Методическая разработка."Слово о полку Игореве".Своеобразие жанра. Мастерство композиции.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Цхварадзе Татьяна Викторовна

Данный урок - второй из серии уроков по изучению "Слова".Этот урок поможет познакомить учащихся с особенностью жанра "Слова", своеобразием в построении данного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_o_polku_igoreve.pptx.docx18.79 КБ
Файл slovo_o_polku_igoreve.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:

                                            Урок литературы. 9 класс.

Тема урока: «Слово о полку Игореве». Своеобразие жанра. Мастерство композиции.

Цели и задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями построения памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», учить учащихся определять жанровую принадлежность текста, продолжать работу над развитием умения анализировать текст, делать выводы и обобщения, обучать целостному восприятию художественного произведения, продолжить работу со словарем литературных терминов.

Развивающая:  развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.

Оборудование:  тексты «Слова» , презентация, компьютер, интерактивная доска.

Литература: «Вступительная статья В. А. Грихина. М. Воениздат: 1986; «Слово». Вступительная статья Д. С.Лихачева, М.1989; В.Г.Маранцман. Литература. М.1994

                                                                   Ход урока.

1. Организационный момент. Настрой на урок.

2. Объявление учителем темы урока и запись её в тетрадь.

Своеобразие жанра «Слова». Мастерство и композиция.

( Домашнее задание проверяется по ходу урока: закладки в тексте, выделенные части композиции, ключевые моменты, комментированное чтение)

 3. Работа по теме урока. (Слайд 1)

   Опираясь на знания учащихся о жанрах Древней Руси (летопись, житие, воинская повесть, слово, поучение и т. п.) и их характерных особенностей, рассматриваем композицию «Слова», проводим комментированное чтение, записываем основные выводы в тетрадь. (Слайд 2)

- Давайте вспомним основные элементы композиции художественного произведения. (Вступление, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение). (Слайд 3)

- Посмотрим, насколько верно вы смогли определить границы этих частей. (Заполнение таблицы: на доске, в тетрадях).

     Композиционные части

                      Основные выводы

   Вступление (выразительное чтение, комментирование, определение жанра)( Слайд 4)

  • Диалог с читателем
  • Размышление автора о художественных принципах изложения материала: «по былинам сего времени, а не по замышлению бояна», т.е. о реальных событиях.
  • (На полях. Боян – древний русский певец – сказитель, «когда слагал песню,то растекался волком по земле…», т.е.давал волю фантазии.)
  • Настрой на торжественный лад.

Вывод: зачин – обращение. Жанр «слова» (простота, сердечность, неизменные «братья», «дети»).

Экспозиция (зачитываются границы; о чём? о ком?)

( Слайд 5)

  • Лаконичная, выразительная характеристика Игоря. Важно ! Поход – во имя Русской земли.

Основная часть.

Завязка (краткий пересказ)

 ( Слайд 6)

Развитие действия (Слайд 7)

(Устное сравнение 1 –ой и 2 – ой битвы, обращение внимания на контрастный ритм повествования, динамику батальных эпизодов

- Почему так кратка, мгновенна первая битва и неторопливо, с перебивами, во всех подробностях запечатлена вторая?

- Почему так контрастны их краски?

- Монотонно ли «Слово»?

- Почему вторая сеча – именно она – рождает в произведении образ Русской земли?

 - Какой вы её увидели, почувствовали,  как это удалось передать автору?

  • Выступление русских войск против половцев. Важно!  Яркие картины природы («затмения» - символическое значение. «Кричат птицы, ревут звери, ухает филин…»; символические пейзажи накануне 2 –го сражения («кровавые зори»)

Кульминация (комментированное чтение,

устный разбор материала)

- Почему именно в Киев?

- Какова роль в «Слове» великого князя Святослава? (запись в тетрадь)

- Каково вам было читать его «золотое слово»?

- Какие произведения оно напомнило?

- Какой жанр видите в «золотом слове»?

- Лирический плач Ярославны (самостоятельно, на дом)

  • Поражение русских войск.
  •  Важно! Автор показывает, какие последствия имеет это поражение для всей Русской земли.
  • Отступление (действие переносится в Киев).
  • Образ Святослава – воплощение государственной и отеческого благородства. Монолог князя –страстный призыв автора к русским князьям постоять «за землю Русскую».
  • «Золотое слово» Святослава – жанр «поучения»
  • Лирический плач Ярославны  (Слайд 8)

Заключение.

(Домашнее задание: закончить работу самостоятельно, сделать соответствующие выводы (аналогично классной работе)

- По своему сюжету, какой жанр напоминает «Слово»? (Воинская повесть)

4. Обобщение по уроку.

- В чем своеобразие жанра «Слова»?  (Самостоятельные выводы)

Общий вывод о мастерстве композиции.

(Литературно – полемический смысл зачина: уход в дорогую старину, к «временам Бояновым», использование автором приема стилизации ( образ Бояна в живописных, причудливых метафорах и ироническое снижение их). Контрастный ритм повествования, контрастная символика картин; психологизм образа Игоря, ритмичность и музыкальность «Слова», его лиризм; полифонизм, слияние батальных и семейных сцен. «Слово» - поэма как жанр произведения.)

5. Выставление оценок (за устные ответы, выразительное чтение, комментирование, пересказ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Воинская повесть Житие Летопись Поучение Слово Сказание Хождение Жанры древнерусской литературы

Слайд 3

Вступление Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Заключение Композиция произведения

Слайд 4

Вступление (зачин –обращение)

Слайд 5

Экспозиция

Слайд 6

Завязка

Слайд 7

Развитие действия

Слайд 8

Кульминация

Слайд 9

Лирический плач Ярославны «Золотое слово» Святослава Отступления