Элективный курс"Родной язык в реке времени"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Холопова Галина Сергеевна

 

Данный курс дает обучающимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении русского языка, его месте среди других языков, его истории; доносит до обучающихся идею о связи судьбы языка с судьбой народа – носителя этого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_rodnoy_yazyk_v_reke_vremeni.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Алгасовская СОШ

Моршанский район

Тамбовская область

РОДНОЙ ЯЗЫК В РЕКЕ ВРЕМЕНИ

Элективный курс по русскому языку

           Автор: Холопова Г.С.,

                                                                                учитель русского языка и        

                         

                          литературы  МБОУ Алгасовской СОШ.

2014г.

         

Пояснительная записка.

Модернизация гуманитарного образования в средней школе предъявляет  новые  требования к деятельности учителя и учащихся на уроке. Они заключены в раскрытии нравственного, культурного и творческого потенциала, как личности учителя, так и личности ученика. Использование коммуникативной методики – объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Научить учащихся общаться, творчески работать, формировать у них интерес к исследовательской деятельности, быть понятым в современном обществе – сущность коммуникативного обучения.

Решить эту задачу поможет элективный курс «Родной язык в реке времени».

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, лично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему – либо.

Данный курс дает обучающимся представление о языке как развивающемся явлении, о происхождении русского языка, его месте среди других языков, его истории; доносит до обучающихся идею о связи судьбы языка с судьбой народа – носителя этого языка.

Курс предполагает знакомство с жизнью и творчеством ученых – лингвистов посредством выполнения заданий исследовательского характера, с большими и малыми словарями, несущими самую разнообразную информацию.

Элективный курс «Родной язык в реке времени» способствует активизации мыслительной деятельности, создает такое эмоциональное состояние, которое вызывает у школьников желание познать изучаемое. Радостное чувство открытия в процессе деятельности, удовольствие от получаемого результата развивает потенциал личности учащихся.

В качестве базы фактического материала привлекаются тексты на старославянском и древне – русском языке, словари.

В реализации данного курса значительна роль нестандартных заданий игрового характера, а также учебно-поисковых, исследовательских.

Цели:

- развитие общей языковой культуры учащихся.

- формирование внутренней потребности обучающихся в пополнении  знаний по русскому языку.

- умение собирать материалы и готовить учебно-научные  работы.

-  подготовка школьников к осознанному выбору направления  

 дальнейшего обучения и своей профессиональной карьеры.

Задачи:

- расширить кругозор учащихся

- развивать склонности к исследовательской деятельности

- стимулировать познавательную активность школьников  с помощью занимательных заданий

- организовать общение учащихся на лингвистические темы

- способствовать формированию навыков работы со справочной литературой

- осмыслить вклад лингвистов в науку, сформировать у школьников оценочные суждения о трудах и открытиях  языковедов

- повысить интерес к гуманитарному образованию

По окончании курса учащиеся должны:

- знать жизнь и творчество ученых – лингвистов, творческий  процесс создания словаря

- расширить знания о связи слов с культурой, а языка – с   духовной жизнью человека, с культурно – исторической  средой

- углубить свое понимание того, что язык развивается по определенным законам

уметь:

- выбирать нужный словарь для определенной лексической   работы

- составлять собственные словарные статьи

- самостоятельно работать с различными источниками

- строить связный текст с учетом смысловой цельности,  

 композиционной стройности, богатства и выразительности   речевого оформления.  

Учебно-тематический план (17 ч).

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

1. Значение курса, его цели и задачи, содержание.

1 ч.

Лекция.

2. Как жили и говорили наши предки славяне.

1 ч.

Лекция.

3. «Кто-кто в алфавите живет?» (из жизни букв).

1 ч.

Практическое занятие.

4. «И будет славить Русь родная

Святых апостолов славян…».

3 ч.

1.Подготовка и проведение праздника.

2.Выпуск стенгазеты «Великие славянские просветители».

5. Как учили грамоте на Руси.

2 ч.

Практическая работа (д\биб-ка).

6.Русский народ-русский язык.

2 ч.

Семинар «Выдающиеся личности в истории лингвистической науки».

7. «Русской речи государь по прозванию словарь».

3 ч.

Защита исследовательской деятельности уч-ся.

8. Как работать со словарями.

1 ч

Лабораторная работа

9. «О  лингвистах  и  лингвистической  науке XX в»

2 ч

Игра

10.Итоговое занятие.

1 ч.

 «Круглый стол».

         

Содержание тем:

1.Значение курса, его цели и задачи, содержание.

   Знакомство обучающихся с содержанием элективного курса.

2.Как жили и говорили наши предки славяне.

   Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен и формирование праславянского языка. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древне – русской народности.

3. «Кто – кто в алфавите живет?».

    Первые славянские алфавиты и их особенности сравнения с современным алфавитом.

    Попытки чтения древнерусских текстов.

4. И будет славить Русь родная

    Святых апостолов славян…

    Знакомство школьников с историей создания славянской письменности великими просветителями Кириллом и Мефодием. Повышение лингвистической компетенции обучающихся.

5.Как учили грамоте на Руси.

    Школа и просвещение на Руси. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ив. Федорова (1574 г.), «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям» Вас. Бурцева (1634 г.).

6. Русский народ – русский язык.

    Основные периоды в становлении и развитии родного языка. Ученые – языковеды. Развитие языка в настоящее время. Изменения в словарном составе на современном этапе.

7. «Русской речи государь по прозванию словарь».

    Очерки жизни и творчества ученых – лингвистов (В.И. Даль, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов и др.).

    Творческий процесс создания словаря. Долгая жизнь словарей. Работа по совершенствованию словаря в процессе его переиздания.

8. Как работать со словарями.

    Типы словарей. Их цели и задачи. Знакомство со структурой словаря (предисловие, условные сокращения, специальные пометы, справочный отдел).

    «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даль; «Словарь русского языка» С.И. Ожегов.

    «Толковый словарь русского языка» 4т. С.Н. Ушаков. Построение и оформление собственной словарной статьи.

9. «О  лингвистах  и  лингвистической  науке  XX в»                       

Школьникам  об  истории  лингвистической  науки  и  ее  представителях – виднейших  русистах  XX в.

10. Итоговое занятие.

      Обмен мнениями о мини – курсе. Анкетирование.

Литература.

1. Энциклопедия для детей. Т. 10: Языкознание. Русский язык (Главный  редактор М. Д. Аксенова. М., 1998 г.)

2. «Русский язык в школе» № 6 1997 г.

3. Литература в школе № 2 1992 г.

4. предметные недели в школе. Изд. «Учитель» Волгоград 2003 г.

5 В. Д. Янченко. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической жизни. 2002 г., Москва.

6. А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова, В. И. Даль и его словарь, 2001 г. Москва.

7. Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко, А. А. Концевая. Секреты орфографии, 1991 г. «Просвещение», Москва.

8. Р. А. Будагов. История слов в истории общества, Москва, 1971 г.

9. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Москва, 1986 г.

10.. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1980г.

 11. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., Просвещение, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Родной язык в "реке времени". Презентация

Данная презентация подготовлена к уроку-исследованию "Родной язык в реке времени". Содержит исследовательский, занимательный материал....

Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» 11 класс

Элективный курс «Родной язык в «реке времени»» рассчитан на 35 часов и предназначен  для учащихся 11 классов. Тематическое планирование составлено на основе элективного курса «Русский язык. Родно...

"Родной язык в реке времени"

Родной язык есть неистощимая сокровищница  всего духовного бытия  человеческого....

Программа элективного курса "Родное Оренбуржье".

Элективный курс по краеведению на английском языке. Целью курса является повышение интереса к культуре и истории Оренбургской области, развитие готовности к общению с представителями иных культур...

программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»

Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской ...