программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»
рабочая программа по истории (10 класс)

Руденко Марина Николаевна

Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской истории». Она нацелена на обучающихся, серьезно интересующихся историей и предполагает расширение и углубление представлений учащихся о дискуссионных вопросах истории нашей страны. Его реализация может осуществляться в старших классах (10-11 классы) как совместно с курсом «Проблемные вопросы российской истории», так и отдельно. Нет принципиальной разницы, с какого курса начать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа   элективного  курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»

Место курса в образовательном процессе

          Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской истории». Она нацелена на обучающихся, серьезно интересующихся историей и предполагает расширение и углубление представлений учащихся о дискуссионных вопросах истории нашей страны. Его реализация может осуществляться в старших классах (10-11 классы) как совместно с курсом «Проблемные вопросы российской истории», так и отдельно. Нет принципиальной разницы, с какого курса начать.

Введение вопросов данного курса вызвано тем, что сегодня многие вопросы курса по истории носят проблемный характер, появляются новые интерпретации, которые вызывают у школьников интерес и желание разобраться.  Курс может быть реализован как для учащихся профильных классов, так и на базовом уровне в рамках внеурочной деятельности для всех интересующихся историей родной страны как возможность для повышения компетентности в сфере формирования гражданской культуры.

          Курс опирается на предметные знания учащихся в области отечественной и всемирной истории, экономики, политологии, права, отечественной и зарубежной литературы.

          Интерактивные формы проведения занятий, самостоятельная исследовательская и проектная деятельность, работа с историческими источниками способствуют формированию у учащихся представления о политическом и социально-психологическом фоне эпохи, ведущих тенденций и альтернатив исторического развития России.

          Направленность курса развивающая. Он ориентирован на удовлетворение любознательности старших школьников, их аналитические способности.

          Курс содержит 34 темы учебных занятий.

Цели курса.

Создать условия для:

  •  формирования у учащихся уважительного отношения к событиям прошлого, нацеленного на объективную оценку: оценивать, но не судить;
  • подготовки учащихся к восприятию российской истории как неотъемлемой части общеисторического процесса со всеми его закономерностями и уникальностью;
  • развития способностей к самостоятельному поиску и  критическому осмыслению исторических явлений и процессов в сравнительном аспекте с процессами, протекавшими в зарубежных странах.

Задачи курса:

  • формирование культуры исторического мышления;
  • осмысление проблемных вопросов истории России;
  • овладение приемами исследовательской деятельности;
  • выработка навыков самостоятельной работы с материалами научно-познавательных сайтов,  историческими источниками;
  • углубление знаний по отдельным вопросам российской истории.

Темы занятий:

1. Влияние природно-климатических факторов и соседство с кочевыми народами на жизнь восточнославянских племен.

2. Ты, князь, ищешь чужих земель, а о своих забыл: справедливы ли были обвинения современников?

3. За что удостоился прозвища «Мудрый» князь Ярослав?

4.Любечский съезд: попытка сохранить единство  Руси или шаг, ускоривший распад  ?

5. Монгольское нашествие и экспансия с Запада – одна проблема, разный итог.

6. Можно ли рассматривать взаимоотношения Руси и Орды как взаимовыгодное сотрудничество?

7. Иван Калита: цель оправдывает средства?

8. Василий Темный: жертва запутанности порядка престолонаследия или зачинщик феодальной войны?

9. Иван Грозный и европейские монархи: жестокий тиран и «гуманные» правители?

10.  Борис Годунов: самый невезучий царь?

11. Алексей Михайлович Тишайший: достижения и просчеты внутренней и внешней политики.

12. Дворцовые перевороты – противоречия в правящей элите?

13. Семилетняя война: бесславное окончание славной войны?

14. Русско-турецкие войны в истории России и судьбе славянских народов.
15. Русско-японская война – продолжение внутренней политики другими средствами?

16. Первый опыт российского парламентаризма: полезные уроки или игра в демократию?
17. От октября 1917 к Гражданской войне: триумфальное шествие советской власти?
18. Учредительное собрание: провальная идея или несбывшаяся мечта?  

19. «Культурная революция»: от ликбеза до воспитания человека новой формации?
20. Индустриализация: достижения и просчеты.
21. Ленинская кооперация и сталинская коллективизация: шаг в одном направлении или кардинальный пересмотр идеи?
22. Внешняя политика СССР накануне войны: были ли шансы создать систему коллективной безопасности?

23. Г.К. Жуков: выдающийся военачальник  и неудачный игрок в послевоенных политических играх?

24. Героями не рождаются: за Родину или за Сталина? (тема подвига советских людей в годы Великой Отечественной войны).

25. «Ни шагу назад!: приказ № 227 жестокая, но необходимая мера?

26. Кто и зачем развязал «холодную войну»?

27. Н.С.Хрущев: что вспомнят потомки - кукурузную эпопею, хрущевки или «ежа в штанах»?
28. Могла ли «косыгинская» реформа 1965 года вывести страну на новые экономические рубежи?

29. Диссидентское движение: подрыв авторитета СССР или борьба за свободу и демократию?
30. Доктрина Брежнева: вмешательство в дела суверенных государств или защита сферы жизненных интересов СССР?

31. К.У. Черненко: малый «застой» или возврат к эпохе стабильности?

32. ГКЧП: фарс или трагедия, попытка сохранить целостность страны или контрольный выстрел в СССР?

33. Был ли шанс избежать распада сверхдержавы или почему ностальгия по СССР не проходит?

34. Современная Россия: свой путь и особая миссия или движение по «указателям мировых гегемонов»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса по теме: «Проблема нарушения прав ребенка в Российской Федерации ».

Цели и задачи данного элективного курса1. Создание ориентационной базы для выбора обучающимися профильного обучения.2. Создание условий для пробы возможностей обучающегося в элективном курсе3. Знакомс...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "

программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...

Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...