Имя в реке времени
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Сухова Людмила Петровна

Открытый урок - конференция в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конференция    по теме: « Имя в реке времени»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с миром имен, их значением и многообразием понятий;
  2. Научить отбирать материал из словарей, дополнительной литературы и излагать перед классом;
  3. Способствовать  формированию интереса к особым словам – имена людей.

Оборудование урока:

  1. Стенд с программой конференции и эпиграфом урока.
  2. Словари имен.
  3. Красочно оформленные доклады учащихся.
  4. Магнитофон, диски с песнями В. Цоя и группы «Любе»
  5. DVD, к/ф «Владимир Высоцкий»

Ход урока:

Тема: на доске «Имя в реке времени»

Эпиграф урока:

«Между живущих людей безымянными никто не бывает» (Гомер)

  1. Вступительные слова учителя:

Имя для человека очень важно. На ценность имени указал немецкий поэт Гете: «Имя не безделица: не зря же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества»

Роль имени нашла своё отражение в пословицах.

Первый ученик: «В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает».

Второй ученик: «С именем – Иван, а без имени – болван».

Третий ученик: «Без имени ребенок – чертенок».

Четвертый ученик: «Хорошо там и тут, где по имени зовут».

Учитель: Что же представляет собой имя? По сути это то же слово, что и остальные слова. Языковед А.В. Сперанская видит разницу только в том, что обычное слово служит нам значением, а имя – звучанием. Имя крепко связано с историей цивилизации, с культурой народа, с его национальными традициями, с верованием людей.

Учитель: Слово «имя» очень древнее, оно близко к древнерусскому слову «имети» - иметь, считать, а также к древнеиндийскому «иботи» - переводится, как отделяет, то есть имя дается, чтобы отделить, отличить одного человека от другого.

Первый ученик:

«Слово – имя имеет много родственников в русском языке.

Именной – относится к имени. Например: именной указ.

Второй ученик: Именовать – дать имя.

Третий ученик: Именины – день ангела святого твоего имени.

Например: родился святой Павел – именины Павла.

Четвертый ученик: именитый – знаменитый, сановный.

Пятый ученик: И.п. (именительный падеж) бывает у существительных, прилагательных, числительных, местоимений и т.д

Например: страна – сущ. И.П.; зеленое яблоко – прилаг, в И.П.

Учитель: Имена, как и все на свете имеют свою историю. Ряд ученых считает, что первыми словами на Земле были имена собственные, имена людей.

У многих племен Африки существовал обычай – скрывать имена. Почему?

Они считали, что имя человека – синоним его души. Открыть душу – значит потерять бессмертие её (души). Индейцы верили, что если часто произносить имя, то оно изнашивается. Поэтому часто имя скрывали и заменяли его прозвищем.

Если ребенок часто болел, ему меняли имя, чтобы обмануть злых духов или смерть. Древние русские имена были яркими характеристиками людей.

Древние русские имена:

Первый ученик:

Мал – маленький ростом, молодой.

Бел – имел светлые волосы и бледное лицо.

Второй ученик:

Косой – имел узкий разрез глаз или косоглазие.

Рябой – имел веснушки на лице.

Третий ученик:

Кудряш – имел кудрявые волосы.

Добрыня – добрый  к людям человек.

Четвертый ученик:

Храбр – смелый человек.

Умник – умный человек.

Первый ученик:

Светлана – светлая душой.

Людмила – милая людям.

Второй ученик:

Ярослав – славящий солнце.

Владислав – владеющий славой.

Учитель: После крещения Руси князем Владимиром появились христианские имена. Так появились имена: Иваны, Марьи, Анны и Петры. Имя Иван звучит на всех континентах: по-немецки Иван – это Иоганн, Ганс; по-итальянски – Джованни; по-французски – Жан, по-английски – Джон, по-польски – Ян; по-латышски – Янис. Имя Иван означает милость божия.

Имя Мария имеет множество производных имен: Марьяна, Маша, Маруся, Мари, Мэри, Маня. Мария означает любимая, желанная.

Первый ученик:

Денис – от древнегреческого слова Дионис – бог природных сил, плодородия.

Роман – означает римлянин, житель Рима, в переводе с греческого – сильный.

Второй ученик:

Антон – от древнеримского слова

Антоний – вступающий в бой (боец).

Александр – защитник людей.

Третий ученик:

Владимир – владеющий миром.

Никита – в переводе с греческого – победитель.

Первый ученик:

Василий – царский, царствующий.

Алексей – божий человек, помощник бога на земле.

Второй ученик:

Даниил, Данила – бог – моя судьба.

Афанасий – бессмертный.

Третий ученик:

Евгений – благородный, праведный.

Елена – светлая, чистая, святая.

Татьяна – успокоительница, помощница.

Четвертый ученик:

Виталий – единственный.

Виктор – победитель от «Виктория» - победа.

Революционные имена:

Учитель:

После Октябрьской революции 1917 года появились новые имена, иногда даже очень странные.

Вилен – Владимир Ильич Ленин.

Вилор – Владимир Ильич Ленин + Октябрьская революция.

Гертруда – героиня труда.

Донара – дочь народа.

Устное народное творчество и имена людей. Загадки.

Первый ученик:

«Долгая Мавра жестка, корява, на всех зла, а  всем мила.» (Редька)

Второй ученик:

«Весь век идет Ерёмушка

Ни сна ему, ни дремушки,

Шагам он точно счет ведет,

А с места все же не сойдет».   (Часы)

Третий ученик:

«Лез Мартын через тын,

Сам перелез, а голову в заборе оставил» (Кабачок)

Четвертый ученик:

«Стоит Антипка низок, а в нем 77 ризок» (Капуста)

Первый ученик:

«Веселый демид весь день под солнышком стоит».  (Подсолнух).

Второй ученик:

«Стоит Антипка на одной ножке, кто ни пройдет, всяк подберет» (Гриб)

Третий ученик:

«Сидит Пахом на коне верхом, сам никуда не едет, а человеку помогает» (Очки)

Четвертый ученик:

«Висит красная Матрешка, а внутри зеленое сердечко». (ягода рябины).

Имена в скороговорках.

Первый ученик:

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Второй ученик:

«Дядя Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле».

Третий ученик:

«Приготовила Лариса для Бориса суп из риса,

А Борис Ларису угостил ирисом».

Четвертый ученик:

«У Сени и Сани в сетях сам с усами».

Портреты великих людей (на интерактивной доске).

А) Петр Первый

Б) Екатерина Вторая

В) А.С.Пушкин

Доклады учащихся о великих людях (3 человека).

Викторина «Назовите имя».

  1. Имя этого человека знают все. Он писал стихи, сказки, поэмы. В детстве его дразнили обезьянкой, а в лицее прозвали французом. Примесь африканской крови дала ему смуглый цвет лица и темные кудрявые волосы. (А. С. Пушкин)
  2.  Он перед зрителем хохочет

И унывать никак не хочет,

Выходит в зал смешить народ. (клоун, Юрий Никулин)

  1. Великий князь, сын Ярослава, правитель Великого Новгорода, победивший шведов на реке Неве. (Александр Невский)
  2. Просмотр видеофильма  «Владимир Высоцкий» 2011 г.
  3. Обсуждение фильма.
  4. Итоги урока. Оценки.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной язык в "реке времени". Презентация

Данная презентация подготовлена к уроку-исследованию "Родной язык в реке времени". Содержит исследовательский, занимательный материал....

Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» 11 класс

Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» рассчитан на 35 часов и предназначен  для учащихся 11 классов. Тематическое планирование составлено на основе элективного курса «Русский язык. Родно...

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »

Из русской литературы XVII векаГ.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »Смирнова М.С.Учитель русского языкаи литературы ГБОУ Лицей № 554...

Река времени

Проект "Река времени"...

Элективный курс"Родной язык в реке времени"

Данный курс дает обучающимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении русского языка, его месте среди других языков, его истории; доносит до обучающихся идею о связи судь...

"Родной язык в реке времени"

Родной язык есть неистощимая сокровищница  всего духовного бытия  человеческого....

Авторы проекта: Новикова Галина, Вагнер Марина Проектная работа "Имя в реке времени"

Тема нашего проекта связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, – наша з...