Главные вкладки

    Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Сыч Наталья Ивановна

    Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_8_kl.docx53.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ставропольский край

    Предгорный район станица Бекешевская

    МКОУ СОШ №3

    Сыч Наталья Ивановна

    учитель русского языка и литературы

    Урок – исследование  " А.П. Чехов. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"

    Цели:

    1. Предметные: умение задавать вопросы к тексту, выявляющие авторскую позицию; умение отличать мнение героя от авторской позиции; умение моделировать авторскую картину мира с помощью композиционного анализа, анализа системы персонажей и выявления художественных деталей.
    2. Познавательные: структурирование знаний, полученных самостоятельно при первичном прочтении рассказа; формулировка проблемы; смысловое чтение (работа с текстом); моделирование (воспроизведение авторской картины мира).
    3. Регулятивные: формулирование целей и задач проектной деятельности; планирование деятельности; прогнозирование результатов; выполнение       учебного задания в соответствии с поставленной целью; выявление новых знаний (литературные факты), анализ выполненной работы, выводы на основании полученных знаний. Самооценивание работы группы.
    1. Коммуникативные: планирование своей работы в группах; поиск ответов в сотрудничестве с группой; учет чужого мнения; Коррекция своего ответа с учетом мнения другой группы.
    2. Личностные: умение формулировать собственную позицию по проблематике произведения; соотнесение авторской позиции со своей собственной позицией; нравственно-эстетическая оценка произведения с учетом авторской концепции; формулирование личных ценностных ориентаций, самоопределение.

    Оборудование: проектор, презентация урока.

    Ход урока

    1. Орг. момент. (Слайд 1)

    Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на урок- исследование.

    Мы начали с вами работу над проектом «Люди, проглядевшие свою жизнь» по рассказам А.П. Чехова. На этом уроке мы подведём итог 1 части проекта.

    1. Актуализация изученного.

    На прошлом уроке мы прочитали и проанализировали рассказ «О любви», выполняя домашнее задание, вы подготовились к уроку и сейчас я прошу вас выполнить тест.

    Тест. Взаимопроверка. (Слайд 2)

    1. Сообщение целей и темы урока. (Слайд 3)
    2. Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 4)

    Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. 

    (М. Горький)

    В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы.

    А что объединяет эти рассказы, о чем они? Рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям, он пытается разъяснить нам значимость любви и счастья в жизни человека.

    Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни». Герои этих рассказов («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») закрыты от окружающей жизни, потому что они ее боятся. (Слайд 5)

    "Человек в футляре"

    "Крыжовник "

    "О любви"

    Футляр защищает от жизни,

    Это символ духовной инертности.

    Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник -символ плотского, физиологического счастья.

     Нас  сегодня интересует  любовная история и нравственные размышления о ней.  (Слайд 6)

    Постановка проблемы урока и определение вопросов исследования.

    Проблема «футлярной жизни». Какую же форму может принять «футляр»?

    Вопросы для исследования:

    -что приносят сомнения человеку?

    - какую роль могут сыграть они в человеческой жизни?

    - можно ли разрушить «футляр»?

    Проследим за мыслями и чувствами героев рассказа «О любви», выявим философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни.

    Вопросы классу:

    В вашей жизни бывают сомнения в чем-то?

    Как вы их преодолеваете?

    1. Исследование (задания выполнялись заранее)

    Задание 1.

    Группа ребят провела социологический опрос  учителей МКОУ СОШ №3 (21 участник) о сомнении в жизни человека.

    Цель опроса - выяснить: сомневающийся человек сильный или слабый?

    1. В вашей жизни бывают сомнения?
    2. Как вы их преодолеваете?
    3. Сомневающийся человек: сильный или слабый?
    4. С  каким  писателем  вы бы согласились?

    А) «Усомниться - значит утратить силу» (О. Бальзак)

    Б) «Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание» (А. Данте)

    В) «Сомнение есть правило, которого следует часто придерживаться в истории, как и в философии» (ф. Вольтер)

    Г) «Наши сомнения- предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из - за страха попытаться это сделать» (У. Шекспир)

    Результат: диаграмма (Слайды 7, 8)

    Социологический опрос среди учителей МКОУ СОШ №3 (21 участник)

    Вывод: (Слайд 9)

    Если сомневающийся человек ищет пути решения проблемы, выходы из ситуации, то он сильный человек. И это дает импульс к развитию.

    Если человек, сомневаясь, боится что-то изменить, то им одолевает страх, который делает его слабым.

    Задание2

    Биографическая основа рассказа «О любви» (сообщение учащегося) (Слайд 10)

    Рассказ "О любви" был напечатан в журнале  "Русская мысль" №8 в 1898 году. Этот рассказ имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с её слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем, у неё дети. Виделись они редко.

    С 1898 г. появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой.

