Главные вкладки

    «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Байрамукова Анжела Борисовна

    Урок литературы в 8 классе.

     

     Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

     

                                                  Цели урока:

         Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

     

         Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей,         формирование целостного видения мира.

     

         Метапредметная: формирование представлений о счастье.

     

                                                        Задачи:

    • проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев;
    • попытаться понять причину их несчастья;
    • совершенствовать навыки теоретического анализа эпического произведения.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 8 классе.

     Тема : «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

                                                  Цели урока:

         Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

         Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей,         формирование целостного видения мира.

         Метапредметная: формирование представлений о счастье.

                                                        Задачи:

    • проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев;
    • попытаться понять причину их несчастья;
    • совершенствовать навыки теоретического анализа эпического произведения.

                                                       Ход урока.

    1. Оргмомент.
    2.  Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

                -  Ребята,что вы знаете о Чехове, с какими его произведениями вы знакомы?

    1. Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
    2. Работа с текстом (беседа)
    • Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине?

    (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

    • О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

    (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

    • Как развивались отношения между героями?

    (Во  время второй встречи,  почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

    Каждая  встреча с Анной Алексеевной производила  впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

    • Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

    (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов,  которые, с его точки зрения,                                               оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

                    4.Словарная работа.

    Что такое счастье?

    В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

    • Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?
    • Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

    (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

    • Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

    (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей,  и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

                         5.Решение основной проблемы урока:

                            Что мешает счастью героев?

                           Л.Н.Толстой писал:                              

                           «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто  

                           осмысленное, из несчастья делает счастье.»

    Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

    -В каких произведениях русской литературы поднимается проблема счастья?

                             - Что мешает людям быть счастливыми?

    6.Подведение итогов урока.

                      -О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

                       -К каким выводам вы пришли?

                        7. Домашнее задание.

                        Написать сочинение – рассуждение « Что человеку нужно для счастья.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

    Урок построен как брей - ринг, класс делится на две команды, задания подаются в виде раздаточного материала и в электронной форме (презентация прилагается)....

    Урок литературы "А.П.Чехов.Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье"

    Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию, которая объединяется темой так называемой «футлярной жизни»....

    «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

    Цели урока:Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения ми...

    «Подготовка к сочинению по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени» на тему «Что такое счастье?»»

    Урок-полилог подготовка к сочинению-рассуждению. Характер урока ориентирован на расширение представлений восьмиклассников  о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна, особенно...

    Урок литературы в 8 классе "История об упущенном счастье" (По рассказу А.П.Чехова "О любви")

    Урок литературы в 8 классе по рассказу А.П.Чехова "О любви"....

    А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

    Рассказ А.П.Чехова «О любви» о том , какую  роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни....

    Тема урока: «А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье»

    Конспект урока в 8 классе.Цели:  расширить знания учащихся о писателе, дать представление о «футлярной» жизни;выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысл...