Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык в реке времени"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

 Корнеева Ирина Владимировна

Основными целями данного курса являются:

– формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

– создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

– освоить минимум основ языкознания;

– видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т. д.;

– знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка;

  – осознать, что язык развивается по определенным законам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_russkiy_yazyk_v_reke_vremeni_vosstanovlen.docx175.33 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\YandexDisk\Скриншоты\ТИТУЛ.jpg

        

Рабочая программа элективного учебного предмета

 «Русский  язык в реке времени

(история языка и история общества)»

10  класс

Составитель:                                                                   Корнеева Ирина Владимировна,

                                       учитель русского языка и литературы

                                                         

                                                                              г. Нижневартовск

2021

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Содержание учебного курса
  4. Календарно-тематическое планирование учебного курса на 2021 – 2022 учебный год
  5. Контроль уровня обученности
  6. Учебно-методическое обеспечение

  1. Пояснительная записка

Учебный курс «Русский язык в реке времени (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов и рекомендован  обучающимся 10 класса. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно-интегрирующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка.

Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося  явления,  расширить их познания в этой области:

– лекции учителя с различными видами заданий;

– доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

– беседы;

– работа в больших и малых группах;

– самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

– упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);

– чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;

– самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);

– выборка материала из художественной литературы, его анализ;

– чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;

– проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, игр «Как стать… отличником» (по типу телевизионной игры «Как стать миллионером»), практикумов.

Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.

Представленные занятия педагог может изменять по своему усмотрению, использовать их частично, помещая в собственные планы, дополнять, варьировать. Структура занятий определяется основным законом дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных заданий.

Основными целями данного курса являются:

– формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

– создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.

В результате изучения курса обучающиеся должны:

– освоить минимум основ языкознания;

– видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т. д.;

– знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка;

  – осознать, что язык развивается по определенным законам.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Кол-во часов

Формы и методы обучения

1-2

Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного

бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев)

2

Вступительное слово учителя.

Работа со словарями.

Практическая работа в группах. Работа с текстом «Поучения Владимира Мономаха».

3-4

Как жили наши предки – славяне.

2

Слово учителя о языке и его роли в жизни.

Сообщения учащихся.

5-6

«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена».

2

Слово учителя. Сообщения учащихся. Работа в группах. Практическая работа.

7-8

Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв

2

Слово учителя. Конкурсные выступления учащихся. Дискуссия по поводу выступлений. Игра «вопрос - ответ».

9-10

Славянский алфавит и его особенности

2

Слово учителя.

Работа в группах

11-12

Как учили грамоте на Руси

2

Слово учителя.

Коллективное сообщение. Дискуссия. Практическая работа.

13-14

«Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...»

2

Вступительное слово учителя. Практикум.

15-16

Русский язык в кругу славянских языков

2

Сценарий конгресса: 1.открытие конгресса. 2.обсуждение программы. 3. первый день работы конгресса.

4 . второй день работы конгресса. 5. подведение итогов.

17-18

«Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского

языка)

2

Слово учителя.

Работа в группах

19-20

«Первородные и усыновлённые слова» (Я.Козловский)

2

1. Выступление «руководителя» конференции.

2. Работа в группах.

3. Выступление докладчиков о результатах исследования.

4. Дискуссия.

5. Анализ работы конференции.

21-22

«Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский)

2

Вступительное слово учителя. Конкурсные сообщения с подготовленными вопросами для групп.

23-24

«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский)

2

Сценарий игры: 1. инсценировка заседания словарей. 2. выступления учащихся от имени словарей.

3. работа со словарями.

25-26

Тайны имён и прозвищ

2

Слово учителя. Сообщения учащихся.

Защита коллажей. Исследование смысла прозвищ.

Практическая работа в группах.

27-28

С какого времени начинается современный русский литературный язык?

2

Лекция учителя по предложенному плану с записью основных положений.

29-30

Что? Как? Почему?

2

Практическая работа

31-32

Из истории русской пунктуации

2

Лекция учителя. Беседа по вопросам. Викторина.

33-34

«Родной язык в реке времени (история языка и история общества)»

2

Выступления учащихся

35

«Кто хочет стать... отличником?»

1

  1. Содержание программы  учебного курса

1. Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного

бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) (2 часа).

Цели, задачи курса. История языка и история общества. Язык - средство социализации

человека. Работа со словом «грамота».

2. Как жили наши предки – славяне (2часа).

Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племён. Образование праславянского языка. В семье славянских языков.

3. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И.Бунин) (2 часа).

Источники изучения языка и его история (диалекты, памятники письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Важнейшие памятники письменности.

4. Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв (2 часа).

Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние.

Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных

написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.

5. Славянский алфавит и его особенности (2 часа).

Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки.

Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ.

6. Как учили грамоте на Руси (2 часа).

«Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев).

7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...» (2 часа).

Язык «Повести временных лет...». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет...».

8. Русский язык в кругу славянских языков (2 часа).

«Общеславянский язык – прародитель славянских языков». «Языки-братья». «Слово о полку Игореве» как один из древнейших  текстов славянской письменной речи. «Первоучители Кирилл и Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси».

9. «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского

языка) (2 часа).

Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона

слогового сингармонизма. Изменения в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий. Как появились беглые гласные? (Почему в русском языке дед, а в украинском дид? Какой рифмой пользовался Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой Ъ.) Процесс перехода е в о. Изменение качества шипящих и ц. Появление вторично смягченных согласных. Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных.

10. «Первородные и усыновлённые слова» (Я.Козловский) (2 часа).

Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.

11. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) (2 часа).

Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании словарей местных

слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.

12. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский) (2 часа).

Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.

13. Тайны имён и прозвищ (2 часа).

Антропонимия. Антропонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования. Прозвища.

14. С какого времени начинается современный русский литературный язык? (2 часа)

Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических,

синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык.

15. Что? Как? Почему? (2часа).

История имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий, предлогов, союзов, частиц.

16. Из истории русской пунктуации (2 часа).

Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века писались без промежутков между словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания показывали паузы. Точка - самый ранний знак препинания (с 80-х гг. XV в.). Появление запятой (к концу первой четверти XVI в.). Функции точки с запятой. Упорядочение знаков препинания связывают с книгопечатанием. Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М. Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец XVIII в.). Другие наименования знаков препинания.

17. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» (2 часа).

Подготовка и презентация устного журнала.

13. «Кто хочет стать... отличником?» (1 час).

Занятие обобщающего характера.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

1-2

Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного

бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев)

2

3-4

Как жили наши предки – славяне.

2

5-6

«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена»

2

7-8

Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв

2

9-10

Славянский алфавит и его особенности

2

11-12

Как учили грамоте на Руси

2

13-14

«Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...»

2

15-16

Русский язык в кругу славянских языков

2

17-18

«Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского

языка)

2

19-20

«Первородные и усыновлённые слова» (Я.Козловский)

2

21-22

«Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский)

2

23-24

«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский)

2

25-26

Тайны имён и прозвищ

2

27-28

С какого времени начинается современный русский литературный язык?

2

29-30

Что? Как? Почему?

2

31-32

Из истории русской пунктуации

2

33-34

«Родной язык в реке времени (история языка и история общества)»

2

35

«Кто хочет стать... отличником?»

1

  1. Контроль уровня обученности

Виды контроля

Контрольно-измерительные материалы

текущий

промежуточный

итоговый

Наблюдение над тестом, ответы на вопросы, решение речевых ситуаций, дискуссия

 

Анализ текста,   «Основные элементы композиции разговора по телефону», ролевые игры, моделирование речевых ситуаций

 

(см. Приложение)

Решение речевых ситуаций, ролевые игры

«Кто хочет стать отличником», «Русский язык в кругу славянских языков»

Упражнения на замену в тексте одних средств другими, функционально близкими; беседа-наблюдение

 

 Игра-конгресс;

ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?
(практикум)

Составление плана лекции учителя, сопоставление текстов

Работа с текстами

Презентация  устного журнала «Русский язык в реке времени»  

  1. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

1. Ахременкова  Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). – М.: Творческий центр, 2001.

2. Барашков В. Ф. Как у вас говорят? – Л., 2006.

3. Ветвицкий  В. Г. Занимательное языкознание. – Л., 2008.

4. Григорян  Л. Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 2007.

5. Иконникова С. Диалоги о культуре. – М., 2005.

6. Костомаров  В. Г. Русский язык среди других языков мира. – М.: Просвещение, 2005.

7.  Ожегов  С. И. Словарь русского языка. – Изд. 2. – М., 2010.

8. Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. А. А. Леонтьева. – М., 2008.

10. Энциклопедический словарь юного филолога / сост. М. В. Панов. – М., 2006.

 Дополнительная литература

1. Бухлов  М. Г., Жовтобрюх, М. А., Кодухов, В. И. Восточнославянские языки. – М., 2007.

2. Будагов Р. А. История слов в истории общества. – М., 2000.

3. Ветвицкий  В. Г. Занимательное языкознание. – М.–Л., 2008.

4. Ветвицкий  В. Г. Современное русское письмо. – М.: Просвещение, 2001.

5. Горбачевич  К. С. Нормы русского литературного языка. – М., 2009.

 

 

Приложение

Тема: «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

(игра)

Цель: проверить в занимательной форме знания по изученной теме.

Ход занятия

Домашнее задание: подготовить сообщения по группам (вопросы для групп смотрите в уроке 6 в заседании клуба).

I. Организационная работа.

Ребята делятся на две команды, выбирают капитанов.

II. Ход игры.

1. Слово капитанам команд.

Составьте связный ответ «Из истории русского алфавита» по плану (он есть у ребят в тетради):

1. Древнегреческое фонетизированное письмо.

2. Греческий алфавит византийской эпохи.

3. Кириллица.

4. Старославянская азбука.

5. Петровские реформы русской азбуки.

6. Академические реформы 1735 г., 1758 г.

7. Советские реформы 1917 г., 1918 г.

8. Реформы после 1917 г. (по поводу «ё»). Современный русский алфавит.

2. Гейм «Один за всех, а все за одного».

Учитель называет тему «Устаревшие названия букв, сохранившиеся до настоящего времени».

П р и м е р н ы е   в о п р о с ы командам:

1) Что такое «ижица», «глаголь», «мыслите». Приведите примеры из художественных произведений или составьте свои предложения, в которых было бы понятно их лексическое значение.

2) Приведите как можно больше фразеологических оборотов, в которых сохранились названия букв алфавита любого языка.

3) Во флотской флажной сигнализации использовался желтый флаг. Каково значение этого флага? Назовите как можно больше выражений, раскрывающих значение желтого флага. («Дал добро», «Получил добро», «У меня командирское «добро» в кармане».)

4) Найдите в этих строчках устаревшую букву. С какой целью А. С. Пушкин использует ее в своем произведении? Если вы помните, назовите произведение.

У стенки фертик молодой

Стоит картинкою журнальной…

3. Гейм «Счастливый случай».

Учитель называет тему: «Славянская азбука» и «Современный русский алфавит». Учащиеся по жребию выбирают тему. Если «повезет», то можно заработать вместо одного балла два, так как есть вопросы, ответы на которые совпадают в этих двух темах.

1) Что означает слово «кириллица»? Составьте словарную статью для толкового словаря.

Кириллица, -ы, ж. Одна из старославянских азбук, легшая в основу русского и некоторых других славянских алфавитов. // прил. кирилловский, -ая, -ое. Вам повезло, так как слово «кириллица» есть в теме «Славянская азбука»: оно произошло от имени одного из создателей этой азбуки.

2) Что означает слово «глаголица»? Составьте словарную статью для толкования словаря. Глаголица, -ы, -ж. Древнейшая славянская азбука. // прил. глаголический, -ая, -ое.

4. Гейм «Ты – мне, я – тебе».

Команды заранее готовят задание команде-сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С. И. Ожегова ответьте на вопросы: «Устав – это синоним слова «полуустав», название свода правил или губы?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении.

5. Гейм «Темная лошадка».

Раскрывается конверт, в котором находятся задания командам.

1) Графика как фактор письма (графика устанавливает, какие звуковые значения имеют отдельные буквы).

2) В чем отражаются алфавитные значения букв? (В названиях.)

3) С чем связано значение алфавитного названия букв? (С культурой речи.)

4) Назовите основные типы почерков русского письма и шрифтов в печати. (Устав, полуустав, скоропись, полууставная печать, гражданская печать.)

5) Охарактеризуйте данные типы почерка и шрифта русского письма:

Устав (четкое, каллиграфическое начертание букв, буква без наклона, отдельное написание букв).

Полуустав (меньшая строгость начертания букв, наклонное расположение букв).

Скоропись (связанное написание букв, с росчерками, со значительным наклоном, чаще вправо).

Вязь (орнаментное письмо с переплетением букв, вставками одной буквы в другую, применялась вязь в заглавиях.

6) С какого века сложились существующие теперь в письме и печати начертательные разновидности букв – прописные (большие, заглавные) и строчные (малые)? (XVI в.) 

6. Вопрос для двух команд.

– В конце 40-х гг. XVIII в. В. К. Тредиаковский написал «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой». В нем он предлагает ввести новую букву «г», так как она читалась двояко, как «г» – фрикативная (церковно-книжный) и «г» – взрывная (народно-русский). М. В. Ломоносов неоднократно вступал с ним в спор. Он написал удивительное «ортографическое» произведение из 20 строк.

Как вы думаете, что этим стихотворением хотел сказать М. В. Ломоносов?

– Скольким и каким словам, с позиции Тредиаковского, произноситься как «глаголь» и какому их числу пришлось бы получить произношение «га»?

Бугристы берега, благоприятны влаги,

О горы с гроздами, где греет юг ягнят,

О грады, где торги, где мозгокружны браги

И деньги, и гостей, и годы их губят!

Драгие ангелы, пригожие богини,

Бегущие всегда от гладкие гордыни,

Пугливы голуби из мягкого гнезда,

Угодность с негою, огромные чертоги,

Недуги наглые и гнусные остроги,

Богатства, нагота, слуги и господа…

Угрюмы взглядами, игрени, неги, смуглы,

Багровые глаза продолговаты, круглы,

И кто горазд гадать, и лгать да не мигать,

Играть, гулять, рыгать и ногти отгрызать.

Ноган, болгары, гуроны, геты, гунны,

Тугие головы – и йготи чугунны!

Гневливые враги и гладкословный друг,

Толпыги, щеголи, когда вам есть досуг –

От вас совета жду, я вам даю на волю:

Скажите, где быть «га» и где стоять «глаголю»?

7. Гейм «Заморочки из бочки».

– Чем различаются по своему значению слова «буквалист» и «буквоед». А в чем их сходство?

– Укажите, в чем заключается индивидуально-авторская переработка фразеологизма. Назовите общеупотребительную его форму. Объясните, с какой целью Л. Успенский изменил его первоначальный вид.

Ни на йоту, правды! Я этого не говорил…

Неважно, кто сказал «а», тот скажет и «бе»…

– В «Азбуковнике» XVI в. написано «Везде пиши пса покоем, а не псями, кое общение псу со псалмом?» О каких буквах идет речь в этом гневном предостережении?

– Угадайте (или прочитайте) слово вместе с Алешей Пешковым: «Буки-люди-аз-ла; живете иже же; наш – ер…» (Блажен.) А вот уже не из Горького: буки-аз-земля-аз-рцы-ер. (Базар.)

8. Гейм «Гонки за лидером».

1) За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов начиная с азов: начинать с азов; ни аза не знает, не понимает; от аза до ижицы; стоять фертом; глядеть, ходить фертом; от альфы до омеги. 

2) О ком идет речь в этом тексте?

Озаглавить текст.

Выписать слова, в которых есть буква «э».

Рассказать об истории возникновения в русском алфавите этой буквы.

Он обожал Э. Эта буква представлялась ему воплощением одновременно и «иностранности», «аристократичности» и «эстетической изысканности» тех слов, в которых она встречалась. Грубо говоря, ему казалось, что если слово «изба» написать «Эзба», то в воображении тотчас возникает не то «шалэ бенрезовое», не то «элегантное ранчо».

Свои «поэзы» он наполнял бесчисленными «э».

Элегантная коляска в электрическом биеньи

Эластично шелестела по прибрежному песку…

Я в электрической коляске на электрических рессорах…

У него было стремление те слова, которые и без того были в нашем языке «иммигрантами», еще сильнее обыностранивать, заменяя в них вульгарные звуки «е» изысканными «э» – сирэнь», «фантазэр» и даже «шофэр».

Ему думалось, что буква «э» появилась у нас недавно.

3) Из данного текста выпишите чудеса Австралии, располагая их в алфавитном порядке. (Сделать это нужно в течение того времени, пока будет звучать текст.)

Австралия – уникальный континент. Там растут деревья, которые выше самой высокой колокольни. Там обитают животные, которые носят своих детей в складке кожи на животе – в сумке, а местные жители носят оружие, возвращающееся им в руки после метания. Конечно же, ты знаешь, как называются эти чудеса: эвкалипт, кенгуру, бумеранг. А еще в Австралии есть сумчатые волки и сумчатые медведи, утконосы и коалы, страусы эму и попугаи какаду.

– Если вы хотите, дополните «австралийский» список своими примерами.

Подготовьте книгоиздателям путеводитель по этому необыкновенному континенту. Выполненное задание оформите на листе А4 для одной из страниц будущего устного журнала.

IV. Подведение итогов игры.

Обсуждение игры, награждение победителей.

Домашнее задание: подготовить сообщения по темам:

I группа – «Школа и просвещение».

II группа – «История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ».

III группа – «Азбука Ивана Федорова».

IV группа – «”Букварь” Василия Бурцева».

V группа – «”Грамматика” Мелетия Смотрицкого».

VI группа – «М. В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов».

Тема: «ДЫХАНИЕ ИСТОРИИ» (ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ В ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)
(занятие-наблюдение)

Цели: показать учащимся основные направления изменений в звуковой системе русского языка; подвести их к самостоятельным выводам.

Оборудование: словари русского языка (желательно, чтобы они были у каждого ученика); таблица «Суффиксы имен существительных и прилагательных, в которых наблюдаются беглые о, е».

Методические приемы: слово учителя; сообщения учащихся, задания для самостоятельных наблюдений (эту работу можно провести в форме деловой игры «Научная конференция», см. рекомендации ниже).

Ключевые слова и выражения: звуки – строительный материал для слов, закон открытого слога, закон слогового сингармонизма, падение редуцированных, тенденция к экономии речевых средств, буквы как знаки, беглые гласные, фонетическое явление, морфологическое средство образования форм.

Ход занятия

I. Слово учителя.

Чтобы охарактеризовать звуковую систему древнерусского языка в сравнении ее с современной, в первую очередь необходимо рассмотреть закономерности, связанные со структурой слога.

Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный: д/мъ, бра/тъ.

Если учесть, что гласные звуки являются наиболее звучными, то можно считать, что закон открытого слога требовал расположения звуков в слоге по возрастающей звучности, то есть слог начинался с наименее звучного и оканчивался наиболее звучным звуком. Следовательно, закон открытого слога означает, что в древнерусском языке слова не могли оканчиваться на согласные звуки, так как в этом случае конечный слог оказался бы закрытым.

Особый интерес представляет сочетания согласных внутри слова. В пределах одного слога звуки могли находиться рядом только в определенной последовательности: следует учитывать, что гласные более звучные, чем согласные, а среди согласных сонорные [р], [л], [м], [н] звучнее звонких, а звонкие звучнее глухих; поэтому при сочетании в слоге согласные располагались от менее звучного к более звучному, а затем к гласному звуку: гра/мо/та, ве/сна, ка/зна и т. п. Следовательно, закон открытого слога ограничивал в словах возможные сочетания согласных. И еще один недостаток закона открытого слога – речь становилась однообразной, монотонной. Легкая и экономная для говорящих, она является нелегкой для слушающих. Можно сказать, что характер слоговой структуры слов в языке, история этой структуры является одним из примеров противоречия между говорящим и слушающим. Действие закона открытого слога прекратилось в XII веке. В современном русском языке слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, но в то же время тенденция построения слога по восходящей звучности сохранилась.

З а д а н и е  1. Приведите как можно больше примеров слов, начинающихся так: «сонорный + глухой» и, наоборот, «глухой + сонорный». Сделайте вывод.

Если посмотреть даже самый полный словарь русского языка, то можно убедиться, что там нет слов, начинающихся, например, такими сочетаниями звуков, как нс, лс, рш и др. (то есть сонорным + глухим), тогда как слова с обратными звукосочетаниями сн, сл, шр (то есть глухой + сонорный) вполне возможны.

Учитель. Второй особенностью слоговой структуры древнерусского языка была тенденция к объединению в пределах одного слога звуков однородной артикуляции: мягкие согласные сочетались только с гласными переднего ряда [и], [е] и др., а твердые – только с гласными непереднего ряда [а], [о] и др. Например, могли быть сочетания къ/то, чь/то, но сочетания кр, чъ в древнерусском языке были невозможны, хотя иногда в пределах одного слова оказывались звуки разнородной артикуляции, например, твердые согласные + гласные переднего ряда, тогда возникли различного рода приспособления артикуляций гласного и согласного звуков, например нога – твердый [г] + непередний [а], но в дательном падеже нозъ – мягкий [з’] + передний [ъ] сингармонизма (от греч. syn – «вместе» и harmonia – «созвучие», «связь»).

З а д а н и е 2. А. М. Пешковский, характеризуя музыкальность речи, делил все звуки на «голосовые» (гласные, сонорные согласные, звонкие согласные) и «безголосные» (глухие согласные); попробуйте подсчитать количество «голосовых» и «безголосовых» при их употреблении в разговорной речи и в стихах и сделать вывод, чем объясняется звучность русской речи.

(Закон слогового сингармонизма.)

Звуки – строительный материал для слов

Учитель. Вы, конечно, знаете, что слова состоят из звуков и что звуки бывают гласные и согласные. А можете ли вы ответить на вопрос: для чего нужны гласные и согласные? Какую работу они выполняют?

З а д а н и е 3. Запишите одними гласными буквами фамилии известных поэтов и писателей XIX–XX вв. Например, гао, еоо, еи, оии, аяои. Легко ли расшифровать эту запись?

А теперь запишем те же фамилии при помощи одних согласных: Нкрсв, Лермнтв, Блгкв, Фнвзн, Мквскй. Теперь запись расшифровывается почти без всякого труда.

Учитель. Давайте вспомним, сколько гласных фонем (звуков, различающих слова) в русском языке. Их шесть. Назовите их. А согласных? Более 30 (до 37 по подсчетам ученых – представителей разных научных школ). Ясно видно, что согласных в языке больше. Благодаря такому разнообразию согласных «звуковых красок» наши слова звучат по-разному. Гласные меньше используются для «раскраски». А для чего же?

Что нужнее – гласные или согласные?

З а д а н и е  4. Вот какое задание предложил когда-то учащимся профессор А. М. Пешковский в учебной книге «Наш язык»:

ТРУДНЫЕ СЛОВА

Поспорили однажды Миша и Сережа, кто труднее слова выдумывает – хотя бы и без смысла. Вот Миша и говорит: «Ауэ!» Сережа: «Прк!»

А Миша: «Ауэо!» «Ауэоы!» «Ауэоыу!»

А Сережа: «Пркх!» «Пркхт!» «Пркхтш!»

А труднее они уже не могли придумать.

– Чем трудны Мишины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Открыт он или закрыт? Закрывается ли он сколько-нибудь значительно хоть на одно мгновенье? А чем трудны Сережины слова? Что делается со ртом, когда их произносишь? Раскрывается ли он хоть немного? А что делается со ртом при произнесении обыкновенных слов баба, тетя, Миша? И т. д.

– Что нужнее – гласные или согласные?

– Сделайте вывод.

Совершенно ясно, что одинаково нужны и гласные и согласные. Деление звуков на два эти разряда свойственно всем языкам мира.

