Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»
элективный курс по истории (10, 11 класс)

Путря Надежда Анатольевна

Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с развитием архитектуры в России с ее зарождения. Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с развитием архитектуры в России с ее зарождения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_programma_elektivnogo_kursa.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная программа элективного курса по истории.

«Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»

Пояснительная записка

Актуальность курса. Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с развитием архитектуры в России с ее зарождения. Зодчество в России имеет свои особенности.

Направленность курса – ознакомительно-развивающая, так как он направлен на получение новых знаний по истории, расширение кругозора учащихся, удовлетворение их любознательности. Архитектура России неразрывно связана с историей государства. Знакомство учащихся с ее особенностями позволит привить им уважение к культурному наследию государства, к родной истории, способствует воспитанию патриотов Родины.

Автор данного элективного курса пытался избежать дублирования курса истории, поэтому в программе отсутствует упоминание о некоторых памятниках зодчества.

Курс рассчитан на 18 часов. Основные формы работы: лекция, сообщения учащихся, игра, экскурсия. На заключительном занятии возможно представление проектов, историческая игра.

Цель курса: формирование знаний об архитектурных объектах отечественного наследия.

Задачи курса:

– познакомить учащихся с архитектурными произведениями,

– формирование целостного системного представления об уникальности отечественных памятников архитектуры, необходимости его сохранению;

– обогащение эмоционально-ценностной, художественно-эстетической, научно-познавательной сфер учащихся в процессе приобретения опыта взаимодействия с выдающимися архитектурными памятниками России;

– обретение гражданской позиции по отношению к культурному наследию России,  воспитание ценностного отношения к архитектурным памятникам России;

– развитие и поддержка творческого потенциала школьников, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности учащихся посредство подготовки и защиты проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся. 

Личностные результаты изучения курса включают:

– познавательный интерес к изучению культуры страны;

– уважительное отношение к прошлому, к культурному наследию;

– умение формировать собственное мнение в ходе выступления на занятиях.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

– владение навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;

– умение анализировать полученную информацию;

В предметных результатах курса можно отметить следующие умения:

– знание и использование понятий, встречающихся в данном курсе;

– описание памятников архитектуры;

– высказывание суждений о значении и месте культурного наследия.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Форма работы с учащимися

1

Введение

1

Лекция

2

Зодчество Киевской Руси

1

Дискуссия

3

Зодчество удельной Руси (XII – середина XIII)

1

Лекция

4

Зодчество Ордынского периода (середина XIII – конец XV вв.)

1

Дискуссия

5

Зодчество Московской Руси конец XV-XVI вв.

1

Сообщения учащихся

6

Зодчество «бунташного» века

1

Игра

7

Зодчество XVIII века

3

Лекция. Сообщения учащихся. Игра.

8

Архитектура XIX в.

2

Лекция.

9

Архитектура XX века

4

Лекция. Сообщения учащихся. Экскурсия

10

Архитектура современной России

1

Экскурсия

11

Значение архитектурных памятников России в мировом культурном наследии

2

Защита проектов. Историческая игра

Литература:

1. Балакина, Т.И История отечественной культуры в 2 частях. М.: Изд. центр Аз, 1995.

2. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.:  Высшая школа, 2007.


Содержание

Тема

Количество часов

Перечень понятий

Форма и методы работы с учащимися

1

Введение

1

Зодчество, стили архитектуры

Лекция

2

Зодчество Киевской Руси

1

Капища, требища, храмы, монументализм

Дискуссия

3

Зодчество удельной Руси (XII – середина XIII)

1

Архитектурные школы, особенности зодчества в княжествах, белокаменная Русь

Лекция

4

Зодчество Ордынского периода (середина XIII – конец XV вв.)

1

Новгородское, Псковское, Московское, Тверское зодчество

Дискуссия

5

Зодчество Московской Руси конец XV-XVI вв.

1

Итальянские мастера, Барма, Постник Яковлев

Сообщения учащихся

6

Зодчество «бунташного» века

1

Деревянное зодчество, клетские храмы, каменное строительство, московское барокко

Игра

7

Зодчество XVIII века

3

Становление «национальной культуры», русское барокко, рококо, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов, Н.А. Львов, «архитекторская команда», классицизм, палладианство

Лекция. Сообщения учащихся. Игра.

8

Архитектура XIX в.

2

Сооружения нового типа, русский ампир, эклектика, псевдорусский стиль

Лекция.

9

Архитектура XX века

4

Модерн, неорусский стиль, неоклассицизм, конструктивизм, постмодернизм,

Лекция. Сообщения учащихся. Экскурсия

10

Архитектура современной России

1

Деконструктивизм, хай-тек

Экскурсия

11

Значение архитектурных памятников России в мировом культурном наследии

2

Защита проектов. Историческая игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса по истории «Страницы многовековой истории России»

Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения.  Учащиеся получают задания для самостоятельной работы по контрольно-изме...

Программа элективного курса по истории на тему: «Развитие военно-полевой медицины в Древнем Риме»

Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими науками, как история и медицина.В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позволяющий показать у...

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...

ПРОГРАММА элективного курса по истории и обществознанию «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»

Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения....

программа элективного курса по истории «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории»

Программа элективного курса «Сквозь призму времен: трудные вопросы российской истории» является логическим продолжением ранее представленной программы «Проблемные вопросы российской ...