Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля
статья по теме

В нашей школе первый год преподавался предмет "Проектная деятельность".Надеюсь, что доклад "Использование метода учебного проекта в учебных предметах технико – технологического профиля", который сопровождается презентацией, будет полезен всем преподавателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода учебного проекта в учебных предметах
технико – технологического профиля


          Происходящие в современности изменения поставили акцент на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это потребовало внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

        Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

         Индивидуализация учебного плана и  образовательной программы учащегося в  старшей профильной школе предполагает проектирование учебно-практических, исследовательских  и социально-организационных ситуаций,  в которых учащийся, действуя индивидуально или в группе, приобретал и накапливал бы опыт решения проблем, необходимый ему в реальных жизненных ситуациях как в школе, так и вне её, в реальной  действительности.

           При этом можно выделить такие виды проектной деятельности, как:

•        деятельность, включенная в учебный процесс-практикум, в качестве его  необходимой части;

•        учебно-познавательная деятельность, выходящая за рамки учебного процесса, носящая   надпредметный  и межпредметный характер;

•        исследовательская деятельность;

•        организационно-социальная деятельность.

Профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы предполагает создание гибкой системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения. Известный дидакт М.А.Данилов, называл главным результатом образования не объем фактических знаний (вооружить которыми впрок на всю жизнь - абсурдная задача), а способность учащихся к их самостоятельному добыванию и применению как инструментария для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.

Отсюда - основные черты обобщенной модели развивающего обучения и его технологии в контексте профильной школы:

- процессуальная целевая направленность: обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования;

- приближённость учебной деятельности к научному познанию:

- столкновение учащихся с противоречиями между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями, стимулирующими у учащихся потребность преодолеть это противоречие;

- постановка ученика в позицию исследователя, первооткрывателя;

- применение в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления при решении проблем; выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения;

- основная позиция ученика в учебном процессе: активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);

- основная позиция учителя - научный руководитель и партнер по учебному исследованию.

Учитель профильной школы должен обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов.

 Технико – технологический профиль подразумевает отход от однонаправленности профильного обучения, поэтому основная реализация технологического образования (по новым стандартам) происходит в основном за счет выполнения междисциплинарных, социальных  проектов и исследовательских работ.

Проектирование, как метод познания в технологическом профиле обучения, должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и т.д., что позволяет человеку самостоятельно осваивать накопления культуры.

Проектный метод в технологическом профиле обучения предполагает, что проектирование выполняется не под руководством преподавателя, а вместе с преподавателем – проектирование строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.

Список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

•        энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

•        специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях

•        консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам

•        руководитель (особенно в вопросах планирования времени)

•        "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) -организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.)

•        координатор группового процесса

•        эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Содержание проектной деятельности учащихся усложняется аддетивно, то есть по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий - образно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в которую вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения. Однако алгоритм проектирования остается единым на каждом этапе, увеличивается лишь многомерность решения на каждом шаге выполнения алгоритма.

Включение проектирования в технологическом профиле обучения направляется на социально значимое психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников и укрепление их задатков и способностей, их сущностных сил и призвания; включение школьников в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих нравственных ценностей; формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей; создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Для работы над проектом надо пройти определенные шаги, считает М.М. Поташник. В своей  книге « Как подготовить проект  для получения гранта» он предлагает следующий механизм работы над проектом:

Шаг 1. Определить в общих чертах на основе предварительного анализа проблему (тему, идею) будущего проекта.

Шаг 2. определить вид проекта.

Шаг 3. Определить проектную команду.

Шаг 4. Определить состав привлекаемых к разработке отдельных разделов педагогов.

Шаг 5. Распределить функции и содержание работы каждого члена проектной команды.

Шаг 6. Изучить (членам проектной группы) технологию подготовки проектов на получение грантов (принципы проектирования, требования к проектам, структуру и содержание проектов различных видов, ошибки, допускаемые в проектах, и т.п.) – то есть проделать специальную работу по самообразованию членов проектных команд.

Шаг 7.  Распределит функции и содержание работы каждого члена проектной команды.

Шаг 8. Проведение семинаров, опросов, (устных и письменных), мозговых штурмов, деловых игр ролевого и неролевого характера (особенно рефлексивно-ролевых игр) и т.п. с целью выявления и обсуждения каждой инновационной идеи, этапов, способов и условий их реализации, а также всех составных частей проекта.

Шаг 9. Написание первого (чернового) варианта проекта.

Шаг 10. Взаимное устное рецензирование членами проектной команды составных частей проекта.

Шаг 11. Координация содержания всех составных частей (разделов) проекта, устранение противоречий, нестыковок между разделами. Предпочтительно, чтобы в конце эту работу выполнил один наиболее опытный в проектировании член команды, может быть директор вместе с приглашенным консультантом.

Шаг 12. Подготовка чистового варианта проекта.

Шаг 13. Ознакомление учителей школы с проектом, обсуждение проекта всем педколлективом (это фактически и есть внутреннее рецензирование), внесение поправок и утверждение проекта развития школы на педагогическом совете (или на совете школы и т.п.).

Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т. п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе "учащиеся + учитель" проводится по принципу "скрытой координации". Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя.

Проекты: проблемы и пути решения проблем

Нелегко дается смена образовательной парадигмы, смена концептуальных оснований профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному), и это порождает ряд вопросов.

  1. Как заинтересовать школьников проектированием?
  2. С чего начинается работа над проектом?
  3. Как будет выглядеть структура проекта?
  4. Работа по темам проекта.
  5. Чем завершается работа над проектом?

Прежде всего, это:

ОБЪЯСНЕНИЕ СУТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА - введение расширительного понятия проект на примерах инженерных, дизайнерских, экономических, социальных и других проектов. Примеры из истории техники.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВАРИАНТОВ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ - знакомство с содержанием и объемом проекта, требованиями к оформлению; акцентирование внимания на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов, формирование банков идей); сильные и слабые стороны представляемых проектов; сообщение критериев оценивания выполненных проектов; различение проектов по сложности (выбор объекта, объем разработок, трудоемкость выполнения и др.).

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОЦЕДУРОЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ - этапы работы; работа в классе и дома; консультации групповые и индивидуальные; выполнение проектов малыми группами; роль преподавателя; материальное воплощение проекта; информационное обеспечение проектирования (учебные занятия, тренинги, книги учебные и специальные, компьютерная поддержка и др.).

Стартовый этап проектирования очень важен. Преподаватель должен добиться выбора каждым учащимся темы проекта; появления у каждого школьника главной идеи проекта (не следует ее критиковать и даже совершенствовать!), желания большинства учащихся приступить к выполнению проекта; уяснения учащимися условий взаимодействия между собой и с преподавателем.

Возможно, что некоторая часть учащихся не справится со стартовым этапом в первые две-три недели занятий. Быть может, им будет легче "сидеть на колесе" у успешно справившихся - следует предоставить им такую возможность, однако, не снижая требований "догнать" основную группу.

В отдельных случаях может быть потребность в индивидуальных консультациях.

Цели проектирования, или для чего учащиеся должны этим заниматься?

Под проектным трудом в технологическом профиле обучения понимаются такие взаимодействия и отношения старших школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются усилия личности; не только получают запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.

Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание юношеством нравственной ценности трудового начала жизни.

Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который, в общих чертах, включает развернутые ответы учащихся на поставленные  вопросы. Учащиеся на собственном опыте должны сформулировать проблему в виде задачи, найденный способ решения которой  носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для них самих.

Выбор темы проекта

Массив тематики проектов действительно является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие темы именно у этих школьников вызовет наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном увеличении массива и его предъявлении школьникам.

Собственно тематика предназначена для создания школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.

Темой проекта может стать любой объект, явление, ситуация. Разница лишь в том, с какой целью мы хотим создать проект. А от этого зависит тип проекта и план дальнейшей работы с темой. Предпочтение в выборе тем:

-эмпирические (основанные на опыте) - проведение собственных наблюдений и экспериментов

-теоретические (научное познание) - проведение работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках

Общее описание проекта

Обоснование необходимости проекта

Содержит ответы на вопросы:

Почему этот проект необходим ________________________________

Какие проблемы он будет решать ______________________________

2.        Цели и задачи проекта

Содержит ответы на вопросы:

Какие конкретные цели ставит перед собой  проектировщик для решения выбранной проблемы

Задачи, которые будут решаться для достижения поставленных  целей

3.        Описание проекта (стратегия и механизмы достижения поставленных целей)

Содержит ответы на вопросы:

Каким образом будут достигнуты цели __________________________

Как будут выполняться поставленные задачи _____________________

Кто будет их осуществлять ____________________________________

Какие ресурсы будут задействованы, какие методы будут использоваться, кто будет привлечен в качестве социальных партнеров и помощников ______________________________________

План-график выполнения проекта («временное»  описание деятельности по проекту)

        Сроки                Что будет сделано                Для чего

5.        Ожидаемые результаты_______________________________

Психологические барьеры, или Что мешает успешности проектирования?

К сожалению, предложения учащимся подумать, догадаться или порас-

суждать приводят к фрустрации и, даже в старших классах, к встречному вопросу - как это? При этом часто ожидаются или требуются объяснения учителя, то есть предпочитается репродукция, которая ограничивает рост интеллектуальных умений.

Для снятия такого барьера можно рекомендовать использовать метод свободной дискуссии, "мозговой штурм", имитационные деятельностные игры (с ролями спарринг-партнеров: производитель - потребитель, конструктор - технолог, дизайнер - производитель).

Велика боязнь сделать что-либо не так. Для снятия такого барьера следует чаще подчеркивать, что правильность найденного или предлагаемого решения определяется, во-первых, количеством предложенных вариантов, во-вторых, полнотой обоснования их принятия или отрицания, убедительностью аргументации.

Более того, школьники должны уяснить, что необходимо предпринимать попытки найти решение, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия решения, что стремление к результату всегда приведет к решению, которое может быть слабым или сильным, но высоко оценивается обоснование автором, ясность авторской позиции и точки зрения.

Именно в проектировании школьники должны научиться чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов - "я так считаю...", "я предлагаю, потому что..." и даже "мне кажется, что..."

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ

 ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО  ПОДХОДА

Метод проектов

Дискуссии

Обучение в сотрудничестве

Мозговая атака

Ролевые игры

Портфель ученика

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная

деятельность

Рефлексивные

Исследовательские

Поисковые

Научный метод

Дискуссии,

эвристические беседы

Мозговые атаки

Ролевые игры

Степень самостоятельной  мыслительной деятельности учащихся

  1. Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала педагогом
  2. Второй уровень означает, что педагог создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает        
  3. Третий уровень  предполагает, что педагог создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает
  4. Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию

Руководство проектированием, или Как не мешать школьникам?

Избыток учебной информации (особенно в виде инструкций, указаний) очевидно будет мешать школьникам при проектировании даже больше, чем дефицит информации.

Если признать основой познавательной деятельности в технологическом профиле обучения проектирование, то весь поток учебной информации должен обеспечивать повышение эффективности этой деятельности.

Необходимо подчеркнуть еще раз, что проектный метод предполагает стимулирование активности учащихся в формировании запросов - информации, умений, консультации, помощи, оценки и др.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

 Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Умения предметной области знания

Интеллектуальные умения критического мышления

Коммуникативные умения

Поиск информации

Совокупность  соответствующих

компетентностей

Осмысление

Анализ

Применение

Синтез

Оценка

Умения совместной деятельности

Ключевые

компетенции

Умения дискутировать, принимать решения

Психологические барьеры, или Что мешает успешности проектирования?

Быть может, впервые многие школьники при проектировании должны будут выйти из привычной дидактической среды, в которой обычно следуют объяснение-инструкция, потом предъявление образца действия, затем - действие по образцу на уровне простого воспроизведения. Вместе с тем, впервые школьники сталкиваются с задачами, у которых нет единственного правильного решения. Понятно, что школьников должно пугать проектирование, которое по сути очень напоминает известное "пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что", то есть при выполнении проектов школьники впервые знакомятся с вероятностными решениями задач, когда критерий правильности не связан с соответствием некому эталону, а определяется отсутствием внутренней противоречивости и соответствием функции цели.

К сожалению, предложения учащимся подумать, догадаться или порассуждать приводят к фрустрации и, даже в старших классах, к встречному вопросу - как это? При этом часто ожидаются или требуются объяснения учителя, то есть предпочитается репродукция, которая ограничивает рост интеллектуальных умений.

Для снятия такого барьера можно рекомендовать использовать метод свободной дискуссии, "мозговой штурм", имитационные деятельностные игры (с ролями спарринг-партнеров: производитель - потребитель, конструктор - технолог, дизайнер - производитель).

Велика боязнь сделать что-либо не так. Для снятия такого барьера следует чаще подчеркивать, что правильность найденного или предлагаемого решения определяется, во-первых, количеством предложенных вариантов, во-вторых, полнотой обоснования их принятия или отрицания, убедительностью аргументации.

Более того, школьники должны уяснить, что необходимо предпринимать попытки найти решение, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия решения, что стремление к результату всегда приведет к решению, которое может быть слабым или сильным, но высоко оценивается обоснование автором, ясность авторской позиции и точки зрения.

Именно в проектировании школьники должны научиться чаще испо-льзовать высказывания, начинающиеся со слов - "я так считаю...", "я предлагаю, потому что..." и даже "мне кажется, что..."

Школьники часто боятся обращаться за помощью, открыто сообщать о возникающих проблемах - преподавателю необходимо стимулировать обращение за конструктивной помощью, правильное составление такого запроса. При этом школьники должны рефлексировать свою деятельность, анализировать, что именно не удается и почему. Совсем хорошо, если школьники способны выносить на суд преподавателя и товарищей альтернативные предложения.

Любое проектирование выполняется при дефиците ресурсов (временных, материальных, информационных, финансовых и др.). Школьники к выполнению проектов должны относиться как к игре, в которой не может быть идеальных решений, а могут быть лишь приемлемые, оптимальные для конкретных условий.

Приступая к внедрению метода проектов, необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом пути. Некоторые из таких "тонких мест" охарактеризованы ниже.

1.        Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям - к последующему анализу портфолио проекта ("проектной папке"). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.

2.        При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.

3.        При организации работы по системе проектов не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.

4.        Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть «прожиты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирования учебного исследования и учебного проекта для 5-9 классов (естественнонаучные дисциплины)

Предложенный кейс поможет спланировать учебное исследование и учебный проект для предметов естественнонаучного цикла. Представлены этапы, методы исследовательской деятельности. Для учебного проекта - ...

Презентация педагогического проекта "От учебной деятельности - к учебной социализации личности"

Защита проекта состоялась на районном конкурсе "Учитель года-2014"...

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 110809 Механизация сельского хозяйства.Рабочая пр...

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном поцессе

Акивные методы - совокупность педагогичсеких действий и приемов,направленных на организацию учебного процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческ...

Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном поцессе

Акивные методы - совокупность педагогичсеких действий и приемов,направленных на организацию учебного процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческ...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...