Урок на тему : Стихотворения о Великой Отечественной войне 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Кадырова Гелнур Габделхаковна

В 2015 году страна отмечает 70 летие Великой Победы . В 8 классе основной школы начиная "Василия Теркина " Твардовского изучаются Проза и позия военных и послевоенных лет . Я составила обычный урок литературы с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-8.docx26.66 КБ
Файл vov.pptx834.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему : Стихотворения о Великой Отечественной войне

Цель урока : объяснить учащимся суть Великой Отечественной войны, Познакомиться с писателями  и стихотворениями военных лет, анализировать их , воспитание любовь к Родине

Оборудование урока : учебник для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы .В двух частях . Часть вторая. Под редакции доктора пед. Наук М.Г.Ахметзянова , презентация к уроку «Великая Отечественная война в творчествах писателей» , ноутбук , интерактивная доска , портреты писателей , песня «Священная война» авторы :А. Александров и Лебедев-Кумач , мр 3 формате обращение Левитана оначале войны и о Победе

                      Ход урока:

1.Мы не раз говорили о Войне . Которой потрясла весь мир . О ней знают все люди на нашей планете. Нет деревни , нет города ,нет республики которых не знают о ВОВ.

А что вы знаете о войне  , что вы можете рассказать ?       ( ответы 2-3 учеников)

2.Вступительное слово учителя: (учитель рассказывает  используя слайды 2и3 )

На рассвете 22 июня 1941 г. гитлеровская Германия напала на Советский Союз. На стороне Германии выступили Румыния, Венгрия, Италия и Финляндия. Группировка войск агрессора насчитывала 5,5 млн. человек, 190 дивизий, 5 тыс. самолетов, около 4 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 47 тыс. орудий и минометов.

В соответствии с разработанным в 1940 г. планом «Барбаросса» Германия планировала в кратчайший срок (за 6-10 недель) выйти на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была установка на блицкриг-молниеносную  войну. Так началась Великая Отечественная война.

Великая Отечественная война была важной составной частью Второй мировой войны. Советский народ и его Вооруженные Силы вынесли на своих плечах основное бремя этой войны и добились исторической победы над гитлеровской Германией и ее союзниками. Свой значительный вклад в победу над силами фашизма и милитаризма внесли участники антигитлеровской коалиции. Главный урок Второй мировой войны состоит в том, что предупреждение войны нуждается в единстве действий миролюбивых сил. В период подготовки Второй мировой войны ее можно было предотвратить. Многие страны и общественные организации пытались это сделать, но единства действий так и не было достигнуто.

Великая Отечественная война оставила глубокий след в русской поэзии. Лирику тех лет отличала теснейшая связь с народом , активность , патриотизм, гуманистическая направленность . О чем бы ни писали поэты , за каждым словом неотступно стояла дума о Родине.

Обращение Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны.

Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!

Звучит песня :  «Священная война»

Композитор: А. Александров

СловаВ. Лебедев-Кумач
1
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

2
Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Припев.

ВОВ оставила глубокий след  в русской поэзии .Лирику тех лет отличала теснейшая связь с народом, активность ,патриотизм .О чем бы не писали поэты , за каждым их словом стояла дума о Родине.

В первые же дни войны было написано стихотворение А. Суркова «Песня смелых»( слайд -4) . Песня как бы звала солдата на бой , «скликала» бойцов на поход. Вскоре к живому солдатскому голосу «Песни смелых» прибавилось сердечное , задушевное  стихотворение М .Исаковского « До свиданья, города и хаты»(слайд-8).В этой песне поет душа «молодых смелых ребят» , простых солдат.

Стихи и песни на протяжении всей войны  занимали большое место в духовной жизни народа.

3. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.

(Слайды 4-15)

 А)Анализ стихотворения А.А.Суркова  «Песня смелых»

  1. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Песни смелых»
  2. Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Песня смелых»:
    -Когда написано стихотворение?
    - В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения?
  3. –Почему стихотворение называется «Песня смелых» .Как вы думаете , какую роль сыграла она в первые дни войны ?

Б)Прислушивание  песню «Бьется в тесной печурке огонь»

1.О чем и о ком это стихотворение . Какие чувства оно выражает ? Какую роль сыграли такие лирические песни в годы войны ?

2.В каком ритме звучит стихотворение . Какая картина рисуется в вашем выражении.

В) Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня»

- О чём стихотворение?

- Каков, на ваш взгляд, жанр данного стихотворного произведения?

Почему именно так определили жанр стихотворения?

-Какое слово является ключевым?

Г)

  1. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания стихотворения  «Ты помнишь ,Алеша , дороги Смоленщины»
  2. Анализ стихотворения
    1.К кому обращается поэт? О чем он вспоминает?
  3. Какой период войны изображается в стихотворении? Как вы это определили ?
  4. Какое настроение оно у вас вызвало , о чем вы размышляли после того, как прочитали его?

Д) Поэт - М.Исаковский

Чтение и прослушивание стихотворению «До свиданья , города и хаты»  

  1. Сообщение ученика кратких сведений о творческой биографии М.Исаковского.
  2. Сообщение ученика об истории создания «До свиданья города и хаты»
  3. Какой период войны изображается в стихотворении? По каким строкам можно определить это?
  4. Какую картину вы представили в своем воображении при чтении этого стихотворения?

Е) стихотворение «В лесу прифронтовом»

1 О ком это стихотворение? Только ли о бойцах ?

2.В каких строчках стихотворения выражена готовность солдат погибнуть за свою Родину ?

3.Какие чувства вызвала у солдат эта песня в годы войны?

4.Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. 

В формате мр 3

- Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?

Выступление 2-3 учеников.

5.Знаете ли вы какие татарские писатели участвовали в ВОВ ?

(Слайды 15-18)

Какие стихотворения были написаны в первые же дни войны и в годы войны?

( Ученики могут называть Ф Карима, М .Джалиля,Г Кутуя и привести примеры )

6.Заключительное слово учителя

Война принесла много горе нашему народу . Не зря в годы войны написаны много стихотворений и песен . На русском ,на татарском и на других языках. Они звали бойцов на победу за Родину. И поэтому мы теперь живем спокойно , счастливо. Мы никогда не должны забывать , кто сражался и погиб в боях за наше светлое будущее! (Слайды  19-20)

7.Домашняя работа

1.Выучить наизусть стихотворения : «Бьется в тесной печурке огонь» А.А.Суркова, «Жди меня , и я вернусь» К.М.Симонова, «В лесу прифронтовом » М.В.Исаковского

Написать сочинение на тему : «Моя семья в годы войны»

22 июня 1941 г. население республики, как и всей страны, узнало о нападении фашистской Германии на Советский Союз. В этот же день прозвучало суровое слово “мобилизация”. Республика начала жить в условиях военного времени. Десятки тысяч жителей по призыву и добровольцами ушли на фронт. Формировались новые боевые соединения и части. Было развернуто массовое обучение боевых резервов. Население и территория ТАССР готовились к возможным военным действиям.

Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Стихотворения о Великой Отечественной войне» Составила : учительница русского языка и литературы МБОУ « Тахталинская ООШ» Аксубаевского муниципального района РТ Кадырова Гелнур Габделхаковна

Слайд 2

Историческая справка Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 г., когда фашистская Германия напала на Советский Союз. На ее стороне выступили Румыния, Италия, а через несколько дней Венгрия, Словакия и Финляндия. Война длилась почти четыре года и стала самым крупным вооруженным столкновением в истории человечества. На огромном фронте, простиравшемся от Баренцева до Черного морей, с обеих сторон в различные периоды сражались от 8 до 12,8 млн человек, применялось от 5,7 до 20 тысяч танков и штурмовых орудий, от 84 до 163 тысяч орудий и минометов, от 6,5 до 18,8 тысяч самолетов. Такого огромного размаха боевых действий и концентрации такой большой массы военной техники история войн еще не знала. Великая Отечественная война 1941-1945 годы

Слайд 3

Историческая справка о ВОВ На протяжении почти четырех лет войны Вооруженные силы СССР разгромили 607 дивизий фашистского блока. На Восточном фронте немецкие войска и их союзники потеряли почти 10 млн. человек. Были истреблены десятки тысяч танков и боевых самолетов. Тем самым военная машина фашизма была разбита, вместе с ней рухнул фашистский третий рейх, государственный строй нацистской Германии. Тяжелая война окончилась победой СССР.

Слайд 4

А Сурков «Песня смелых» Стелются черные тучи, Молнии в небе снуют. В облаке пыли летучей Трубы тревогу поют. С бандой фашистов сразиться Смелых Отчизна зовет. Смелого пуля боится, Смелого штык не берет.

Слайд 5

1. Определите ритм звучания стихотворения. Какими средствами достигается такой ритм ? 2.Какие слова помогают создать в стихотворении картину боя? 3. Какие слова определяют высокое звучание стихотворения? 4. Подберите синоним к глаголу «скликает». Почему поэт выбрал из двух глаголов именно этот? 5. Почему поэт называет песню « крылатой птицей»? 6.Почему стихотворение называется « Песня смелых» ? Как вы думаете ,какую роль сыграл она в первые дни войны ? Вопросы и задания

Слайд 6

«Бьется в тесной печурке огонь» Стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…» было написано в начале Великой Отечественной Войны – 27 ноября 1941 года в советской деревушке Кашино . Стихотворение легло на музыку и стало безумно популярной песней военных лет под названием «В землянке». По словам автора, песня родилась после одного из тяжелых дней у реки Истра. Под впечатлением от всего пережитого, Алексей Александрович написал письмо своей семье, находившейся в эвакуации в городе Чистополе, расположенном на территории современного Татарстана. Бьётся в тесной печурке огонь…» Алексей Сурков Софье Крево Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.

Слайд 7

1.В каком ритме звучит стихотворение ?И почему такой ритм выбрал поэт? Какая картина рисуется в вашем воображении? 2. Какими поэтическими средствами достигается в стихотворении лирическое звучание ? 3. О чем или о ком это стихотворение ? Какие чувства оно выражает? Какую роль сыграли такие лирические песни в годы войны? 4. Подберите синонимы к глаголу « бьется». Почему именно этот глагол выбрал поэт? Какое настроение оно вызывает ? 5. Обратите внимание на сравнение « на поленьях смола, как слеза». Какую роль оно играет в стихотворении? Вопросы и задания

Слайд 8

М Исаковский «До , свиданья,города и хаты» До свиданья, города и хаты, Нас дорога дальняя зовет. Молодые смелые ребята, На заре уходим мы в поход. Наступил великий час расплаты, Нам вручил оружие народ. До свиданья, города и хаты,- На заре уходим мы в поход. 1941

Слайд 9

Великая Отечественная Война 1941-1945 годы

Слайд 10

Вопросы и задания 1. В каком ритме звучит стихотворение ? Какие слова и выражения определяют этот ритм стихотворения ? 2. Как вы думаете , почему поэт обратился к такому лирическому жанру в годы войны ? Нужны ли были солдатам такие песни? 3.Какую картину вы представили в своем воображении при чтении этого стихотворения? 4. Найдите в стихотворении разговорную и поэтическую лексику, которая позволяет поэту передать свои переживания? 5.О ком это стихотворение? Только ли о бойцах? 6.В каких строчках стихотворения выражена готовность солдат погибнуть за Родину?

Слайд 11

Константин Симонов

Слайд 12

К Симонов «Ты помнишь , Алеша, дороги Смоленщины» Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление. Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае . Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой. А. Суркову Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою , Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!- И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась,

Слайд 13

1.Кому обращается поэт в этом стихотворении? О чем он вспоминает ? 2.Какой период войны изображается в стихотворении? Как вы это определили? 3.С каким чувством поэт рассказывает о народной трагедии ? 4.Какое настроение оно у вас вызывало , о чем вы размышляли после того , как прочитали его ? Вопросы и задания

Слайд 14

«Жди меня , и я вернусь» Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного летчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Звезда театра и любимица Сталина, она поначалу отвергала ухаживания Симонова, считая , что не вправе предавать память мужа, погибшего во время испытаний нового самолета. Однако война все расставила на свои места, изменив отношение не только к смерти, но и к самой жизни. В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека . Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено. «Жди меня, и я вернусь» Константин Симонов Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Слайд 15

1 Определите жанр стихотворения . К кому обращается в нем поэт? Каким чувством проникнуто оно ? 2. Какой глагол повторяется в стихотворении ? Какую роль играет этот повтор? 3.Как вы думаете , какую роль сыграло это стихотворение в дни войны? 4. Какие чувство солдата выразил поэт в стихотворении? 5.Что в этом стихотворении особенно волновало вас? Какие картины военной жизни возникли в вашем воображении? Вопросы и задания

Слайд 17

Татарский поэт – Фатых Карим Ватаным өчен Бәлки, бу хат соңгы хатым булыр , Иң дәһшәтле утка керәмен , Шулай була калса , кояшны да Бүген соңгы тапкыр күрәмен . Мин сугышка керсәм , дошманымның Йөрәгенә төзәп атамын ; Үзем үлсәм , балаларым кала Минем гомерем булып , Ватаным . Кала дөнья , кала бар матурлык , Ал чәчәкләр кала болында , Чәчәкләргә төренеп эзем кала , Җырым кала үткән юлымда . Үләм икән, үкенечле түгел Бу үлемнең миңа килүе, Бөек җыр ул — Бөек Ватан өчен Сугыш кырларында үлүе.

Слайд 18

Татарский поэт – Фатых Карим Ант Юлбасарлар таптый җиребезне, Ватан сугышына мин китәм . Менә — балам. Син әнкәсе аның, Балабызны тотып ант итәм . Синең өчен, шушы балам өчен , Нәселем өчен , Туган ил өчен , Мылтык тотып баскан җиремнән Бер адым да артка чигенмәм ... Бәлки, соңгы тапкыр — күрештек, Кочаклаштык , озак үбештек. Сизә бала, карый күзләремә: « Сакла безне !» — ди ул күңеленнән, Ана күкрәгеннән суырып алган Сөт тамчысы алсу иренендә. Шушы балам өчен , синең өчен , Нәселем өчен , Туган ил өчен , Мылтык тотып баскан җиремнән Бер адым да артка чигенмәм .

Слайд 19

Стихи про войну: На носилках, около сарая На носилках, около сарая, На краю отбитого села, Санитарка шепчет, умирая: - Я еще, ребята, не жила... И бойцы вокруг нее толпятся И не могут ей в глаза смотреть: Восемнадцать - это восемнадцать, Но ко всем неумолима смерть... Через много лет в глазах любимой, Что в его глаза устремлены, Отблеск зарев, колыханье дыма Вдруг увидит ветеран войны. Вздрогнет он и отойдет к окошку, Закурить пытаясь на ходу. Подожди его, жена, немножко - В сорок первом он сейчас году. Там, где возле черного сарая, На краю отбитого села, Девочка лепечет, умирая: - Я еще, ребята, не жила... (Ю. Друнина )

Слайд 20

Ветераны Великой Отечественной ( Юрий Соловьёв) Как мало их осталось на земле Не ходят ноги и тревожат раны, И ночью курят, чтобы в страшном сне, Вновь не стреляли в них на поле брани. Мне хочется их каждого обнять, Теплом душевным с ними поделиться, Была бы сила, чтобы время вспять… Но я не Бог…война им снова снится. Пусть внукам не достанется война И грязь её потомков не коснётся, Пусть курит бывший ротный старшина И слушает, как правнучек смеётся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"

Урок истории России в 11 классе по теме: "Начальный период Великой Отечественной войны"...

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста»....

Сценарий конкурса чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне "Помнит мир спасенный"

данный материал - сценарий конкурса чтецов, который традиционно проводится в школе в предверии праздника  Победы....

Технологическая карта урока родного языка в 5 классе на тему: «Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне».

Технологическая карта урока родного языка в 5 классе на тему: "Звукопись в стихотворениях о Великой Отечественной войне"....

Конспект урока на тему "Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

В конспекте урока содержится материал, рассширяющий знания детей о Великой Отечественной войне. развивающий речь учащихся, логическое мышление и творческие способности....