Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Салихова Руфина Султанхамитовна

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. 
Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию, к самостоятельному усвоению новых знаний. 
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, личности, желающей и умеющей учиться. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota_po_teme.docx16.1 КБ
Office presentation icon schastlivoe_detstvo.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме :  Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)

( учебник « Литература 6 класс», авторы : Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова,  В.М. Шамчиков)

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: развивать потребность к самовыражению, развивать уважительное отношение к родному языку, родной литературе;

- метапредметные :  развивать умение формулировать собственное мнение, самостоятельно оценивать  правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы  в их  исполнение , проводить наблюдение, сравнивать произведения разных авторов, объединённых одной темой; понимать авторский замысел;

- предметные : формировать умение анализировать художественный текст, выполнять сравнительный анализ произведений, связанных одной темой.

Форма деятельности :

Оборудование: лист А4

Ход урока.

  1. Организация начала урока, определение темы и цели урока.
  2. Подготовка к восприятию темы урока.

Составьте пословицы из данных слов и сделайте вывод, о чём мы будем размышлять сегодня на уроке.

Человек, тело, без воспитания, без душ

Труднее, легче, наказывать, воспитывать

 Сын, отец, каков, таков.

Человек без воспитания- тело без души

Наказывать легче, воспитывать труднее

Каков отец, таков  и сын

       Детство- это самая беззаботная и трудная пора в жизни человека. В этот период своей жизни маленький человек познаёт мир, учится отличать добро от зла, учится понимать людей и природу. В детстве складываются основные черты характера. А каким вырастет человек, часто зависит от окружающих его людей. Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он ещё не ведает лжи, клеветы и притворства, он чист душой, потому уроки детства – самые важные в жизни человека.

Творческое задание ( домашняя заготовка, по выбору обучающихся)

  1. Было ли вам когда - нибудь  стыдно за свои поступки?  Кто вам помог справиться с неприятной ситуацией?
  2. Через некоторое время и вы станете родителями. А как вы будете воспитывать своих детей?  Что будете в них развивать, к чему приучать? Изобразите предметы, которые пригодятся вам в воспитании ваших детей?

Мы прочитали произведения разных авторов : Л.Н. Толстой « Детство», С.Т. Аксакова « Детские годы Багрова- внука».Что их объединяет? Какие уроки детства получили герои этих произведений? Мы выясним в ходе нашей работы.

Практическая работа.

  1. Объяснить  эпиграф. Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: « Счастливая, счастливая , невозвратимая пора детства». ( обмен мнениями)
  2.  Задание №1.Провести ассоциации. Напишите слова- ассоциации к слову « детство», добавьте другие слова, чтобы получилось словосочетание, добавьте рисунок.(  в верхней части листа)

Задание №2. Поделите лист А4 на 2 части ( каждая часть соответствует одному произведению). От чьего лица ведётся повествование в повестях Л.Н. Толстого,  С.Т. Аксакова? Помните ли вы их имена? Запишите в соответствующую графу ( Серёжа Багров, Николенька Иртеньев)

Изобразите фон, на котором происходят действия  повестей ( картины пробуждающейся природы; господский дом с палисадником)

Задание №3. Добавьте имена людей, повлиявших на формирование характеров героев из прочитанных нами произведений. Выпишите  самые « яркие» цитаты их характеризующие.( Аксаков : « мать почти не отходила от меня», « не понимала моего состояния», « отец сочувствовал мне больше всего», « ну, теперь ты, кажется очнулся, - сказала она мне , лаская и целуя меня в голову»,  Толстой : « Я чувствовал к нему ( Серёже Ивлеву) столько же страху, сколько и любви», « безропотно подчинялся ему», « он чувствовал свою власть надо мной и бессознательно, но тиранически употреблял её в наших детских отношениях», )

Задание №4. Какие уроки детства получили герои?  Чему они научились? Найдите в текстах цитаты, подтверждающие ваше мнение. ( Аксаков : « я до сих пор не понимал, не знал всей цены, что я не достоин матери, которая несколько раз спасала мне жизнь, жертвуя своею»; Толстой :  « не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его. Куда  девалось  чувство  сострадания…»)

Словарная работа : самопожертвование, сострадание( объяснить лексическое значение слов, путём подбора синонимов , синонимичных словосочетаний)

  1. Рефлексия( самооценка, оценивание работы товарища)
  2. Подведение итогов работы за урок.
  3. Определение домашнего задания. Прочитать отрывки из произведения Горького « Детство», рассказ о детстве писателя.

