Система подготовки учащихся к сочинению-рассуждению(часть С ЕГЭ )
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Кочерга Елена Васильевна

Методы и приемы , используемые на уроках русского языка для подготовки учащихся к заданию С ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_good._mo.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Написание сочинения-рассуждения всегда было сложной задачей для большинства наших учеников. Как научить их ясно, грамотно, логично излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С? Как выстроить свою работу, чтобы спокойно можно было ждать результатов уже сданного ЕГЭ? Думаю, эти вопросы волнуют всех нас.

 Найти универсальный ответ, способ решения этой проблемы невозможно. Работа в этом направлении, нахождение своих приемов, алгоритмов действия , способов обучения– это и есть ежедневная, системная работа учителя-словесника.

           Сегодня вся система филологического образования основывается на анализе текста. Научить учеников грамотно анализировать, интерпретировать текст- одна из важнейших задач, стоящих перед учителем русского языка. Ведь третья часть экзаменационной работы ЕГЭ проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники монологической речью, умеют ли аргументировано и грамотно излагать свою точку зрения. Именно поэтому на уроках русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь, формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить вести любой диалог этически корректно.

  Итак ,с чего же начинается такая подготовка? Мне кажется, что должна она начинаться с выбора учебника и учебных пособий. В нашей школе мы работаем по программе С.И. Львовой и используем учебники  к данной программе. Вся методическая система С.И. Львовой направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений учебника, принципы преподнесения теоретический сведений, богатый иллюстративный материал нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь, умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.Очень жаль , что этот учебник не вошел в Федеральный перечень учебников, т. к. на мой взгляд, заниматься подготовкой к ЕГЭ в 10-11 классах уже поздно. Это должна быть кропотливая , осознанная , системная работа, которая начинается уже в среднем звене. Она осуществляется не только на специальных уроках развития речи, но и на каждом уроке при изучении морфологии, лексики, синтаксиса и др. разделов лингвистики, когда на уроке предлагается текст, а к нему система заданий, ориентированных как на тему данного урока, так и на глубокое понимание содержания текста его структуры, языковых особенностей. Такая работа начинается с пятого класса и проводится на основе небольшого объема текста.

  На  своих уроках я использую рабочие тетради по русскому языку  Т.И Павловой.  Предложенная система заданий формирует у учащихся навыки написания сочинения- рассуждения , развивает их творческое мышление, интеллектуальные способности, связанные с анализом текста и созданием собственного письменного высказывания. Содержание материалов  рабочей тетради не только обобщает основные программные знания, но и формирует навыки понимания текста, необходимые для выполнения части С на ЕГЭ: выявлять проблему, выдвигать различные виды аргументов.

               Продолжением  этой работы становится использование  пособия для старшеклассников Н.А.Сениной и А.Г.Нарушевич. Большое количество схем и таблиц систематизируют теоретические  знания старшеклассников о структуре и компонентах сочинения – рассуждения, а разнообразные и оригинальные упражнения , часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами, помогают старшеклассникам в подготовке к написанию  развернутого ответа.

    Хорошим подспорьем для подготовки старшеклассников  является и пособие Л.И. Мальцевой. Оно состоит из 2-ух частей, в первой заключены теоретические сведения для подготовки части А и В. А вот вторая часть- сами тесты и практикум  по подготовке к части С.

   В этом учебном году я работаю в 11-м классе. Готовя старшеклассников к выполнению части С, я настраиваю их на написание сочинения-рецензии. В тетради для подготовки  к экзамену собираем материалы, составляем памятки, подсказки, таблицы, банк аргументов. На этом хочу остановиться особенно. Уже давно в практику учителей нашей школы вошли так называемые  «пятиминутки». Учитель предлагает заранее прочитать 1-2 учеников небольшие рассказы, провести комплексный анализ. Эта индивидуальная работа, конечно, курируется учителем. На самом же уроке подготовленные ученики пересказывают текст, определяют тему, проблему, позицию автора, формируют собственное мнение об услышанном, записывают в банк аргументов. Для этой работы мы обращаемся к текстам Людмилы Алешиной, Е. Носова, Д. Лихачева. Небольшие по объему рассказы , нравоучительны, образные хорошо запоминаются учащимися. Такая работа,  как показала практика ,  дает свои результаты. Выпускники прошлых лет отметили эту форму работы как действенную.

   Готовя старшеклассников к написанию части С использую ресурсы уроков  литературы. Так,  например ,  при изучении романа Л.Н.Толстого « Война и мир», подбирала для анализа те эпизоды , которые в последствии могут стать аргументом для читательского опыта. Параллельно на уроках русского  предлагала  для рассмотрения такие тексты из банка ЕГЭ, к которым можно было бы подобрать  аргументы из изучаемого произведения. Итогом такой работы стал Сборник  мудрых мыслей Л.Н.Толстого с  цитатами из романа.

  Работая над поставленной задачей , я обращаюсь к Методическим рекомендациям по оцениванию выполнения задания С.Знакомлю с критериями оценивания. Это необходимо для само- и взаимопрверки. Такую работу провожу достаточно часто. Даю учащимся возможность  попробовать себя в роли эксперта. Отрабатывая навык проверки, ребята осознают, что им необходимо при написании собственной творческой работы.

  Назову некоторые учебно- методические задания, которые использую в своей практике:

1 Прочитайте тест и нижеуказанный к нему план. Сверьте пункты плана с текстовой информацией.

2 . Попробуйте сформулировать эмоционально-оценочное вступлении к своему сочинению по данному тексту.

3. Кратко ответьте на поставленные вопрсы

- Как можно озаглавить текст?

-Какие проблемы затронуты в тексте?

-Какая основная идея писательского высказывания?

- Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором.

4.Какое утверждение верно (неверно) .

5.Убедите оппонента, приведя аргументы из личного опыта.

6. Вспомните произведения русской или зарубежной литературы , в котором бы рассматривалась такая же проблема.

 Думаю, что многие коллеги используют эти же вопросы для формирования навыка анализа текста.

   Сочинение- рассуждение в форме отзыва, рецензии ,эссе- это текст о тексте, его критический анализ и его оценка. Именно с повторения и уяснения вышеизложенных данных начинается работа по подготовке написания сочинения- рассуждения.

  На одном из первых  уроков в 10 классе даю общие рекомендации по написанию задания С.

1.Четко определить проблему предлагаемого текста

2 показать актуальность проблемы

3 понять и полно отразить основные мысли предложенного текста

4  указать авторскую позицию

5  проанализировать языковые средства  и ИВС

6  дать общую обоснованную оценку

7 выразить и аргументировать свою позицию

9  подобрать речевые клише, помогающие оформить анализ текста.

  Главный результат выполнения данных заданий- это умение учащихся

 Самостоятельно понимать замысел текста максимально близко авторской идее, создавать собственные тексты, адекватные  заданной речевой ситуации.

   В современной методике русский язык осознается как « надпредметная»

школьная дисциплина. На уроке русского языка закладываются  основы эвристической переработки любого обучающего текста. Анализируя задания ЕГЭ по другим предметам школьного цикла, видим , что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст-рассуждение. Таким образом, обучая сочинению -рассуждению на уроке русского, мы закладываем основы для успешной сдачи Экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)...

Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...

Занятие №1 по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С (ЕГЭ)

Этот урок проводился на дополнительных занятиях в 11 классе. Цель его - дать учащимся представление о требованиях, предъявляемых к разным частям теста по русскому языку, критериями оценивания, а также...

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....

Система уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ

Три презентации с описанием композиции сочинения части С ЕГЭ, подбором текстов, аргументов....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...