    Рассказ ей просто пронзил сердце - когда читала его впервые, то "тяжёлые капли слёз стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение". Многое оказалось слишком близким, начиная с самого главного: молодую замужнюю женщину, мать семейства, Анну Алексеевну Луганович, любит некий Алёхин - долго и довольно бестолково. Бывает в доме её постоянно, вздыхает, ни на что решиться не может. И она его любит. И ничего не происходит. Наконец мужа переводят в дальнюю губернию, она уезжает с детьми предварительно в Крым, он её провожает на вокзал. И только тут уже, в вагоне, при третьем звонке, в первый и последний раз он целует её. Поезд трогается, он до первой станции сидит в другом пустом купе и плачет.

    Авилова нашла в рассказе свои фразы. "Когда я ронял что-нибудь, она говорила холодно: "поздравляю вас". Под конец он вообще стал раздражать своей нерешительностью эту Анну Алексеевну. Лидия Алексеевна Авилова пишет уже прямо о Чехове: "Я помню, как я "поздравила" его, когда он один раз уронил свою шляпу в грязь".

    Сцена в вагоне почти повторена в жизни. Через год Чехов именно так провожал из Москвы Авилову (но в соседнем купе не сидел и не плакал). Но действительно, больше она его не увидела.

    Может быть, и была правда, полагая, что "писатель - как пчела, берёт мёд откуда придётся", - в Чехове писатель, разумеется, был ВСЁ. Вряд ли Авилова, однако, была права, думая, что в Алёхине Чехов просто изобразил себя и свои чувства. Настроение своё, конечно, внёс, но сказать по рассказу, что так именно любил он Авилову, как Алёхин Анну Луганович, разумеется, нельзя. Ей же сладостно-раздирательно было думать, что как раз так.

    Нельзя назвать рассказ "О любви" изобразительным и ярким, но конец пронзает особою, чеховской нотой.

    - Один из героев М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" говорил: "Я люблю сомневаться во всём".

    Думается, что в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и что писателя одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что это за борьба, которую нужно вести? Против кого эта борьба?

    Рассказ "О любви" Чехова вновь возвращает нас к вопросу о том, что приносят сомнения человеку, какую роль могут сыграть они в человеческой жизни.

    Прежде, чем мы перейдем к краткому анализу рассказа, я предлагаю вам расслабиться, сесть поудобнее и посмотреть красивую историю о любви.

    6. Минутка отдыха. Просмотр видео-ролика «История любви» (фрагмент художественного фильма «Любовь и сомнения»). (Слайд 11)

    7. Краткий анализ текста произведения. (Слайд 12)

    1. Кто из героев рассказа "О любви" человек сомневающийся?

    2. Что нам известно об Алёхине? (Учащиеся зачитывают отрывки)

    С какой целью Чехов так подробно описывает его образ жизни при первой встрече с ним читателя?

    Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…

    Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.

    Вывод: А.П. Чехов считает, что очевидно, человек, с какой бы то ни было целью не должен запирать себя в рамках какого-либо ограниченного пространства, в том числе в рамках поместья, усадьбы. Оказавшись в подобных условиях, человек мельчает, опускается, теряет духовные интересы, оказывается в плену собственного быта: крыжовника, щей, пирожков, бараньих котлет и чая с вареньем. Так живут целые поколения (вспомним портреты на стенах гостиной дома Алёхина; эти люди тоже когда-то здесь "пили чай"). Чехову не даёт покоя мысль о том, что человеку нужны "не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа", и он боится, что Алёхин, который в общем и целом симпатичен ему, пойдёт по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже 40 лет.

    3. Опишите жизнь Анны Алексеевны Луганович. Была ли она счастлива в браке?

    4. Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев?

    5. Какие сомнения одолевали Алёхина и Анну Алексеевну? Достойны ли герои осуждения за эти сомнения, или их можно понять? Корит ли себя Алёхин за то, что сомневался и колебался?

    К какому выводу он приходит в конце рассказа? Как основная мысль этого рассказа перекликается с общей темой "маленькой трилогии"?

    Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно. Любовь главных героев возникает от неудовлетворенности и одиночества каждого в своем мире.

    Вывод: Человек, считает Чехов, не должен жить "в футляре", а "футляр" может принимать любую форму: в данном случае это "футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений и т.д.

    Итак, вернёмся к таблице и заполним третью графу: (Слайд 13)

    "Человек в футляре"

    "Крыжовник "

    "О любви"

    Футляр защищает от жизни. Это символ духовной инертности.

    Футляр-усадьба - идеал покоя, бездумного существования, крыжовник -символ плотского, физиологического счастья.

    "Футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений.

    Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

    - Чем были сомнения для чеховских героев: мучением, которое привело к слабости и внутреннему разладу, или необходимым условием для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека для усовершенствования самого себя? (Ответы учащихся).

    На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Сомнения, бесспорно, для героев были мучительны. Но через эти мучения человек мыслящий и приходит к постижению своих собственных целей и смысла своего бытия. Даже если герои Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, они, благодаря этим сомнениям, уже не смогут стать воинствующими мещанами, для которых главное в жизни - это огород и крыжовник, и которые каждое слово изрекают как неоспоримую истину.

    Как вы считаете, можно ли разрушить «футляр»? Что для этого нужно сделать?

    Каждый выбирает для себя

    Женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку -

    Каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе

    Слово для любви и для молитвы.

    Шпагу для дуэли, меч для битвы

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе

    Щит и латы. Посох и заплаты.

    Меру окончательной расплаты

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.

    Выбираю тоже – как умею.

    Ни к кому претензий не имею.

    Каждый выбирает для себя.

    (Ю. Левитанский)

    Итог урока.

    Я надеюсь, что после сегодняшнего урока каждый из вас сделает выводы для себя. Жизнь бесценна, дается она всего лишь раз и нельзя загонять её в угол, в бессмысленный футляр сомнений. И помните, красота и любовь спасут мир!  И в этом  Антон Павлович Чехов, конечно же,  с нами бы согласился.  Спасибо вам всем, ребята, за работу. Оцените себя в листе самооценки.

    Домашнее задание. (Слайд 14)

    Написать сочинение-рассуждение  

    • "Кто такие "футлярные люди" или «люди, проглядевшие свою жизнь»?
    • Прочитать рассказ И. Бунина «Кавказ»

    Приложение 1.    ТЕСТ

    А1. Выберите, кто из героев лишний?

    1. Пелагея
    2. Анна Алексеевна
    3. Бурмин
    4. Луганович
    5. Алехин
    6. Никанор
    7. Иван Иванович

    А2. Почему служанка не вышла замуж за повара?

    1. Она его не любила.
    2. Он был пьяница и буйного нрава.
    3. Она была влюблена в хозяина.
    4. Хозяева были против их брака.

    А3. Какая «неоспоримая правда была сказана о любви»?

    1. «Тайна сия великая есть».
    2. «Наслаждение сие великое есть».
    3. «Благо сие великое есть».
    4. «Наказание сие великое есть».

    А4. Зачем в городе холостяки хотят в баню и в рестораны?

    1. Помыться и поесть.
    2. Познакомиться с новыми людьми.
    3. Поговорить, излить душу.

    А5. Кто главный герой, по его собственному мнению, по наклонностям?

    1. Канцелярская крыса
    2. Кабинетный человек
    3. Птица вольная
    4. Ломовая лошадь

    А6. Как главный герой решил возместить долг, который был на имении, куда он приехал?

    1. Продать часть земли.
    2. Сдать в аренду соседям лес
    3. Работать в поле вместе с батраками.
    4. Удачно жениться и воспользоваться приданым невесты.

    А7. Что решил регулярно делать главный герой, чтобы не утратить «культурные привычки»?

    1. Читать классическую литературу.
    2. После завтрака и обеда пить кофе с ликерами.
    3. Раз в неделю обедать у соседей.
    4. Регулярно принимать у себя гостей.
    5. Читать на ночь «Вестник Европы».

    А8. Как называлась деревня, куда приехал главный герой?

    1. Софьино
    2. Марьино
    3. Переделкино
    4. Ясная Поляна

    Приложение 2.  ЛИСТ САМООЦЕНКИ

    Оценочный лист ученика _______ класса___________________________________

    Тема урока __________________________________________________________

    Дата проведения ______________________________________________________

    Подведение итогов работы на уроке

    (оценивается каждый этап урока по 5-ти бальной системе)

    Выполнение проверочной работы

    (укажите какой вид работы вы выбрали и оцените выполнение работы в соответствии со своими способностями/укажите полученную отметку в ходе выполнения задания)

    Участие в постановке целей и задач урока

    Участие в проблемном диалоге при усвоении новых знаний

    Выполнение практической работы

    Участие в подведении итогов

    Среднеарифметическая отметка____________

    Мое отношение к уроку______________________________________________

    __________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок творческой мастерской по русскому языку в 5 классе "Счастье-это мама !"

    Ведется работа в парах,группах,индивидуально.Используется Интернет-ресурс(видеоролик,презентация,музыкальное произведение П.Чайковского "Времена года")На основе ассоциаций и услышанного текста ребята ...

    «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

    Урок построен как брей - ринг, класс делится на две команды, задания подаются в виде раздаточного материала и в электронной форме (презентация прилагается)....

    «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

    Цели урока:Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения ми...

    Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")

    Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви"....

    А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

    Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую  роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни....

    «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

    Урок литературы в 8 классе.  Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»....

    Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

    Конспект урока в 8 классе.Цели:  расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысл...