Учебный проект с использованием ИКТ
методическая разработка по литературе по теме

Клешнева Ирина Сергеевна

Учебно-методическая разработка «Учебный проект с использованием ИКТ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка «Учебный проект с использованием ИКТ»

Полное название ОУ

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа имени А.Н. Арапова.

Адрес ОУ, тел., e-mail

Свердловская область индекс 624170 г.о. Верх-Нейвинский улица Ленина д. 72 федеральный телефонный код города 34370 телефон 59474факс 3437059474 e-mail  school arapova@mail.ru

ФИО, должность, предмет

Клешнева Ирина Сергеевна, учитель, русский язык и литература

Участники проекта

Учащиеся 10 класса профильная группа

Сроки проведения проекта

Две недели

Паспорт проекта

Тема проекта

Литературные героини классических произведений

Номинация

Предметный, исследовательский, творческий

Цель и задачи

Дидактические цели проекта:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • совершенствование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование навыков работы в команде;
  • развитие коммуникативных умений учащихся;
  • повышение ИКТ- компетентности.

Методические задачи проекта:

  • подготовиться к написанию сочинения на экзамене по русскому языку (С1);
  • подбирать аргументы из художественной литературы (К4).

Цель (поставленная перед учащимися):

  • доказать, что  классическая литература может быть «современной».

Задачи (поставленные перед учащимися):  

  • изучить литературные произведения;
  • проанализировать литературный персонаж;
  • выявить свои сходства и различия с героем;
  • написать эссе «На кого из литературных персонажей я похожа?»;                                            
  • подготовить костюм;
  • устроить  фотосессию;
  • создать мультимедийную презентацию и буклет;
  • защитить свою работу.

Ожидаемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о том, что художественная литература помогает людям понять смысл жизни и понять многое о себе;
  • классическая литература может быть современной.

Метапредметные:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и уметь организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • формировать и развить компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные:

  • коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Проблемное поле

     Огромное наследие, которое оставила русская классика – неисчерпаемо и неподвластно времени. Для русского народа, бессмертные произведения стали частью культуры, во многом они определяют и национальное сознание. Отличительные черты, которыми характеризуется русская классическая литература – это гуманизм, пропаганда равноправия, доброты, любви к Родине и близким людям. Русская литература оставила потомкам бессмертные произведения, связанные с именами – А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и многими другими, относящимися к разным векам и политическим эпохам.

      Великие писатели, для всеобъемлющего отражения человеческой жизни и исторических событий, свидетелями которых зачастую они являлись лично, использовали единственный инструмент – русский язык, гибкость и красоту которого они увековечили в своих творениях. Русская классика – многогранна, она рассчитана на самый широкий круг читателей, в ней есть все – романтические истории, военные баталии, философские произведения, трагедии и комедии, гармоничная поэзия, поражающая совершенством рифмы, в сочетании с предельно глубоким содержанием.

       Но современные дети и подростки мало читают, плохо понимают письменный текст. Действительно, в России последние лет 10, а на Западе и больше, и педагоги, и психологи говорят о том, что вообще дети читают гораздо меньше, чем, допустим, на поколение раньше. И, что намного хуже, они гораздо меньше способны воспринимать и интерпретировать то, что они читают. То есть снижается уровень так называемого текстового мышления у детей. И, в общем, если не изменить каким-то образом ситуацию, то в дальнейшем это может привести просто к катастрофе гуманитарной и к  полной безграмотности.

Продукт проекта

Мультимедийная презентация, эссе.

Деятельность учащихся

См. приложение 1

Оценка работ учащихся

Оценивание осуществляется с трех позиций:

  1. Самооценка.
  2. Оценка учащихся.
  3. Рецензия преподавателя. (См.приложение 2)

Развитие проекта

В процессе реализации проектной деятельности ученик становится «ведущим субъектом» образовательного процесса, он сам отбирает необходимую информацию, систематизирует свои знания, приводит их в порядок, сам устанавливает истины, он не получает знаний в готовом виде, а из множества знаний строит свой проект, свое представление о мире. Технология проектирования являет собой развитие идей проблемного обучения, которое требует от ученика поисково-познавательной, информационной и творческой деятельности, моделирования разных ситуаций, рефлексии, стимулирующей личный рост ученика. А обучение, в основе которого лежит решение проблемы, характерно для развивающего обучения. Следовательно, проектная деятельность учащихся как технология, основанная на процессах проектирования, представляет собой нестандартный способ организации учебной деятельности через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

  • Презентация проекта на НПК «Верхнейвинские чтения»;
  • Выход в младшие классы с презентацией своей деятельности с целью приобщения к чтению художественной литературы.

Оценка эффективности использования ИКТ

Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

 При проведении проекта были использованы технические и информационные ресурсы:

  • персональные компьютеры (эстетическое оформление проекта);
  • фотоаппарат (самостоятельное создание ЦОР);
  • Интернет (сопровождение проекта);
  • мультимедийная установка (представление результатов).

Вышеперечисленные ресурсы свидетельствуют о необходимости применения ИКТ при создании и реализации.

Перечень материалов учебно-методического комплекта

Исследовательская работа, мультимедийная презентация.


Приложение 1

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проблему

Формулирует:

проблемный вопрос «Может ли классическая литература заинтересовать современного подростка?»; сюжетную ситуацию; цель и задачи

Осуществляют:

личностное присвоение
проблемы; вживание в ситуацию;

принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи; выдвигают гипотезу по проблемному вопросу: « Через характеристику героев классической художественной литературы можно понять себя, свой характер».

2. Организация деятельности

Предлагает:

спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график» (см. приложение 3); организовать техническую и творческую группу; возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

планирование работы; организацию в рабочие группы; выбор формы и способа
представления информации: эссе «На кого из литературных персонажей я похожа?»; костюм; фотосессия; мультимедийная презентация.

3. Осуществление деятельности

Не участвует, но:

консультирует по необходимости учащихся; ненавязчиво контролирует; ориентирует в поле необходимой информации; консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

по поиску, сбору  и структурированию необходимой информации; консультируются
по необходимости; подготавливают презентацию результатов

4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов

Принимает итоговый отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения. Оценивает по критериям.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задачи; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

рефлексию деятельности и результатов; взаимооценку деятельности и ее результативности.


Приложение 2

Экспертный лист для оценки проектов

  1. Название проекта__________________________________________________
  2. Авторы проекта (Ф. И. О., класс)_____________________________________
  3. Система оценки.

Соответствие  каждому  критерию выражено  в следующих баллах:

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию — 3 балла.
  2. Достаточно полно соответствует данному критерию -2 балла.
  3. Частично соответствует данному критерию - 1 балл.
  4. Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

1

2

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики

3. Полнота и содержательность представленного проекта

4. Оригинальность решения проблемы

5. Оформление проекта

Общая сумма баллов

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1. Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

Баллы

1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3.Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

Главные достоинства проекта:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны проекта:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной вывод эксперта:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Рабочий план-график реализации проекта

Дата

План работы

13.04.2011

Организационный момент; организация рабочих групп; утверждение плана работы; выбор темы для самостоятельного изучения.

14.04 -17.04.2011

Самостоятельная работа по анализу героини классической художественной литературы; написание эссе ««На кого из литературных персонажей я похожа?».

18.04.2011

Сдача эссе «На кого из литературных персонажей я похожа?».

18.04. -20.04.2011

Подготовка костюмов.

20.04.2011

Фотосессия « Литературные героини классической художественной литературы».

21.04. -24.04.2011

Систематизация собранных материалов.

21.04. -24.04.2011

Работа технической группы: набор текста; составление мультимедийной презентации.

25.04.2011

Защита проекта; круглый стол; рефлексия и оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы

Реализация учебного проекта по литературе с использование сетевых ресурсов...

Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля

В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопро...

Использование теории множественности интеллекта в создании учебных проектов.

В  статье я хочу поделиться  наблюдениями, как теория множественности интеллекта помогает в  проектной деятельности, которая всё  более востребована в современном образовательном п...

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

Проект конспекта Учебного занятия с использованием ЦОР

Класс 2Предмет  английский языкТема учебного занятия: «Праздник алфавита»Продолжительность учебного занятия: 45 минутТип учебного занятия: урок...

Формирование Универсальных Учебных Действий через использование метода проектов

Описание опыта.Условия возникновения и становления опыта.Актуальность и перспективность.Теоретическая база опыта.Ведущая педагогическая идея.Технология опыта.Результативность....

Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» для 7 классов

Программа внеурочной деятельности «Учебные проекты с использованием Open Office» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, так...