обществе утрачивается ценность красивого, мудрого русского слова. Во главу угла ставятся другие приоритеты, а прекрасная русская речь, как нечто ненужное, забытое, пылится на книжной полке в томиках Пушкина, Бунина, Тургенева, Булгакова…

      Как хочется, теперь уже вторя Ахматовой, произносить её гордые строки:

                            И мы сохраним тебя, русская речь,

                            Великое русское слово.

     Хочется… Но есть ли у нас, словесников, умение сделать это? Есть ли возможности?

     Я всегда ратовала за изучение не  мёртвого свода правил русского языка в школе в виде схем, таблиц и т.д. Языка, разложенного на полочки, в ячейки, пусть систематизированного, но холодно застывшего. Язык «живой, как жизнь», и изучаться он должен с учётом этого. Язык в движении, в практике, в творчестве.

     О своём видении этого процесса на уроке мне и хотелось бы сказать.

     Ещё Константин Георгиевич Паустовский в своё время замечал, что «для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно» общение с природой. Одна из глав его мудрой книги «Золотая роза» так и называется  «Язык и природа».

     Сельским учащимся малокомплектных школ, расположенных, как правило, в отдалённых уголках области, не нужно искать специальных встреч с природой: они живут среди лесов, полей, родников, рек Верхневолжья. Важно только развить в них наблюдательность, чувство прекрасного, умение увидеть в обыденном, ежедневно встречающемся необычное, поэтическое. Чтобы у маленького человека, осваивающего окружающий мир, случилось «счастливое время открытий» и чтобы он смог выразить свой восторг по поводу этого в нужных, образных словах. Вот и вся задача словесника.

     Давайте выберем интересное по своему названию местечко, уголок и напишем о нём с такой любовью, чтобы и другим приглянулось. Сначала покажу, как это сделать. Не готовый текст дам, а предложу работу по его совершенствованию.

Речка Рачайна

     Есть в наших краях (           ) речка Рачайна. Её (           ) вода (тихо, медленно, плавно, быстро, стремительно…) (бежит, журчит, струится, несётся) , /               /, вдаль. (           ) и (           ), она не всегда бывает спокойной. У речки (              ) нрав…

     Обработайте текст, продолжите, показав нрав речки, обыграйте её название.

     А вот уже результат подобной работы, творчество учащихся 7 класса.

Деревня Филитово

     Может, потому, что прилетал сюда ночью бело-седой филин, садился на большое-большое дерево, заводил свою жуткую песню-гуканье, осматривал крупными сверкающими глазами лесную глухомань, может, потому и назвали эту деревеньку Филитово…

Тимошкино

     Наверное, когда-то один мужичок Тимошка решил срубить маленький светлый домик среди берёз и сосен, в зелёном царстве непуганых зайцев, хитрых лисиц и важных тетеревов…

     Послушайте, какие названия мест находили ребята!

Золотой ключик

    …Течение родничка быстрое, игривое, как маленький ребёнок, забавляется с камушками…

Сосновый бор

Барский сад

    …Да, он действительно важный, этот Барский сад!

Озеро Любви

    …Девушки из соседней деревни приходили под вечер к его светлой воде, кидали в неё венки, загадывали свою судьбу. А озеро всё рассказывало им, как на духу,ничего не скрывая. Вода в нём тёплая, ласковая, прозрачная. И название-то уж очень красивое – озеро Любви. Искупнутся парни и девушки в нём, и обязательно на следующий вечер кто-то полюбит друг друга…

И даже – Мокрое место

     Ну чего, кажется, поэтического в нём? А вот нашёл один и в этом уголке красоту…

     Есть в наших краях Мокрое место. Люди назвали его  так, потому что там в любое время года мокро… А я маленьким любил ходить туда вместе с бабушкой и дедом. Мокрое место спокойное, красивое. В центре его – маленькое озёрко, растёт там высокая ель, а кругом – ельничек да мох. И такое оно уютное, тёплое, радостное, зелёное…

     «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск», – писал Паустовский.

     Предлагаю детям, давайте понаблюдаем, послушаем музыку, звучание слов, вот хотя бы тех, которые используют для обозначения, названия происходящего в природе.

     «Лан – дыш – ш – ш»… Нечто таинственное, в чаще леса прячущееся.

     «Ро-маш-ка»…  Просто, незамысловато, доступно всем.

     «Пе-ре- ле- с-с-сок»…  Что-то светлое, продуваемое ветром.

     «Листопа-а-ад»… Плавно и торжественно, светло и невесомо.

     Продолжаем эту игру-наблюдение… И слова оживают, и воображение развивается, и к орфографии слова привыкаем. (Конечно, словарики под рукой).

     И тексты, поэтические тексты нужно использовать… Вы только послушайте!

                                  Очей очарованье…     или

                                   Свет небес высоких,

                                   И блестящий снег,

                                   И саней далёких

                                   Одинокий бег…

                                   Опять серебряные змеи

                                   Через сугробы поползли…

                                   И над лесом вечереющим

                                   Встала медная луна…

     Огромна, неоценима в жизни каждого культурного человека роль словарей. К такой мысли мы приучаем детей. И некоторые из них имеют дома не просто орфографические словарики для повседневной работы, а, например, «Толковый словарь» Ушакова, Ожегова, словари синонимов… Есть четырёхтомный словарь В.И.Даля.. И вот вам ещё преимущества малокомплектной школы. Класс прекрасно поработал с 4-мя томами словаря (по 1-2 учащихся на том), исследуя названия русских народных праздников и связанных с ними бытовых или природных примет. Сколько было открытий! Оказывается, почти каждый праздник имеет в названии какое-то русское имя: Лукерья-комарница, Аграфена-купальница, Ирина-разрой-берега, Фёкла-заревница, Федот-овсяник, Никита-гусепролёт, Сергий-капустник, Зосима-пчельник, Алексей-с-гор-вода, Евдокия-свистуха, Аенасий-ломонос (береги нос в морозы)…

А сколько примет, способов празднования! Некоторые приметы уже раньше на деревне от бабушек слышали, а другие – впервые узнали. (На Фалалея досевай огурцы скорее; тёмные святки – молочные коровы; звёздная ночь на Богоявление – к урожаю ягод и гороха…)     

     Вот и проснётся русская душа в каждом ребёнке, поймёт он, откуда родом, где наши корни, осмысливая народные традиции, поучится у давно ушедших поколений красиво, поэтично выражать свои мысли.

     Хочу, чтобы ребята почувствовали каждое слово, ощутили его прелесть, точность, образность, заглянули в его историю, подивились звучанию, учились его использовать.

     С младших классов ввожу в обиход понятие «творческий почерк» писателя, поэта. Объясняю: у каждого мастера слова есть свой творческий почерк (язык, стиль, художественные приёмы), отличающий его изобразительную манеру от особенностей показа действительности другими художниками.

     Но тут одно дело – наблюдать, другое – самим попробовать. Сначала подражая (ведь с подражания начинали и классики литературы), а потом находя и что-то своё.

     Знакомимся с изобразительно-выразительными средствами, учимся их использовать. И тогда в 11 классе при подготовке к ЕГЭ не будет для выпускников проблемой нахождение и определение художественного приёма.

    Учитель рядом, он поможет, если споткнулся в стихотворной строке, если не дорисовывается образ, если не хватает слов. Под рукой и словари. Можно что-то уточнить, посмотреть.

     Важно только настроить детей на волну творчества, подтолкнуть воображение… Например, так…

     Представьте себе… За окном зимние сумерки. Крепчает мороз. Деревья потрескивают от стужи. Бледный жидкий свет луны обволакивает засыпающую деревню. А ты у тёплой печки. Тебе уютно, хорошо… Читаешь сказки Пушкина. Давай попутешествуем в твоё недалёкое прошлое!

                  А вот результат подобного путешествия.

                                                                         Громов Сергей

                             О царе Салтане книжку,

                             Помню, вечером читал…

                             Ванька, маленький братишка,

                             Уморившись за день, спал…

                             Я же плыл с царём Салтаном

                             Через море-окияны.

                             Море было широко,

                             Но мы плыли так легко…

                             Только к берегу пристали,

                             Там уж нас с царём встречали.

                             Я увидел там безделку:

                             В клетке маленькую белку,

                             Что грызла свои орешки,

                             А орешки не простые,

                             Всё скорлупки золотые…

                             Я на белку как взглянул,

                             Удивился и … заснул.

     А у другого мальчика только и получилось всего четыре строки. Но зато какие ласковые, тёплые!

                              Мы с мамулею вдвоём

                              Песни зимние поём

                              Про метели и про иней,

                              Что бывает синий-синий…

     Предложила ученикам: «Попробуйте описать радость от своего любимого праздника». Может, потому, что писали сразу после Пасхи (А Пасха в деревне традиционно отмечается в каждом доме), многие об этом празднике и говорили.

      Вот что получается, когда дети осознают уже, как работать со словом, как выражать своё настроение…

     Я хорошо помню светлый и счастливый день Пасхи. Накануне все суетились, как шальные: кто яйца красил, кто в доме прибирался… А потом настал праздник. Мы с папой соревновались, у кого крепче пасхальные яйца. После их ели. Яйца были такими вкусными!.. Затем долго я сидел счастливый у окна и наблюдал, как играли дети возле дома… Птиц я, впрочем, не видел…

     В доме шла подготовка к великому народному празднику Пасхе. Я помогала наводить чистоту и очень волновалась. Солнышко светило прямо в окошко. На столе играли его яркие пятна. Когда я увидела их, подумала, что это в каждый дом приходят Ангелы. Они смотрят, как готовятся хозяева к празднику. Вдруг всё моё волнение прошло, и мне сразу стало хорошо, весело, радостно… На душе было легко, как будто все грехи простили…

     Вот так и мне становится на душе легко, когда у детей всё получается и они раскрывают доселе дремавшие в них таланты.

     Таланты, которые помогают им в старших классах не просто справиться с сочинениями, а вовсе не пугаться зловещей формулировки…

     Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

     Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

      Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

      Сочинение пишите чётко и разборчиво.

      При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

(Из инструкции к экзамену)

     Не удержусь, приведу пример ещё одной творческой работы теперь уже студентки Тверской медицинской академии, выпускницы МОУ Страшевичская сош прошлого учебного года Андреевой Алёны, получившей высокий балл на ЕГЭ по русскому языку (87 б.) и ставшей золотой медалисткой.

                        Уходит детство                     

                                          Проснулась в час перед рассветом,

                                          Наверно, спать уже устала…

                                          Как хорошо в деревне летом!

                                          А ну-ка сбросим одеяло!

                                          Ночные сны, виденья, страхи

                                          В рассветном мире исчезают…

                                          Так тянет в сад, где голос птахи

                                          Весёлой трелью мир пронзает.

                                          Берёз знакомых шёпот слышен,

                                          У родничка туман клубится,

                                          А на листве кудрявых вишен

                                          Роса, играя, серебрится…

                                          Мой край, родное Верхневолжье,

                                          Рачáйна-речка под горою…

                                          У нас такое бездорожье,

                                          Что матерится, знать, порою

                                          Тот, кто с асфальтовой дороги

                                          К нам завернёт неосторожно…

                                          У деревенских только ноги –

                                         «Мотор» дешёвый и надёжный!

                                          А я любуюсь летним садом,

                                          С берёзками веду беседу…

                                          Но ждёт автобус за оградой…

                                          Да, скоро в город я уеду…

                                          И за холмом у перелеска

                                          Лишь будет пыль столбом клубиться…

                                          Уходит детство, наше детство…

                                          Вот потому-то мне не спится.

     Ну а теперь советы-рекомендации на ближайшую подготовку… Они во множестве и в разных вариациях расположены в интернете.

     Рекомендации по написанию сочинения

1. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь – можете опираться при рассуждении на литературные произведения и высказывания. Постарайтесь, чтобы выбранная тема была для вас интересна и важна, тогда написание сочинения станет работой творческой, что очень важно в литературе.

2. Определившись с темой, подберите эпиграф.

3. Чтобы сочинение было выстроено правильно, выделите:

– аспекты проблемы, которые можно затронуть в сочинении,

 – вопросы, которые можно сформулированы и ответить на них в ходе рассуждения,

– аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения.

4. На черновике составьте план работы.

5. Подберите доказательства своих мыслей и идей:

– цитатами из текстов, не более 2-3 предложений. Важно, что цитаты не должны дублировать ваши мысли, а только подтверждать их,

– кроме цитат нужно сослаться на эпизоды из литературных произведений. Подумайте, в каких текстах вы встречали ситуации и рассуждения, пересекающиеся с выбранной вами темой итогового сочинения,

– подумайте, в каких моментах сочинения вам понадобятся ссылки и цитаты.

6. Определите стиль изложения своей авторской позиции.

7. Важно, чтобы вступление и заключении были логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы. Чтобы этого добиться, нужно хорошо продумать сочинение до его написания, определить связи вступления и заключения.

8. Чтобы проверить, не отклонились ли вы от основного курса, перечитайте тему сочинения и соотнесите ее с тем, что вы задумали.

9. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.

10. Корректируем написанное, пытаясь исключить отдельные предложения, – если выясняется, что какие-то фрагменты не несут значимой информации, убираем их.

11. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них. При этом для выделения значимых факторов можно использовать способ доказательства от противного.

12. Прочитайте написанное, проверьте, соответствует ли оно теме.

13. Перед написанием заключения перечитай работу. Карандашом на полях можно отметить свои главные мысли, чтобы в заключении коснуться их.

14. Проверьте свое сочинение на соответствие с замыслом автора выбранной темы. 15. Вдумчивым чтением исправьте ошибки, уточните те моменты, которые вызывают у вас сомнения и затруднения. Если возможно, обратитесь за помощью к словарю.

16. Проверьте пунктуацию.

     (Далее следует показ слайдов презентации о направлениях тем сочинений и критериях их оценивания. В этом отношении хорошую помощь нам оказала Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен» Москва).

     Но это, как говорится, скорая помощь. А вообще-то к такому сочинению, повторюсь, нужно готовиться все школьные годы. А это целая система работы по развитию речи, воспитанию интереса к русской классической литературе, развития навыков собственного творчества.

     В заключение мне хочется присоединиться к словам одного из педагогов Б.Асафьева: «Ребёнок, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть). Но, возможно, он будет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские  творческие  увлечения, добрым следом которых останется его  творческая  фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь».

     Ну а ближайшая перспектива?.. Не секрет, что творчески развитая, одарённая личность успешно преодолевает преграды ЕГЭ и ГИА. Это подтверждают итоги экзаменов и поступления учащихся нескольких выпусков Страшевичской школы.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Система подготовки учащихся к сочинению-рассуждению(часть С ЕГЭ )

Методы и приемы , используемые на уроках русского языка для подготовки учащихся к заданию С ЕГЭ...

Презентация для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту)

Данная презентация содержит пошаговую инструкцию к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, а также вариант-образец сочинения по тексту А.И.Куприна "Поединок"...

Частная методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения

Данный материал поможет выпускникам в подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Основные этапы подготовки учащихся к сочинению – рассуждению (задание 9.3)

Основные этапы подготовки учащихся к сочинению – рассуждению (задание 9.3)...