Поговорим о доброте.Сценарий классного часа.
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Дедова Людмила Алексеевна

Поговорим о доброте.Сценарий классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_dobrote.docx341.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ»

Классный руководитель

Дедова Людмила Алексеевна

г. Новомосковск, 2013

Цель  классного  часа:  Поразмышлять  с  учащимися  о  нравственных  ценностях: добре  и  зле, добром  человеке  и  добром  деле,  сложности  нравственного  выбора, формирование представлений  о  добре  как  важнейшей  нравственной  ценности.

Технология: Технология  развития  критического  мышления  через  чтение и письмо. Приёмы:  «мозговая  атака»,  таблица  «тонких»  и  «толстых»  вопросов.

Оборудование:

Листы  с  пословицами  о  доброте,  а  также  высказывания  великих и знаменитых  писателей, философов,  учёных  о  добре.  Приложение  1.

Распечатанные  из  словаря  С.И. Ожегова  определения  слов  «добро»,  «доброта»,  «добрый».  Приложение  2.

Лист  ватмана  на  котором  нарисован  макет  дерева  (добрых  людей  и  добрых  дел), скотч.  Приложение  3.

5-10  «листочков»,  2-3  «цветочка»  на  каждого  ученика  для  оформления  дерева  «добрых  людей  и  добрых  дел».  Приложения  4,  5.

«Ладошек»  по  количеству  учеников  в  классе.  Приложение 6

Таблица «толстых»  и  «тонких»  вопросов.  Приложение 7.

Учащиеся  делятся  на  группы  по  4-5  человек.

Ход  классного  часа:

                                                                               Раздайте все хорошее другим,
                                                                              От этого не станете беднее.
                                                                              Все, что отдал, считается твоим,
                                                                              Рука дающего, поверьте, не скудеет

I.Стадия  вызова:

- Здравствуйте, ребята!

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь! Итак, мы начинаем наш классный час.

- Ребята, я знаю, что все вы любите сказки. Послушайте одну из них.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

    Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.                

(Слайд № 2) (На слайде представлены имена девушек).

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

      Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

- По какой дороге пошли девушки?

- Как вы думаете, как звали девушку?

II. Определение темы классного часа и целей через прослушивание песни. «Иди, мой друг, дорогою добра».      ( Слайд № 2).

- Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге.

- Это будет дорога добра.

- Тема нашего классного часа такова: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».  (Слайд № 3).

      Это слова великого русского писателя – Льва Николаевича Толстого, который всю свою жизнь старался делать добро людям. К сожалению, есть праздники, которые в России практически неизвестны. К ним относится День спонтанного проявления доброты, отмечаемый во все мире 17 февраля. (Слайд № 4). Инициатором его проведения стали международные благотворительные организации, призывающие к бескорыстному проявлению доброты, не ожидая при этом награды за добрые дела. Этот праздник поддерживают в мире люди любой национальности, не зависимо от религиозных убеждений и гражданства.

 III. Реализация целей и задач классного часа.

Стадия  содержания:

     Добро,  доброта. Это  хорошо известные   слова.  Человечество   многие  тысячелетия  спорит  о том:  «Что  такое  добро?  Что  такое  зло?  Нужна  ли  доброта, а может,  нет?  Многие  говорят,  что  сейчас  зло  взяло  верх  над  добром, что добрых людей почти не осталось  и  каждый  живёт  сам  за  себя,  и  нет  дела  до  других.  Споры  идут, а люди  отмечают,  что  добра  в  жизни, действительно,   не  хватает. Попытаемся  разобраться,  так ли  это?  

--  Чтобы начать разговор о доброте вам, ребята, надо  составить  вопросы  для  нашей беседы, обратите внимание на  подсказки.  Приложение  1. (Составление  «тонких»  и  «толстых»  вопросов.)

Примерный ответ ребят: (Слайд № 5)

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Что  такое  добро?

Что такое  доброта?

Что такое зло?

Может ли  человек быть только злым?

Может ли человек быть только  добрым?

Согласны ли вы с тем , что на зло надо отвечать злом?

2.Вспомни пословицу. Слайд №6, 7

    Много замечательных слов и пословиц о добре и доброте сказано великими людьми. Некоторые из них вы видите на стендах.  (слова на доске). - А, вы  ребята, хорошо знаете пословицы  о  добре  и  доброте? Давайте выясним. На слайде вы видите пословицы, но они перепутались. Помогите собрать их, соединив стрелками начало пословицы с её окончанием. Обсуждение:  ребята  приводят  примеры  своих  пословиц  о  добре  и  зле.

Работа в группах. - Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием. (2 минуты) (Приложение № 2). (Слайд № 8)

Добрые дела

добрый ответ.

Сделаешь добро -

на добрые дела.

Добрый человек

красят человека.

Кто со злом не повстречался,

тот добра не понимает.

Жизнь дана

несет мир.

На добрый привет -

добро найдешь.

- Итак, давайте проверим, какие пословицы вы составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать. (Слайд № 9)

Описание: http://festival.1september.ru/articles/556269/img1.gif

- Чему учат эти пословицы?

3. Проблемный тест.

- Сейчас на мои вопросы вам нужно отвечать только «да» или «нет», используя при этом сигнальные карточки. Красные круги обозначают ответ «нет», зеленые - «да».

- Можно ли назвать добрым человека, который:

делает что-то полезное для людей;

делает домашнее задание за кого-то;

- Почему?

ждет, когда его позовут на помощь;

переводит старушку через дорогу;

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Почему?

- Давайте будем всегда искренними и дарить добро от всего сердца.

4. Работа с картиной. ( Слайд № 10)

- Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте?

Описание: http://festival.1september.ru/articles/556269/img2.jpg

- Посмотрите на этот портрет. Это репродукция с картины Александра Шилова «Одна».

- Какие мысли возникают у вас, когда вы вглядываетесь в лицо этой пожилой женщины?

- Какие добрые поступки вы смогли бы совершить для нее?

- А посчастливилось ли вам когда–нибудь оказать помощь таким людям?

- Я не случайно употребила слово «посчастливилось», т.к. тот, кто делает добро, более счастлив, чем тот, кто его получает!

Учитель:  давайте вспомним  героев  художественных произведений, ваших ровесников, которые тоже совершали добрые дела.

  - А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей)

Посмотрите  на слайд. Это герой мультфильма, который всегда забывал о зле.                                                                                                              Слайд 11.

                   

- Узнали? Кто же это? ( Кот Леопольд).

-  Каким был кот Леопольд? (добрым, вежливым, аккуратным, он не отвечает злом на зло)

 Опишите выражение его лица. (ДОБРЫЕ глаза, ДОБРАЯ улыбка).

- Каким человека делает доброта? (красивым)

- Вспомните, сколько пришлось пережить Леопольду разных пакостей от мышей, но тем не менее он оставался всегда добрым и человечным.

- Что же, кот Леопольд, всегда говорил? (РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!)

                                                                                             

5. Собери слово. Слайд № 12.

    А чтобы жить дружно и всегда иметь много друзей,  нужно обладать хорошими качествами, с которыми  я хотела вас познакомить, но их названия рассыпались. Давайте вместе подумаем, попытаемся составить из простых слов сложные.

На слайде            ДОБРО        

душа

желать

нрав

порядок

сердце

совесть

Читают получившиеся слова. Проверим, правильно составили?   Слайд № 13.

- Добродушный (Добрый и мягкий по характеру)

- Доброжелательность  (Желающий добра)

- Добронравный  (Отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом)

- Добропорядочный  (Приличный, достойный одобрения, порядочный)

- Добросердечный  (Обладает добрым сердцем, ласковый)

- Добросовестный  (Честно выполняет свои обязанности)

Основа всех этих слов «добро».

Учитель: - Для чего нужно обладать такими качествами?

(чтобы жить дружно, не ссориться)

- А что для этого нужно делать? (Нужно совершать добрые поступки и дела)

Я, думаю, что настало время сделать одно, пусть маленькое, но доброе дело.

На доске вы видите дерево, но это необычное дерево. Я назвала его «Дерево добрых людей и добрых дел». На нём нет ни листьев, ни цветов. Вам сейчас и предстоит украсить его добрыми людьми и добрыми делами. Для начала давайте выясним…

6. Работа в группах. «Дерево добрых людей и добрых дел». (Слайд № 14).

 - Что  же  такое  добро?  (Дети  предлагают  свои  варианты,  определению  «Добро»,  «Доброта»). У  вас  на  столах  есть  лист,  на  котором  находятся  определения  из  толкового словаря  С.И.Ожегова. Найдите определения  слов  «Добро»,  «Доброта», «Добрый».  

Приложение 3. 

(Ученики  работают  в группах)

А) - «Добрый человек»,  какой  он? ( Слайд № 15). Опишите  его.  (Ученики  работают  в  группах,  записывая  качества доброго  человека,  затем  озвучивают  вслух.  Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. (Добрый человек всегда приветлив, вежлив, он счастлив.

Добрый  человек:  жизнерадостный, сочувствующий, отзывчивый, щедрый, …)

Учитель. - Можно ли вежливость считать проявлением доброты? Что такое вежливость? Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

А сейчас посмотрите выступление своих одноклассников и ответьте на вопрос: так вежливые люди ведут себя?

Ученик.

В поезд входят три юнната:
“Уж народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!”

Ученица.

Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать.
Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.

Ученик.

А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

 

Ученик. 

Витя очень умный мальчик,
Может всё он смастерить.
Только “здравствуй” и
“Спасибо” не умеет говорить.

Учитель. Так вежливые люди ведут себя?  А как надо? Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми?

Дети. Нет, поступки тоже должны быть такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он хороший человек. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.  

    Помните, ребята, что настоящая доброта рождается в глубине твоего сердца и начинается с тебя самого. ( Слайд № 16).

Б) - А окружают  ли  вас  добрые  люди?  В  семье, в классе? Подумайте, вспомните  и  запишите  их  имена  на  «Листочках».  Приложение  4.

В) - «Доброе  дело» - как вы понимаете это понятие? Что значит  сделать «доброе дело»?  Делали ли вы «добрые  дела»? (Ученики  работают  в  группах,  записывая   «добрые  дела», которые  делали,   на  «Цветах»  Приложение  5,  затем  озвучивают  вслух.)

— Подумайте, и скажите, пожалуйста, какие ещё добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? ( Ответы учащихся).

А я вновь приглашаю к себе ребят, которые, возможно, продолжут список добрых дел.

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

Ученица.

И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Ученик.

Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие —
Честное слово!

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Учитель. Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому.

Г) (Оформляется  «Дерево  добрых  людей  и добрых  дел»).  

Приложение 6.

Учитель. — Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Дети. Делать добро очень приятно и радостно.

7. Разминка. (Слайд № 17)
Учитель: Давайте проведем разминку для души. Чувствует ли она добро и зло? Выйдите из-за столов и встаньте кружком. Разминка пройдет в форме игры "Добро и зло". Я буду называть различные слова. Если слово доброе, хорошее – вы, поднимая руки, тянитесь вверх, если слово означает что-то плохое, недоброе - опускайтесь вниз. Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ГОРДЫНЯ,  ЗАВИСТЬ, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, ЗЛОБА (дети опускаются все ниже и ниже), ПЬЯНСТВО, КУРЕНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ (дети встают на четвереньки).

Что с нами произошло? "Опустились", встали на четвереньки.

На кого мы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: ТЕРПЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ, РАДОСТЬ, МИР... , ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).

- Молодцы! Думаю, что разминка для души получилась. Но как же воспитать в себе доброту, думаю, спросите вы?

Памятка по воспитанию доброты: ( Слайды № 18, 19)

 А я отвечу: Доброта начинается  с любви к людям (прежде всего самым близким) и к природе. Развивайте в себе чувство любви ко всему живому.

 Учитесь ненавидеть зло и равнодушие.

Делайте добрые, хорошие поступки

 Учитесь владеть собой!

Помимо всего прочего есть одно золотое правило доброты: Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними

8. Притча.

 Говоря  о  добре, мы употребляем  и  противоположное  ему  понятие  «зло». Как вы  думаете,  чего  на  земле  больше:  добра  или  зла?  (Дети обсуждают в группах, затем  озвучивают  своё  мнение).

- А сейчас я прочитаю вам две притчи:

1. Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

2. Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Тогда один позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее меж сомкнутых ладоней и отправился так к философу. 
– Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, – решил он, – живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее… И все действительно поняли.
– Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? – спросил завистник, добравшись до философа.
Все в твоих руках, – ответил ему философ.

 - Как вы  понимаете  смысл  этих  притч?  (Дети  обсуждают в группах, а затем  озвучивают  вслух).

9. «Ладошка доброты».

 У вас  на  столах  лежат  «ладошки».  Возьмите ладошку, запишите в центре свою  фамилию и  имя  и  передайте  её соседу  справа.  На  полученной  от  соседа  «ладошке»  отметьте  добрые  качества её  обладателя и т.д., пока ваша  «ладошка» к  вам  не  вернётся.  Пусть  эта  «ладошка»  станет  вам  памяткой,  символом  доброты,  и  если  наступит  «тяжёлый  момент»  в вашей  жизни,  вспомни  о  «ладошке».

Приложение 6..

10. Правила доброты. Слайд № 20

- Вернёмся  к  вопросам,  которые  были  составлены в  начале  урока.  Попробуйте  сформулировать и записать правила  доброты,  доброго  человека.

1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.

2. Будь внимателен к людям, помогай им.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

IV. Стадия  рефлексии:

- Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают свечу, высказывая свое мнение).

- А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Ведь делать добро – это здорово. Надеюсь, что мои советы вам тоже пригодятся.

( Слайд № 21) 

Описание: http://festival.1september.ru/articles/556269/img3.gif

Учитель. —  И ещё один совет от поэтессы Агнии Барто. ( Слайд № 22). 

Учитель. — Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Помните: Делать людям хорошее — хорошеть самому!

— Возьмёмся за руки, друзья, и вместе споём песню!

(Дети исполняют песню “Как здорово, что все мы здесь.( Слайд №23)

Приложение 1.

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Приложение 2.

Добрые дела

добрый ответ.

Сделаешь добро -

на добрые дела.

Добрый человек

красят человека.

Кто со злом не повстречался,

тот добра не понимает.

Жизнь дана

несет мир.

На добрый привет -

добро найдешь.

1. В  добре  жить  хорошо.

2. Делать  добро  спеши.

3. Доброе  дело  и  в  воде  не  тонет.

4. Доброе дело крепко.

5. Доброму  делу  не  кайся.

6. Добро  и во  сне  хорошо.

7. Злой  не  верит,  что  есть  добрые  люди.

8. Злом  за  зло  не  воздавай.

9. Где  гнев,  там  и  милость.

10. Злой  человек  не  проживёт  в  добре  век.

11.  Во  зле  жить – по  миру  ходить.

12. Свет  не  без  добрых  людей.

13. С  добрым  жить  хорошо.

14. Зла  за  зло   не  воздавай.

15. У злой Натальи  все  люди  канальи.

16. Добро  помни,  а  зло  забывай.

«Чтобы  поверить в  добро,  надо  начать  его  делать».  Л.Н.Толстой.

«Я  не  знаю  иных  признаков  превосходства,  кроме  доброты».  Л.Бетховен

«Велико  ли  мало  ли  зло,  его не  надо  делать».  Эзоп

Приложение 3.

Толковый словарь Ожегова

ДОБРО

ДОБРО, -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру(предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром(вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно битье кулаками (афоризм). 2. Имущество, вещи(разг.). Чужое д. Накопить добра, 3.0 ком-чем-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать – приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) - дать (получить)разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут - посл.: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.

ДОБРОТА

ДОБРОТА, -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

ДОБРЫЙ: несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.

ДОБРЫЙ: дружески близкий, милый. Наши добрые друзья. Мой д. знакомый.

ДОБРЫЙ: хороший, нравственный. Добрые дела.

ДОБРЫЙ: безукоризненный, честный. Доброе имя.

ДОБРЫЙ: хороший, отличный. В добром здоровье кто-н. ”вполне здоров”. Д. конь. Д. товар. Д. м¦лодец. Добрая традиция. Доброе старое время ”о прошлом; ирон.”. Оставить по себе добрую память.

ДОБРЫЙ: делающий добро другим, отзывчивый. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне.

Приложение 4.

Приложение  5.листок_2

Описание: листок_1

Описание: Цветок_4

Описание: ладошка

цветок_1

C:\Users\7272~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI40.576\детские ответы.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий классного часа "Поговорим о дружбе"

Классный час, посвященный дружбе и друзьям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал о важности школьной дружбы, призывал поддержив...

презентация к классному часу "Поговорим о толерантности"

Слайдовая презентация, которая наглядно иллюстрирует все этапы классного часа....

Презентация к классному часу на тему "Поговорим о патриотизме"

Презентация используется в течение всего классного часа как наглядный материал....

Презентация к классному часу "Поговорим о дужбе"

Имеется разработка сценария к этому классному часу. Классный час рассчитан на 5-6 классы...