История звуковой системы

Слово учителя (подготовлены задания для исследования звуковой системы русского языка).

– Зададим себе вопрос: всегда ли существовали именно эти гласные и согласные в русском языке и в таком количестве? Такими ли они были во времена Пушкина, Ломоносова и далее в глубь веков?

Оказывается, ветер перемен коснулся и звуковой системы русского, а еще раньше – древнерусского языков.

Попробуйте провести небольшое научное исследование и найти самостоятельно ответ на поставленные здесь вопросы. Для этого разделитесь на пары (или группы в 3–4 человека).

Каждая группа получает карточку с заданием или заданиями. (Можно поручить выполнить все задания всем группам, но для начала лучше дать каждой группе по одному заданию; в карточках же нужно напечатать их все, чтобы группа могла следить за ответами, лучше воспринимать их.)

II. Работа в группах.

Работу можно провести в форме деловой игры «Научная конференция» (см. рекомендации).

I  г р у п п а.

По мнению ученых, в древнерусском языке существовали следующие гласные звуки:

в IX веке                                 в конце X–XI веке

а, е, ъ, ен, ь, и, о, он, ъ, у, ы,         а, е, ъ, ь, и, о, ъ, у, ы.

Сравните эти данные и подумайте, какие изменения произошли после Х века?

Если подобное задание выполняется впервые, его можно сделать всем вместе, по вопросам учителя:

– Подсчитайте, сколько гласных было в древнерусском языке IX в. (11.) 

– Сколько гласных насчитывалось в X–XI вв.? (9.)

Как же изменилось количество гласных? (Оно уменьшилось на два звука.)

Значит, какие-то гласные утратились. Какие же это гласные? (Носовые.)

Что доказывают примеры смять – сминать? (Что носовые действительно существовали в древности, отголоском чего являются чередования я // им, я // ин.)

Да, действительно, в древности в языке существовали носовые гласные, но уже в Х веке они свой носовой призвук утратили и совпали [ен] с [’а]; [он] – с [у], поэтому следующий этап нашей работы заключается вот в чем: выяснить, какие звуки утратились, какие видоизменились, а какие появились.

II  г р у п п а.

– Запишите все гласные звуки современного русского языка. Подсчитайте количество. Сравните с данными древнерусского языка IX века. Сделайте вывод.

Гласные в древнерусском языке IX века:

а, е, ъ, ен, ь, и, о, он, ъ, у, ы.

– Запишите все согласные звуки современного русского языка.

– Подсчитайте их количество (можете воспользоваться учебником). Сравните с данными выше гласными древнерусского языка гласные X–XI вв. Сделайте вывод.

Гласные X–XI веков: б, в, г, д, ж’, з, з’, к, л, л’, м, м’, н, н’, п, р, р’, с, с’, т, х, ц’, ч’, ш’, щ’, ж’, д’ж.

А в современном русском языке: большинство твердых и мягких согласных образуют пары:

б

в

г

д

з

к

л

м

н

п

р

с

т

ф

х

б’

в’

г’

д’

з’

к’

л’

м’

н’

п’

р’

с’

т’

ф’

х’

Не имеют парные звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч’], [щ’], [й’].

III  г р у п п а.

В древнерусском языке существовали очень краткие, редуцированные звуки: [э] – обозначался буквой ь («ерь») и [о] – обозначался буквой ъ («ер»). Эти звуки могли находиться в сильной и слабой позиции. В слабой позиции они звучали так неотчетливо, что постепенно перестали звучать вообще, утратились. Это происходило с конца XI по XIII век.

Что должно было произойти с этими гласными в сильной позиции?

Попробуйте сделать предположения, как произносились до XI века слова: во-зъ, дь-нь, ло-дъ-ка и как могло измениться их произношение (всех звуков в них) после XIII века.

– Разбейте эти слова на слоги. Запишите эти слова в современном русском языке. Какое в них чередование? Как его объяснить?

(Говоря о редуцированных ъ, ь, необходимо иметь в виду, что в современном русском языке ъ, ь сохранились как буквы, как знаки, но они больше не обозначают самостоятельных звуков. В других формах, например существительного дь-нь в родительном падеже, в слабой позиции «убежал» [ь]. А у существительных «во-зъ», «ло-дъ-ка» это не произошло.)

Учитель. Обратите внимание на слова более позднего произношения, например слово «американец», которое появилось, разумеется, не ранее открытия Америки, и «комсомолка» («комсомолок»), возникшем после революции. В этих словах нет и не было редуцированных [ъ], [ь]. А между тем мы обнаруживаем беглый е. Как объяснить это явление?

Все дело в том, что беглость гласных в современном языке – это уже не фонетическое, а морфологическое явление. С точки зрения фонетики нет никакой разницы в позиции о в словах типа сон, тон, восток и т. п., так как здесь наличие или отсутствие беглости определяется не позицией гласного, а отнесенностью тех или иных слов к определенным морфологическим классам.

Иначе говоря, возникнув как фонетическое явление, беглость гласных в дальнейшей истории языка превратилась в морфологическое средство образования форм определенных категорий слов. Они в древнерусском языке назывались «незаконными». Особенно таких «незаконных», беглых о, е было много в народной речи: рyбуль, корaбель, журaвль, мысль, вихрь и т. д. (литературные: рубль, корабль, журавль, мысль, вихрь). А на общем языковом фоне таких слов было не так уж и много, поэтому нет необходимости специально о них говорить.

В более позднее время «незаконные» беглые гласные появились уже не в корнях, а в суффиксе.

– Рассмотрите таблицы примеров суффиксов существительных и прилагательных, в которых наблюдаются беглые о, е. Обратите внимание на примечания. Они вам пригодятся при выполнении задания 4.

З а д а н и е 4. Подберите слова с чередованиями е и о с нулем звука в разных частях слова, попробуйте предположить, в каких случаях это чередование вызвано наличием редуцированных, а где возникло позже.

III. Вывод (делают ученики, в случае затруднения его может сделать учитель).

Итак, в поздний праславянский период в языке насчитывалось, по мнению ученых, 11 гласных фонем, и так как органы речи наших предков не были приспособлены к выговариванию стечения согласных, то в языке действовал закон открытого слога. Затем мы отметили, что к концу X–XI в. из языка уходят две фонемы – носовые гласные. Чтобы не принимать это утверждение на слово, попробуем его доказать.

Заглянем в древнейший памятник древнерусского языка «Остромирово евангелие» (1056–1057), вернее – в его послесловие. В нем встречаем два слова: пор   чи и пороучение. Первое слово показывает, что в корне когда-то был носовой гласный, но второе доказывает, что на этом месте уже произносился неносовой гласный [у] и, следовательно, носовые уже утратились, а писались по традиции (к этому вопросу мы еще вернемся, когда будем говорить о формировании орфографии).

Далее, в XI–XIII веках, происходит так называемый процесс падения редуцированных. Доказательство – смешение в написании букв ь и е, ъ и о. Особенно такая орфографическая «неупорядоченность» обычна для авторов частных писем на бересте: перьдо тобою, ко Фъмъ и т. п., так как письма не списывали с оригиналов, с образцов, как это делали переписчики больших книг. Итак, еще две фонемы утратились в древнерусский период, так как в их судьбе нет различий между восточнославянскими языками. (Но некоторые изменения в системе гласных шли по-разному на юго-западе славянской территории и на северо-востоке, что послужило основой для развития русского, украинского и белорусского языков.)

Ученые предполагают, что в праславянском языке в начале его существования гласные различались количественно, по долготе – краткости: были долгие, например [а], краткие, например [о], и сверхкраткие – редуцированные [ъ] и [ь]. Но эти различия на славянской почве утрачивали свое значение. Действительно, примеры типа то и тъ, где ъ отличал бы одно слово от другого, редки. С утратой редуцированных полностью потеряла свое значение количественная характеристика гласных.

Сравнение с современным русским языком показало вам, что сейчас гласных фонем всего 6 (а по мнению ученых Московской школы, – 5), а согласных зато около 36 (по разным подсчетам ученых) по сравнению с 25 исконными. Следовательно, налицо тенденция к уменьшению количества гласных фонем и увеличению количества согласных.

Интересно посмотреть, что сейчас происходит в языке с гласными фонемами и какие изменения произошли в системе согласных в XIV–XVII вв. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Домашнее задание:

1. Подготовиться к конференции по теме «Первородные и усыновленные слова» (темы см. в занятиях 19–20).

Рекомендации по ходу работы учащихся в группах.

Самостоятельную работу в группах можно провести в форме деловой игры «Научная конференция».

Возможные роли учащихся: руководитель научной секции, докладчики, оппоненты и защитники, жюри (его можно составить из представителей тех групп, которые первыми найдут верный ответ), хронометрист.

Руководитель открывает научную конференцию и предоставляет (по очереди) слово участникам разных групп – докладчикам, которые должны связно изложить результаты «научных изысканий» группы (в течение 2–3 минут). Далее могут выступить «оппоненты», предварительно задать вопросы или выразить свое отношение к содержанию доклада; в поддержку докладчиков при необходимости выступают защитники. Члены жюри подводят итоги и анализируют игру.

2. Подготовить сообщения по группам:

I группа – «Исконно русская лексика»;

II группа – «Старославянизмы в лексике русского языка»;

III группа – «Иноязычные слова».

Соответственно каждой группе составить как можно больше вопросов.

Приложение 3

Суффиксы имен существительных

-к(а) – казачка – казачек, самоучка – самоучек, комсомолка – комсомолок, шоколадка – шоколадок, зенитка – зениток, пятилетка – пятилеток, березка – березок;

-к(и) – очистки – очисток;

-к(о) – крылечко – крылечек;

-овк(а), -евк(а) – курсовка – курсовок, путевка – путевок;

-ек, -ок – орешек – орешка, паренек – паренька;

-ышек, -ушек – воробышек – воробышка и воробушек – воробушка;

-енек – муженек – муженька;

-ежк(а) – бомбежка – бомбежек;

-лк(а) – веялка – веялок;

-ок – ветерок – ветерка; дружок – дружка;

-енок, -онок – внучонок – внучонка, орлёнок – орлёнка;

-ичок – новичок – новичка;

-ерк(а) – табакерка – табакерок;

-урк(а) – снегурка – снегурок;

-етк(а) – оперетка – опереток, танкетка – танкеток;

-ютк(а) – малютка – малюток;

-ечк(о) – местечко – местечек;

-очк(а) – вазочка – вазочек;

-ячк(а) – гордячка – гордячек;

-ашк(а) – старикашка – старикашек;

-ешк(а) – рыбешка – рыбешек;

-ишк(а), -ышк(а) братишка – братишек, малышка – малышек;

-ишк(о) домишко – домишек;

-ушк(а), -юшк(а) – дедушка – дедушек, зверюшка – зверюшек;

-ышк(о) – гнездышко – гнездышек;

-яшк(а) – стекляшка – стекляшек;

-н(я) – сотня – сотен, колокольня – колоколен;

-ень – баловень – баловня, перстень – перстня;

-вень – ливень – ливня;

-сн(я) – песня – песен;

-льн(я) – купальня – купален;

-ец – комсомолец – комсомольца, земледелец – земледельца, резец – резца, морозец – морозца;

-авец красавец – красавца;

-овец, -евец – спартаковец – спартаковца, метростроевец – метростроевца;

-лец – владелец – владельца;

-анец республиканец – республиканца;

-енец младенец – младенца;

-инец – кубинец – кубинца.

П р и м е ч а н и е. Нетрудно заметить, что беглые о или е наблюдаются, главным образом, в суффиксах -к(а) и -ец, а также в их производных, так как в древности эти суффиксы включали в свой состав редуцированный гласный (-ък, -ьк, -ьц), который в слабой позиции выпадал, а в сильной переходил в гласный полного образования.

Учитывая, что беглыми звуками могут быть только о, е, но и и1, учащиеся легко поймут логику известного школьного правила, согласно которому для определения правильного написания гласного в суффиксах -ек и -ик надо просклонять эти существительные. Если при склонении гласный выпадает, то есть оказывается беглым, то в суффиксе надо писать букву е; если же беглости гласного не наблюдается, то в суффиксе надо писать букву и, например: звоночек – звоночка, но ключик – ключика.

Суффиксы имен прилагательных

-ск(ий) – авторский; вариантный суффикс -еск(ий) появляется после шипящих; ср. человеческий;

-к(ий) – близкий, резкий; в кратких формах появляется беглый о; близок, резок;

-н(ый) – заметный – заметен, понятный – понятен;

-ебн(ый) – враждебный – враждебен;

-ивн(ый) – объективный – объективен, прогрессивный – прогрессивен;

-овн(ый) – виновный – виновен;

-озн(ый) – грандиозный – грандиозен;

-арны(ый) – легендарный – легендарен;

-тн(ый) – знатный – знатен;

-ичн(ый) – демократичный – демократичен;

-ональн(ый) – эмоциональный – эмоционален;

-абельн(ый) – транспортабельный – транспортабелен;

-тельн(ый) – убедительный – убедителен;

-ительн(ый) – спасительный – спасителен.

П р и м е ч а н и е. Нетрудно заметить, что беглое е в прилагательных наблюдается, главным образом, в суффиксе -н- и его многочисленных производных. Это объясняетсятем, что в древнерусском языке данный суффикс (-ьн) включал в свой состав редуцированный [ь], который в слабой позиции выпадал, а в сильной изменялся в гласный полного образования. Само собой разумеется, что [ь] в сильной позиции в этом суффиксе мог появиться лишь в краткой форме прилагательных мужского рода – единственной сильной позиции [ь] в этой категории образований (ср. страшный – страшен < страшьнъ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 7 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку  М.М.Разумовской, В.И. Капинос, С.И.Львовой,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 10 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК: ПОДГОТОВКА К  ЕГЭ10 КЛАСС...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» основного (общего) образования 5-9 класс на 2016/2017 учебный год

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5-9 классы.Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1, г.Мичуринска,Т...

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 7 класса (базовый уровень) на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на ...

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 8 класса на 2020-2021 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 8 классана 2020-2021 учебный год...

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 7класса на 2020-2021 учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕк рабочей программепо учебному предмету «Русский язык»для обучающихся 7 классана 2020-2021 учебный год( по итогам ВПР)...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык. Грамматика русского языка 10класс

Рабочая программаэлективного учебного предмета «Русский язык. Грамматика русского языка»10 классУчитель: Авакова Кристина Абриковна,...