Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе". .
план-конспект урока (литература, 8 класс) на тему

Кудрявцева Татьяна Аркадьевна

 Урок литературы в 8 классе на тему "Образ учителя в русской литературе" предполагает анализ трёх произведений: В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет", В. Распутина "Уроки французского",                                                                      Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла", в результате которого дети ,сравнивая, определяют  в чём похожи характеры учителей и чем отличаются.  Делают вывод, каким должен быть учитель, чтобы его уважали и любили. Этот урок  - аргумент по проблеме роль учителя в жизни ребёнка. ( ЕГЭ. Задание С) 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse_po_teme.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по теме

« Образ учителя в русской литературе»  

Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ В. Астафьева « Фотография, на которой меня нет».
  2. Подобрать материал из рассказов В. Распутина « Уроки французского», Ф. Искандера « тринадцатый подвиг Геракла»,                                                              В. Астафьева   « Фотография, на которой меня нет» по темам: « Портрет учителя», «Методы воспитания, используемые учителем».  
  3. Нарисовать иллюстрации к произведениям.

  Цели урока.

Обучающие: дать представление об образе учителя и его влиянии на личность человека,  анализировать литературные произведения, сопоставлять     образы учителей в произведениях В. Распутина, Ф. Искандера, В. Астафьева, выявлять их схожие и отличительные черты,                                               Развивающие: выражать своё отношение к произведениям русской литературы, пересказывать отрывки, отвечать на проблемные вопросы, создавать устные монологические высказывания.                                 Воспитательные:  формирование критического отношения к тексту, воспитание читательской позиции, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию, воспитание уважения к труду учителя.

Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов;

репродуктивная:  краткий пересказ эпизодов, осмысление характеров героев, ответы на вопросы репродуктивного характера;  

продуктивная творческая: выразительное чтение отрывков из литературных произведений, написание творческой работы;

поисковая: установление ассоциативных связей художественных текстов с иллюстрациями к произведениям, комментированное чтение эпизодов, подбор цитат из текстов по заданной теме.  

 

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации, презентации, Интернет.  

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня у нас урок, который заставит вас о многом подумать и прийти к определённым выводам. Желаю  удачи!   « С малой удачи начинается большой успех».

Ход урока.

                                                          Разными были учителя

                                   В человеческом общежитии,

                                  Но на них держалась земля ,

               Наши открытия.

                        Они не ожидали от нас

                                Непременной известности,                

                                            Но предпочитали известный запас

                                 Порядочности и честности.

                                                                                            Л.Куклин

(Звучит «Песня о школьном учителе» )

  1. Формулирование   темы урока.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(  Учитель в жизни каждого человека)

Учитель:

      Есть много профессий на земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Она требует всесторонних знаний, душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя – это всякий раз проникновение во внутренний мир растущего человека.                                                                                           Каждый день вы ходите в школу, встречаете учителей. Среди них есть  те, кого вы любите, и уважаете.                                                                                                 Нет на свете труднее профессии

И нужней – для внедренья добра.

Жизнь уроки даёт, и в процессе их                                                                             Понимаем – учитель был прав,                                                                                     Прав, когда говорил, что воздастся нам

За дела, что творим на земле,                                                                                                         Что любому поступку своя цена, -

О добре речь идёт иль о зле…

О, учитель! Пророк и наставник нам-

Вы остались посланцем добра!

   Учитель не просто даёт знания, а оставляет след в душе каждого из вас.

Учитель: Каким должен быть учитель, чтобы память о нём жила в сердцах учеников, мы попытаемся выяснить сегодня на уроке.                                    Вспомните, какие вы знаете произведения, посвящённые труду учителя.                           От какого лица ведётся повествование в названных произведениях?                 Какое это имеет значение ?  ( Рассказы В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». ( От 1лица. Рассказы написаны от лица мальчика, который видит мир через призму детского сознания.)  

( Показ слайдов портретов В. Распутина, Ф. Искандера, В. Астафьева)

Какова цель нашего урока? Почему мы будем говорить о трёх произведениях русских писателей?  

  1. Формулирование целей урока.

( Мы должны  составить представление об образе учителя)

Учитель. А для этого мы должны сравнить эти образы.

                                            Анализ текста.            

       Учитель. Какие же они были, образы педагогов, созданные В.Распутиным, Ф.Искандером и В.Астафьевым. Каков внешний облик учителя? О чём свидетельствуют портреты?  « Лицо учителя было , хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, с калёнными ветром грубо тёсанными лицами. Причёска была под «политику» - волосы зачёсаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза… Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком…»    ( В. П. Астафьев)

   « Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре…» . Они(глаза) у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят». « Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; Я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтоб скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженным волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? ( В. Распутин)

   « Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал весь класс в руках…», « … лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности минуты» ( Ф. Искандер)

Вывод: Главное сходство в портрете учителей – добрый взгляд, внешние скромность и неприметность.  

(Работа с иллюстрациями)                                                                                                                                                      

   Учитель: Сравните методы воспитания учителей, которые применяют по отношению к своим ученикам герои рассказов В. Распутина, Ф. Искандера, В. Астафьева.                                                                                                                                Как педагоги стремятся воздействовать на ум и сердце своих воспитанников?    

 

   «… был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым… он сразу установил в нашем классе образцовую тишину…», « … он иногда заставлял нас смеяться, а веселье, организованное сверху, самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служили ей…», «…он останавливался в дверях, перекладывая журнал из руки в руку и жестом , исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход». «Главное оружие Харлампия Диогеновича – делать человека смешным… надо сказать, что  Харлампий Диогенович не давал никому привилегии. Смешным мог оказаться каждый». «…мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича. Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относится к собственной персоне с достаточным чувством юмора» ( ф. Искандер0.

   « Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза… снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторять…» « Лидия Михайловна интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно.» она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас…»,  « Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык», « Я никак не мог поверить, что сижу у неё в доме», « наказание превратилось в удовольствие», « Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Она пытается понять , почему мальчик играет на деньги, не наказывает его, а сначала разбирается в сложившейся ситуации6 « что тебя побудило заниматься этим грязным делом?» « Давно ли я до смерти боялся, что Лидия Михайловна за игру на деньги потащит меня к директору, а теперь она просит, чтобы я не выдавал её. Светопреставление – не иначе… Ни в одном сне не могло такое присниться, ни в одной дурной мысли подуматься» .  Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она        4потеряла работу, но своим участием, теплотой она перевернула, отогрела душу мальчика. Она помогает адаптироваться мальчику в окружающем мире, в жизни. Лидия Михайловна становится ему наставником. Она его ангел-хранитель.( В. Распутин)

   « Я принёс тебе фотографию»-, сказал учитель .

( Уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие)                      « Учитель улыбнулся так, как только он умел улыбаться, - вроде бы грустно и в то же время ласково и приветливо». « Как он (учитель) много знал! … Но и мы знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже» ( В. Астафьев)

Вывод: главное сходство в работе этих учителей  - в уважительном , доброжелательном, внимательном отношении к ученикам.                            Учитель: Охарактеризуйте манеру общения , речь учителя. Приведите примеры из текстов.

   Героям произведений В.Распутина, Ф.Искандера и В.Астафьева запомнился тихий голос учителя, его спокойная, сдержанная  манера общения.

   « Я не помню, чтобы он на кого-то кричал или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему». « …что-то в голосе его заметно сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки». « До конца урока оставалось немного времени. В такие промежутки он обычно рассказывал что-нибудь поучительное и древнегреческое» ( Ф. Искандер)

   « В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе – она иногда могла сказать и всласть , а словно бы от притаённости и ненужной экономии», « Её голос начинал на меня действовать усыпляюще…» (В. Распутин)  

Учитель: Как относились ученики и их родные к учителям?

                 За что их уважали? За что им были благодарны?  

С уважением и благодарностью относились к учителям, так как педагог – это

1.учитель ( тот, кто передаёт знания),                                                          2.воспитатель (наставляет, поучает)                                                                               3.жизненный организатор(образец для подражания, авторитет),

4.проводник культуры.  

« Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду… Ещё уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу… Пожаловаться на кого угодно…: « Учитель пил с бабушкой чай. И я первый раз в жизни сидел за одним столом с учителем… Бабушка застелила стол праздничной скатертью и понаставила-а-а…», « Вот какой культурный человек!» (В.Астафьев)

   Лидия Михайловна приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние (В.Распутин)

   Герой Ф Искандера благодарен учителю за то, что он смехом                      « приучал относиться к собственной персоне с  чувством юмора». Смех помогал и помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.  

Вывод: Мы обнаружили сходство в изображении образов учителей, описанных в рассказах В.Распутина, Ф.Искандера и В.Астафьева. С теплотой отзываются о своих наставниках герои рассказов, так как учителя открывали детям мир, где люди доверяли друг другу, поддерживали и помогали, разделяли горе, избавляли от одиночества, учили состраданию, благожелательности, давали уроки доброты и справедливости.

   Учитель: Какой след оставили учителя в душах своих учеников?

Учителя в этих произведениях разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но объединяет их любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей, которые дарят свою любовь, душевное тепло, учат не бояться никаких невзгод ,люди помнят всю жизнь.

   Учитель:  К. Д. Ушинский писал: « Дело учителя – скромное по наружности – одно из величайших дел в истории». Именно он воспитывает людей. Не зря учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, тренером памяти и интеллекта.                                                                                                        

   Учитель: Согласны ли вы со словами В. Астафьева: «Фамилию учителя можно и забыть, важно , чтобы осталось слово «учитель»?  

Жизнь – это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. И запоминаются учителя и строгие, и требовательные, и весёлые, и понимающие, потому что они оставляют частичку себя в душах детей.

   Учитель: Был ли в вашей жизни такой учитель?

                     Напишите синквейн «Учитель – это…»

Вариант синквейна:  

Учитель!

Гуманный и требовательный.

Помогает, поддерживает, воспитывает.

Учитель – наставник в жизни.

Авторитет.

 

Комментирование и выставление оценок.

Итоги урока. Рефлексия.  

Домашнее задание.

 Написать сочинение на тему « Учитель, который останется в моём сердце навсегда» или « Какую роль сыграл учитель в жизни мальчика?»  

                                                                                                                           

         

                                            Литература  

  1. Лещинский В. И. Всегда ли прав учитель? М., « Педагогика», 1990.
  2. Нечаев Л. Е. Ожидание друга., М., « Детская литература», 1990.
  3. Чалмаев А. А. Русская литература 20 века. Очерки., М., Высшая школа., 1992.
  4. Шманин С. Ю. Философия и история образования. М., 2009.
  5. Щетинина О. С. Учитель! Спб., Новый мир., 2001.  

                                                                                                          8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

«Образ учителя в русской литературе» («сквозная» тема на уроках литературы)

Методический комментарийУчитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки  характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и ...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....