«Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Байрамукова Анжела Борисовна

Урок литературы в 8 классе.

 

 Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

 

                                              Цели урока:

     Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

 

     Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей,         формирование целостного видения мира.

 

     Метапредметная: формирование представлений о счастье.

 

                                                    Задачи:

  • проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев;
  • попытаться понять причину их несчастья;
  • совершенствовать навыки теоретического анализа эпического произведения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

 Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

                                              Цели урока:

     Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

     Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей,         формирование целостного видения мира.

     Метапредметная: формирование представлений о счастье.

                                                    Задачи:

  • проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев;
  • попытаться понять причину их несчастья;
  • совершенствовать навыки теоретического анализа эпического произведения.

                                                   Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2.  Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

            -  Ребята,что вы знаете о Чехове, с какими его произведениями вы знакомы?

  1. Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
  2. Работа с текстом (беседа)
  • Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине?

(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

  • О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

  • Как развивались отношения между героями?

(Во  время второй встречи,  почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая  встреча с Анной Алексеевной производила  впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

  • Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов,  которые, с его точки зрения,                                               оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

                4.Словарная работа.

Что такое счастье?

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

  • Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?
  • Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

  • Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей,  и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

                     5.Решение основной проблемы урока:

                        Что мешает счастью героев?

                       Л.Н.Толстой писал:                              

                       «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто  

                       осмысленное, из несчастья делает счастье.»

Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

-В каких произведениях русской литературы поднимается проблема счастья?

                         - Что мешает людям быть счастливыми?

6.Подведение итогов урока.

                  -О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

                   -К каким выводам вы пришли?

                    7. Домашнее задание.

                    Написать сочинение – рассуждение « Что человеку нужно для счастья.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

Урок построен как брей - ринг, класс делится на две команды, задания подаются в виде раздаточного материала и в электронной форме (презентация прилагается)....

Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни»....

«Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

Цели урока:Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения ми...

Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви"....

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую  роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни....

Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

Конспект урока в 8 классе.Цели:  расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысл...

Методическая разработка урока по литературе в 8 классе . Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье

Данная разработка  урока по литературе в 8 классе продолжает цикл уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова...