А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Титова Татьяна Александровна

А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" Урок по литературе в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesn_o_veshchem_olege_konspekt_uroka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы с применением ИКТ технологий

в 6б классе ГБОУ СОШ № 210 Центрального района Санкт-Петербурга

учителя русского языка и литературы Титовой Татьяны Александровны

        Тема урока: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

    Тип урока: Интегрированный урок (литература, история, изобразительное искусство) с использованием ЭОР

    Цель урока: формирование навыков анализа литературно-исторических произведений

     Задачи:

        Учебный аспект: 

  • формировать умение осмысленного чтения баллады «Песнь о вещем Олеге»;
  •  учить устанавливать связь истории, искусства и летописания изучаемого произведения,
  • сравнивать словесные образы князя Олега и кудесника с образами в изобразительном искусстве,
  • раскрыть роль художественных средств в тексте;
  • рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в произведении.

        Развивающий аспект: 

  • развивать внимание к языковым средствам произведения; развивать выразительное чтение лиро-эпических произведений;
  • раскрыть лексическое значение используемых в балладе историзмов и архаизмов;
  • способствовать развитию творческого подхода к выполнению учебных заданий;
  • формировать кругозор ученика и его мировоззрение, основанное на восприятии традиций отечественной и мировой культуры.

        Воспитательный аспект: 

  • воспитывать интерес к прошлому страны посредством чтения и анализа текста художественного произведения,
  • мотивировать обучающихся к изучению русской истории, литературы и изобразительного искусства;
  • воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Ход урока

1. Проверка д/з

Чтение наизусть вступления из поэмы «Медный всадник»

2. Слово учителя (слайд 2)

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Это произведение на историческую тему, в котором Пушкин интерпретирует события глубокой древности, описанные в летописи.

3. Чтение летописного текста «Сказания о смерти Олеге от коня»

4. Слово учителя (слайд 3)

Во время южной ссылки Пушкин побывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, которое поразило его. И в письме к своему другу Александру Бестужеву он написал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе имеет много поэтического».1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге»

5. Работа с картой Византийской империи (слайд 4)

6. Прослушивание «Песни о вещем Олеге» в исполнении артиста Станислава Маркевича

7.  Чтение «Песни о вещем Олеге» учениками, объяснение незнакомых слов (слайды 5-9)

8. Работа с текстом

- Как вступает в «Песнь...» князь Олег? (Торжественно, величаво, он победитель)

- В черновом варианте была строка «Князь по полю едет на смирном коне».

- Какой эпитет употребляет Пушкин в окончательном варианте? (верный)

- В чем смысл замены?

- А как появляется кудесник? (таинственно, неожиданно)

- Кудесника Пушкин называет «вдохновенным», а в черновике был «престарелый». Какой эпитет правильнее, точнее?

- Почему в следующей строке автор вместо «гордый старец» употребляет

 «мудрый старец»?

- Как обращается к кудеснику князь? (уважительно, призывает не бояться владыку, обещает в дар коня )

- Перечитайте 4 строфу. Как вы ее понимаете? Можно ли отнести эти слова к самому поэту? Напомню, что  Пушкин во время написания «Песни...» находится в Южной ссылке за свои свободолюбивые, вольнодумные стихи.

- В черновике   кудесник  угрожал  князю «Но знаю, но вижу паденье твое». А что появилось в окончательном варианте? Прочитайте. («Но вижу твой жребий  на светлом челе»)

- В чем разница? (Пушкин наделяет кудесника сдержанностью, способностью оценить достоинства Олега)

- Что кудесник говорит об Олеге?

        И вновь, как на тризну, стремишься на брань  

        И новой победой прославлен.

        Твой меч собирает кровавую дань,

        Твой недруг во прахе раздавлен.

- Пушкинский Олег не жесток, а величав, и его могущество усиливается в работе поэта над стихом.

- Гимн кудесника Олегу завершается похвалой коня. Почему?

- Как звучит приговор? (неожиданно, внезапно)

-  Как отреагировал Олег в первый момент?

- Горькая ирония слышится в самой ситуации. Ведь Олег обещал в награду коня, и кудесник отбирает коня, но только самого лучшего, самого любимого!

- Какой эпизод вам кажется самым драматичным? Столь ли он напряженный в летописи? Почему?

- Чем пушкинский Олег отличается о летописного?

- В какой момент Олег вспоминает о своем товарище, своем коне?

- Как отреагировал Олег на известие о коне?

- Какие пушкинские слова особенно обостряют горе Олега?(«Могучий Олег головою поник»)

- Только ли кудесника упрекает Олег за смерть коня?

- О чем сожалеет Олег?(о том, что на тризне не его любимый конь будет похоронен вместе с ним)

- Не успел князь пожалеть о том, что разлучен с конем, как умирает от укуса змеи, выползшей из черепа коня. Неужели любовь, верность этому чувству веду к гибели?

- Какими строчками заканчивается «Песнь...»?

  • Будущие поколения помнят князя и его заслуги, и в памяти их он бессмертен!

9.  Работа с иллюстрацией. (слайд 10-11)

-Посмотрите на рисунок Виктора Михайловича Васнецова, изобразившего встречу Олега и кудесника в лесу. Как художник показал, что встретились два равноценных человека?  (Монументальная поза кудесника, его единство с вековым лесом)

-На фоне чего изображён кудесник?  (На фоне природы)

-С кем изображён князь Олег?  (Вместе с дружиной)

-Почему художник изобразил Олега на фоне дружины, а кудесника-на фоне природы? (Олег силён дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было. А кудесник силён связью с силами природы)

-Ищем доказательство тому в тексте.

10. Работа над выразительным чтением песни

11. Итоги урока

В чем же главное отличие летописного сказания от произведения Пушкина?

- Урок хочется закончить этими словами (слайд 12)

Судьба не перестаёт с тобою проказить.

Не сердись на неё, не ведает  бо,

что творит.

Представь её огромной обезьяной,

которой дана полная воля.

Кто посадит её на цепь?

Ни ты, ни я, никто.

Делать нечего,

так и говорить нечего…»

А.С.Пушкин

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"

Читаем, думаем, спорим – действия, составляющие основу урока литературы. Урок по теме «А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге » и её летописный источник» является одним из уроков в изучении творчества велик...

Песнь о вещем Олеге.

Материал к уроку...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Презентация по литературе А.С. Пушкин " Песнь о вещем Олеге".

Презентация по литературе А.С.Пушкин " Песнь о вещем Олеге",в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе-интернат I,II вида....

Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Урок литературы(с презентацией) в 7 классе.Рассчитан на 2 ч....

Мудрость старца. ("Песнь о вещем Олеге" А. С. Пушкина)

Художественный смысл баллады Пушкина о могучем князе Олеге, о его верном коне и о мудром «вдохновенном кудеснике», как и поэтическое содержание многих других пушкинских шедевров, многогранен. Ра...


 

Комментарии

Ух ты!!! Впервые за много лет и много просмотров уроков вижу уважительное отношение к Олегу. И никаких выводов учителя. Только слова Пушкина и мозги учеников. Очень понравилось!