Практическая работа по теме : Образ ровесника в русской литературе 19 века»

Серёжа Багров                                                                              Николенька Иртеньев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая работа: «Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Аксаков « Детские годы Багрова-внука» 900igr.net

Слайд 2

«Ассоциации» Напишите слова - ассоциации к слову « детство», добавьте другие слова, чтобы получились словосочетания, добавьте рисунки.

Слайд 3

Составьте пословицы из данных слов и определите, о чём мы будем сегодня размышлять Человек, тело, без, воспитания, без души. Труднее, легче, наказывать, воспитывать. Сын, отец, каков, таков.

Слайд 4

Пословицы Человек без воспитания- тело без души. Наказывать легче, воспитывать труднее. Каков отец, таков и сын.

Слайд 5

? Благодаря кому и чему человек взрослеет. Какую роль в жизни человека играет детство.

Слайд 6

Творческая страничка. Были ли вам когда- нибудь стыдно за свои поступки? Как мы будем воспитывать своих детей.

Слайд 8

Отношение

Слайд 9

Внимание

Слайд 10

Своих детей мы будем приучать к ответственности , воспитывать уважение к людям , развивать чувство справедливости , уверенности в себе , воспитывать в любви и честности.И напоминать им о том, что в мире есть чудеса

Слайд 12

Л.Н. Толстой « Детство». С.Т. Аксаков « Детские годы Багрова- внука». Что их объединяет? Какие уроки детства получили герои этих произведений? Ответы на эти вопросы мы получим в ходе нашей работы.

Слайд 13

Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства»

Слайд 14

Задание №1 Работа с текстом. Поделите лист на 2 части.( каждая часть соответствует одному произведению) От чьего лица ведётся повествование в повестях Л.Н. Толстого и С.Т. Аксакова? Запишите их имена в соответствующую графу. Изобразите фон, на котором происходят действия в произведениях.

Слайд 15

Задание №2 Добавьте имена людей, повлиявших на формирование характеров героев из прочитанных вами произведений. Выпишите самые « яркие» цитаты их характеризующие.

Слайд 16

Самопроверка Аксаков: « мать почти не отходила от меня», « не понимала моего состояния», « ну, теперь ты, кажется, очнулся, - сказала она мне, лаская и целуя меня…»; отец: « Отец сочувствовал мне больше всего…»

Слайд 17

Самопроверка Толстой: « Я чувствовал к нему( Серёже Ивлеву) столько же страху, сколько и любви», « безропотно подчинялся ему», « он чувствовал свою власть надо мной и бессознательно, но тиранически употреблял её в наших детских отношениях»

Слайд 18

Разминка

Слайд 19

Задание №3 Какие уроки детства получили герои? Чему они научились? Найдите в текстах цитаты, подтверждающие ваше мнение.

Слайд 20

Самопроверка Аксаков : « я до сих пор не понимал, не знал всей цены, что я не достоин матери, которая несколько раз спасала мне жизнь , жертвуя своею» Толстой : « не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его. Куда девалось чувство сострадания… »

Слайд 21

Словарная работа Самопожертвование- жертвование личными интересами ради других. ( Ожегов) Сострадание – это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

Слайд 22

Итак, Чему научились наши герои? Какие уроки получили вы? О чём вы задумались, прочитав данные произведения?

Слайд 23

Страничка творчества

Слайд 24

Ура! Домашнее задание 1. Изобразите фон, на котором происходят события в прочитанных произведениях. 2. Прочитать отрывки из повести М. Горького « Детство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .

Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского", ...

Исследовательская работа по теме "Образ звезды в русской литературе"

Исследовательская работа подготовлена для представления на научно-практических конференциях....

Тест по теме: С.Т. АКСАКОВ «ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА»

Тест на знание текста С.Т. Аксакова "ДЕТСКИЕ ГОДЫ БАГРОВА-ВНУКА" в 3 вариантах....

Исследовательский проект на тему "Образ учителя в русской литературе"

В исследовательском проекте "Образ учителя в русской литературе" учащиеся изучили образ учителя на примере известных произведений русской литературы, попытались доказать, что изменения в про...

Практическая работа по теме: "Музыкальное и театральное искусство XVIII века"

Подходит для использования на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга...