Система уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Пятченков Максим Викторович

Три презентации с описанием композиции сочинения части С ЕГЭ, подбором текстов, аргументов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu-rassuzhdeniyu.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения У рок развития речи в 11 классе Автор: Пятченков Максим Викторович, учитель МБОУ СОШ № 16 города Смоленска

Слайд 2

Слепая лошадь

Слайд 3

Эпиграф Праведный имеет сожаление к жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко Притчи Соломона, 12-10

Слайд 4

Композиция сочинения Проблема Комментарий к проблеме Аргумент 2 Аргумент 1 Позиция автора Собственное мнение Вывод

Слайд 5

Слепая лошадь Проблема Нравственная проблема духовной жизни человека – доброта и жестокость

Слайд 6

Клише для комментирования проблемы Проблема добра и жестокости - одна из актуальных проблем нашего времени. Она имеет многовековую историю. Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой. Поступок героя свидетельствует о том, что… Автор осуждает поступок героя… Автор заставляет читателя задуматься о …

Слайд 7

Автор… Клише для комментирования проблемы Отмечает; описывает; приводит пример того, как; доказывает; убеждает; приходит к выводу

Слайд 8

Позиция автора Автор не согласен с героем Автор осуждает поведение героя

Слайд 9

Аргументация собственной позиции Собственное мнение Необходимо заявить о своем мнении: я согласен (не согласен) с автором…. Ваша позиция должна быть сформулирована в отдельном предложении Позиция должна быть подкреплена двумя аргументами

Слайд 10

Аргументация Аргументы – это основания, доводы, подтверж -дающие или опровергающие какую-либо мысль . Аргумент 1 Мою позицию подтверждают и многочисленные примеры из художественной литературы. Вспомним повесть Виталия Закруткина «Матерь Человеческая»…

Слайд 11

«Матерь Человеческая»

Слайд 12

Аргументация Аргумент 2 В качестве примера можно привести случай, описанный в музыкальной композиции Светланы Копыловой «Про кота»….

Слайд 13

Вывод «Возлюби ближнего своего…». Ближним может быть не только человек, но и любое живое существо, нуждающееся в тепле, внимании, заботе, любви. Чтобы наше сердце не остыло, мы должны помнить об этом.

Слайд 14

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения У рок развития речи в 11 классе

Слайд 15

Виктор Сергеевич Розов 1913-2004 Русский советский драматург

Слайд 16

Вступление. Определение проблемы 1 вариант . Сочинение начинается с лирического отступления о счастье Счастье .... Весь мир занят поиском ответа на вопрос: «В чем заключается счастье ?" Но, увы, люди не могут сойтись на едином мнении, так как каждый человек на определенном этапе жизни понимает счастье по-разному...

Слайд 17

Вступление. Определение проблемы 2 вариант . С очинение начинается с формулировки проблемы. Проблема, которую освещает автор в этом тексте, волнует людей уже не одно столетие, но каждый раз открывается с новой силой: где же его искать это счастье? Счастье для меня заключается в здоровье и благополучии моей семьи. Гармония внутри семьи, любовь, взаимопонимание. Что еще нужно для полного счастья?

Слайд 18

Вступление. Определение проблемы 3 вариант . Сочинение начинается с цитаты о счастье. «Тот счастлив, кто счастлив у себя дома », - писал Л . Н. Толстой . Что может сравниться со счастьем в доме?

Слайд 19

Вступление. Определение проблемы 4 вариант . С очинение начинается с собственной позиции. Кроме самого тебя, никто не сделает твою жизнь счастливой. Ты – творец своего счастья и своей жизни. Чтобы стать счастливым, нужно «вникнуть в самого себя», найти гармонию в себе. Думаю, это и хотел сказать автор.

Слайд 20

Клише для выражения авторской позиции Для выражения авторской позиции даем цепочку возможных синтаксических конструкций: Автор анализирует, подчеркивает, излагает, обращает наше внимание. В тексте содержится, излагается, ставится проблема. Для меня интересным, полезным, неожиданным... было. Не могу не согласиться с автором. С одной стороны..., с другой...

Слайд 21

Авторская позиция Автор подчеркивает, что именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя делают человека счастливым. Автор считает, чтобы стать счастливым, нужно найти гармонию в самом себе, найти свое призвание в жизни..

Слайд 22

Аргументация собственной позиции Собственное мнение Для аргументации собственного мнения используем опорные синтаксические конструкции : Авторская позиция мне (близка, вполне понятна); я полагаю (разделю, не сомневаюсь, утверждаю, каждому понятно, очевидно); ответ прост и сложен, прост, потому что…, сложен, потому что…

Слайд 23

Аргументация 1 аргумент (логическое суждение): Жизнь – это целый путь, целое испытание на пути к счастью. Он сложен и тернист, его дорога полна хитрых ловушек и обманов, что заставляет путника падать, сбиваться с пути, но тот, кто истинно стремится к этой цели, непременно найдет свое счастье, потому что «люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность».

Слайд 24

Аргументация Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» ощутил счастье, когда отказался от праздной и бездуховной жизни. Он обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе Ростовой Пример из художественного произведения:

Слайд 25

Аргументация А вот в «Вишневом саде» А. П. Чехова все выглядит иначе. Раневская, имея и дом, и сад, не смогла обрести душевной гармонии, она не ощущает счастья. Пример из художественного произведения:

Слайд 26

Аргументация Гриша Добросклонов из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» считает, что быть счастливым может человек, стремящийся не к личному благополучию, а к достижению общественно значимых целей – освобождению от крепостной зависимости народа Пример из художественного произведения:

Слайд 27

Аргументация И.А. Бунин в стихотворении «Вечер» говорит о том, что счастье внутри человека, нужно только научиться это видеть: О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно... Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. Пример из художественного произведения:

Слайд 28

Заключительная часть 1 ) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего со­чинения), 2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставлен­ный в начале сочинения), 3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения )

Слайд 29

Заключительная часть Человечество всегда будет интересоваться вопросом, что же такое счастье… «Битва «за честного малого» в себе, иначе – беда». Может быть, этот текст и конкретно данная фраза заставит посмотреть многих из нас на себя с другой стороны и направит на верный, ведущий к счастью путь…

Слайд 30

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения У рок развития речи в 11 классе

Слайд 31

Притча «Сердце матери»

Слайд 32

Вступление. Определение проблемы Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Ярчайшим примером этого является данная притча.

Слайд 33

Вступление. Определение проблемы Любовь матери… В этом чувстве заложена огромная сила, свет, забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Материнская любовь – это сознательная или бессознательная самоотдача, посвящение себя, соприсутствие. Чувство матери – это чистый, тихий свет, который освещает собой мир. Любовь матери – это дающая силы, возрождающая энергия.

Слайд 34

Авторская позиция В притче с трепетом говорится о силе и нежности материнских чувств, о любви матери, которая способна пожертвовать даже своей жизнью ради детей.

Слайд 35

Аргументация собственной позиции Несомненно, притча о матери-березе не может оставить равнодушным ни одного человека, ведь мать - это тот человек, который в любую минуту нашей жизни утешит, поймет и простит. Любовь ее - великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновения жизни.

Слайд 36

Актуальность подобной проблемы не подлежит сомнению: многие классики русской литературы затрагивали ее в своих произведениях. Аргументация

Слайд 37

Об этом очень проникновенно писали в стихах Расул Гамзатов и Евгений Евтушенко. Аргументация

Слайд 38

Стихотворение Евгения Евтушенко называется «Молитва матери». В комнате матери нет иконы, Она не бьет никому челом, Ни ранним утром, Ни перед сном Не отвешивает поклоны. Но светлую эту молитву Мы видим в ее глазах, Она звучит в ее голосе Денно и нощно. Поэт находит самые проникновенные интонации, чтобы передать силу материнской любви, оберегающей детей. Аргументация

Слайд 39

А лирический герой Расула Гамзатова в стихотворении «Матери» горько сетует о том, как мало внимания уделял своей матери, часто огорчал ее резкими словами, своевольными поступками, не часто говорил добрые слова, редко о ней думал и даже забывал о ее существовании : И моего так в жизни мало Вниманья чувствовала ты… … Сожмется сердце: «Неужели Я начал маму забывать?!» Аргументация

Слайд 40

Когда мама с нами, мы даже не задумываемся о том, что будет тогда, когда ее не будет рядом. Мы, дети, не всегда понимаем и ценим ту щедрость и самоотверженность, любовь и верность, которые дарит нам мать . Таких примеров в литературе и жизни, к сожалению, тоже много. Аргументация

Слайд 41

Например, в стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце» говорится о том, как юноша по просьбе своей возлюбленной несет ей сердце матери на цветном рушнике. Аргументация

Слайд 42

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная. Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости. Аргументация

Слайд 43

Литература во все времена поднимала эту важную проблему. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом, Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности. Аргументация

Слайд 44

О родительской любви писали не только писатели, поэты, но и композиторы, художники. Яркими примерами являются музыкальная композиция Светланы Копыловой «У моря», картина Рембрандта «Возвращение блудного сына ». Аргументация

Слайд 45

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына»

Слайд 46

Заключительная часть 1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения), 2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), 3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (частьС)

Данная разработка содержит план урока и раздаточный материал. интерес представляет отрывок из статьи И.Ботова, посвященной проблеме наркомании....

Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.

Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...

Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.

Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока, презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3"

Конспект урока, презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3"...