Главные вкладки

    А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

     Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую  роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема:  А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

    Цели: 1) расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья;

               2) способствовать развитию навыков выразительного чтения, анализа текста;

               3) способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;

    Ход урока:

    1. Рассказ подготовленного ученика о семье Чехова. 

    Отец писателя Павел Егорович Чехов (18251898) прослужил свыше 10 лет в колониальном магазине богатого купца, выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вёл собственные дела. Семья Чехова была богата талантами и дала миру нескольких писателей и художников.

    В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку. Незадолго до начала купеческой деятельности он женился на восемнадцатилетней девушке — Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной, талантливой семье.  17 января (29 января)1860 года в доме Чеховых в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было шесть детей: АлександрНиколай, Антон,ИванМарияМихаил.

    Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии и художником — по душе. Его одарённость была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича была созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов иальтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.

    Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, самый образ жизни детей Павла Егоровича был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим. Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, в частности Антоша портняжил. Он должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное — к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приемов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства, — как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича, Александр Павлович. — Покойный Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Ребенком он был несчастный человек».

    Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только темными красками. Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Николаевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.

    2. Слово учителя: Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество. 

    Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в  различных московских и петербургских журналах.

    Молодой Чехов  сочинял короткие юмористические рассказы и публиковал их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.

    3. Рассказ подготовленного ученика «Рассказы А.П. Чехова о любви»

    Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах «Дама с собачкой», «Жена» и др.

    В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (записать определение в тетради: полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А. П. Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно.

    Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель,  или не нужно рассуждать вовсе».

    4. Сообщение подготовленного обучающегося:

    Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

    Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло». Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, - долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

    Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

    Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

    5. Беседа по рассказу «О любви»

    – Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

    – О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

    – Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

    – Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

    6. Словарная работа

    – Что такое счастье?
    В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
    В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

    7. Продолжение беседы по рассказу «О любви»

    – Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

    – Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

    – Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

    Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

    – Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

    -Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
    – В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? 
    (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
    – Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? 
    (Ответы обучающихся)

    8.Чтение статей учебника «О героях рассказа А.П. Чехова «О любви» (стр. 57-58); «А.П. Чехов и его понимание историзма» (стр. 58)

    9. Слово учителя: Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

    Дорогие ребята! Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной и хочу, чтобы в вашей любви не было сомнений, как у героя рассказа Чехова.

    Любовью дорожить умейте,

    С годами дорожить вдвойне.

    Любовь – это не вздохи на скамейке

    И не прогулки при луне.

    Все будет: и слякоть, и пороша,

    Но вместе надо жизнь прожить.

    Любовь с хорошей песней схожа

    А песню нелегко сложить.

    – Как вы понимаете эти строки Николая Доризо(Ответы учеников).

    – Каждое произведение Чехова - это тайна, которую можно разгадывать вновь и вновь. С годами приходит жизненный опыт, меняется восприятие жизни, и, взяв в руки томик Чехова, вы откроете для себя что-то новоеПутешествие к Чехову не кончается... 

    «У русских, — писал Набоков, — была своего рода игра - делить своих знакомых на тех, кто любит Чехова, и тех, кто не любит. Те, кто не любил, считались не того сорта». Будем надеяться, что с каждой новой чеховской датой, с выходом в свет его книг, людей «того сорта» станет больше. И вы пополните эти ряды.

    10. Подведение итогов урока

    – О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
    – К каким выводам вы пришли?

    11. Домашнее задание: письменно ответить на вопросы: «кто прав и кто виноват в безысходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

    12. Комментирование и выставление оценок.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

    Урок построен как брей - ринг, класс делится на две команды, задания подаются в виде раздаточного материала и в электронной форме (презентация прилагается)....

    Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"

    Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни»....

    «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

    Цели урока:Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения ми...

    Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")

    Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви"....

    «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

    Урок литературы в 8 классе.  Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»....

    Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

    Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...

    Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

    Конспект урока в 8 классе.Цели:  расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысл...