Олимпиадные задания по литературе для учащихся 7-8 классов
олимпиадные задания по литературе (7, 8 класс) на тему

Горлова Ирина Сергеевна

Приведены 3 варианта интересных заданий для проведения олимпиады школьников по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_literature_v_7_klasse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе в 7 классе

 

 

     Мещёра – остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы…

      По сухим сосновым борам идешь как по глубокому  дорогому ковру – на  километры  земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит  солнечный свет. Стая птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны.

       В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен,  как волны. Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется  миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

       Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они  подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

        Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего  отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к каком – нибудь дальнему озеру.

       Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и наконец лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

(Паустовский К.Г.)

 

Задание 1.

Как называется произведение, отрывок из которого приведён?

 

Задание 2.

Назовите известные вам произведения К.Г. Паустовского?

 

Задание 3.

Назовите имена русских поэтов и писателей XX века, писавших о природе.

 

 

Задание 4.

Определите тип речи и стиль речи данного текста.

 

Задание 5.

Сформируйте тему и главную мысль данного текста.

 

Задание 6.

Какую роль играет описание природы в художественном произведении?

 

Задание 7.

Что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение?

Приведите примеры (не менее 3-4) из данного текста.

 

Задание 8.

Напишите небольшое сочинение (объем 50-70 слов) на тему «Край родной, навек любимый…»

 

 

 

 

Примерные задания для  олимпиады школьников

7-8 классов по литературе

 

1.              Соотнесите роды и жанры литературы:

 

 лирика, мистерия, новелла, эпиграмма, житие, фарс, эпопея

 эклога, рассказ, водевиль, дума, трагикомедия

 басня, ода, эпос,  мелодрама, драма,  дразнилка, былина, песня, послание,  закличка,  повесть

 

2. Чей поединок изображен в следующем фрагменте из произведения русской литературы? Аргументируйте свою точку зрения.

а) Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хоть одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль промелькнула в уме моем. Я опустил пистолет...

 

b)  Щитом покрывшись, он нагнулся,

Мечом потряс и замахнулся;

Но тот взвился под облака;

На миг исчез — и свысока

 

Шумя летит на князя снова.

Проворный витязь отлетел

И в снег с размаха рокового

Колдун упал - да там и сел...

c)   Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча...

d) Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты...

                                                                                                                                   

 

3. Найдите ошибки  в определении литературоведческого термина басня.

 

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке  и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

 

 

4. Определите  размер стихосложения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус». 

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

 

 

5. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях:

 

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,

А.С.Пушкин «Полтава»,

А.К. Толстой «Князь Серебряной»,

А.Дюма «Три мушкетера»,

В.Скотт «Айвенго».

 

 

 

6. Назовите автора и произведение, герои которого плавали на следующих кораблях:

«Арго», «Наутилус», «Пилигрим», «Секрет», «Святая Мария».

 

  1. Творческая работа: напишите рассуждение на тему «Почему любимый герой русских сказок – Иван-дурак?».

Олимпиада по литературе

7 класс

  1. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других календарно – обрядовых песен?
  2. Приведите примеры пословиц, пришедших из

а) сказок;

б) басен И.А. Крылова.

  1. Определите смысл следующих поговорок:

а) заткнуть за пояс;

б) рвёт и мечет;

в) при царе Горохе;

г) медведь на ухо наступил.

  1. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

а) Пень не околица…

б) Своя земля и…

в) Век живи…

г) Делу – время,…

Назовите пословицу по её второй части:

а) …, так и в лес не ходить.

б) …, а слушать нечего.

в) … лучше большого безделья.

  1. В каком лицее учился Пушкин? Каких лицеистов – друзей Пушкина вы знаете?
  2. Какие двусложные размеры стиха вы знаете? На каждый размер приведите не менее двух примеров стихотворных строчек.
  3. В каком произведении, какого автора есть герой Дефорж? Кто скрывается в этом облике?  
  4. Сколько произведений входит в «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»? Назовите эти произведения.
  5. Что такое псевдоним? Какие псевдонимы А.П. Чехова вы знаете?
  6.  Напишите стихотворение, используя следующие рифмы:

душа – не спеша

кострами – знамя

порой – чередой

пустыни – латыни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по черчению для учащихся 7-8 классов.

Олимпиадные задания по черчению 7-8 класс....

Олимпиадные задания по биологии для учащихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида

Олимпиадные задания по биологии (II тур) для учащихся 6-7 классов....

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 5-х классов

Материал предназначен для учащихся 5 классов.Тестовая форма выполнения. Творческое задание.(Ответы и бланки ответов прилагаются)...

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 6-7 классов

Олимпиадные задания по литературе для учащихся 6-7 классов. Для проведения школьного этапа олимпиады.Тестовая форма заданий. Ответы на олимпиаду.Бланки ответов....

Олимпиадные задания по литературе для 5, 6, 7 классов

Задания разработаны для проведения муниципальной олимпиады по литературе в 5, 6, 7 классах....

Олимпиадные задания по психологии для учащихся 5-6 классов

В разработке представлены примерные олимпиадные задания по психологии для учащихся 5-6 классов...