Рабочая программа учебного курса литературы 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Соломенцева Наталья Юрьевна

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9kl_2012-2013g.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

               МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

             УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4        

                   г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

 Согласовано                                                                    Утверждаю

           На заседании ШМО                                                        директор МКОУСОШ №4

 Руководитель МО _____________                                г. Минеральные Воды

                                                                                          Н.П.Зимовейская   ______

 Согласовано

 на заседании ШМС

 заместитель директора по УВР

. _____________

                               

                                           Рабочая программа  

                                     учебного курса литературы

                                                      9 класс

                                          учитель       Соломенцева Н.Ю.

                                                              

                                           

                                 

                                                                        2012 год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерных программ  по  литературе для основного общего образования, составленных на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы под редакцией Г.И.Беленького 2009 года.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

     Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели обучения.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Этап литературного образования в 9 классе является переходным, так как в 9 классе закладываются основы систематического изучения  историко-литературного  курса.  9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших  классов.  Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики,  идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Программа предусматривает овладение знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя. Программа предусматривает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения.

Для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебник –хрестоматия «Литература.»9класс.Беленький Г.И., Красновский Э.А. и др./ Под ред. Г.И. Беленького. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Мнемозина, 2010.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый; исследовательский;
  • стимулирование и мотивация учения;
  • организация и осуществление учебных действий.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, творческая (литературно-творческие задания).

Распределение часов по темам в программе примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися. Учителю предоставлено право определять последовательность изучения отдельных тем и произведений; переносить произведения из разделов; избирать методы и приемы; распределять учебное время на освоение программного материала.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), в течение учебного года учащимся необходимо написать 6 творческих работ,3 сочинения,2 изложения,2 тестирования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • Основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов.
  • Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  • Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Ученик должен уметь:

  • Определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы.
  • Привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.
  • Создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи.
  • Отличать стихотворную речь и ее особенности.
  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения.
  • Работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями.
  • Обнаружить связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.

Содержание программы

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве».

II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. 

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН.

Для чтения и бесед

«Недоросль».

А. Н. РАДИЩЕВ. 

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г. Р. ДЕРЖАВИН.

Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

И. М. КАРАМЗИН. 

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Сентиментализм в литературе.

III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед

«Море».

А. С. ГРИБОЕДОВ.

Для чтения и изучения. «Горе от ума».

А. С. ПУШКИН. 

Для чтения и изучения

«К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

«Евгений Онегин». Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». «Моцарт и Сальери».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. 

Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

«Герой нашего времени».

Н. В. ГОГОЛЬ. 

Для чтения и изучения

«Мертвые души». «Шинель».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. 

Для чтения и бесед

«Свои люди — сочтемся».

Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).

Н. А. НЕКРАСОВ.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда».

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма». Понятие о лирическом герое.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.

Для чтения и бесед

«Белые ночи».

Л. Н. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

А. А. БЛОК. 

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

В. В. МАЯКОВСКИЙ. 

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение...», «Разговор на одесском рейде...». Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед

 «Гимн ободу», «Подлиза» и другие стихотворения.

С. А. ЕСЕНИН. 

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М. А. БУЛГАКОВ. 

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога).

М. А. ШОЛОХОВ. 

Для чтения и изучения

«Судьба человека».

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. 

Для чтения и бесед

«Матренин двор».

Формы и средства контроля

Тестирование по теме «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

«Горе от ума».

Вариант 1.

1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба,        Б) Молчалина,         В) Чацкого,        Г) Софью.

2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

2. «Подписано, так с плеч долой»

А) Софья,

Б) Чацкий,

В) Молчалин,

Г) Фамусов,

Д) Горич,

Е) Скалозуб,

Ж) Репетилов.

3. «…Чтобы чины давать - есть многие                             каналы».

4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому,  а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».

5. «Он слова умного не выговорил сроду».

6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед».                                        

7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же».

8. «Да умный человек не может быть не плутом».

9. «Что мне молва?»

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11-15.  Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:

11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни,  дым отечества.

А) Лиза

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Хлестова

Д) Скалозуб

12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху,                                                    

фельдфебель, ушибена.

13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико,  ангельчик.

14.  Минула, покудова, кличут, започивала, доложусь, мне-с.                                    

15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.                                  

Вариант 2.

1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов;    Б) Николай Гнедич;         В) А. С. Пушкин.      

2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:

А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов,  

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;

В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.

4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

                                   Когда в делах, я от веселий прячусь,

                                   Когда дурачиться: дурачусь;

                                   А смешивать два этих ремесла

                                   Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

5 - 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:

5. «Он малый с головой; / И славно пишет, переводит»

А) Фамусов

Б) Софья

В) Лиза

6. «Он славно пересмеять умеет всех»

7. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, / как Александр Андреич Чацкий?»

8.  В кого влюблена Лиза?

А) в Молчалина;    Б) в Фамусова;     В) в Чацкого;    Г) в Петрушку.

9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание;      Б) разжалобить Фамусова;                              

В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

А) скука;                                                      Б) ссылка;        

 В) несчастная, безответная любовь;        Г) болезнь.

11.  Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?

А) год;        Б) три года;       В) пять лет;      Г) десять лет.

12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?

А) 1824;                Б) 1825;                В) 1829;                Г) 1833.

13. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) комедия;                    Б) трагедия;             В) трагикомедия.

15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д. И. Писарев.       Б) В. Г. Белинский.      В) И. А. Гончаров.

Вариант 3.

1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

А) В. Белинский;     Б) И. А. Крылов           В) А.С.  Пушкин

2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Софье;      Б) Фамусову;     В) Лизе;       Г) Чацкому.

4. Сколько лет Софье?

А) 16;        Б) 18;       В) 20;       Г) 17;      Д) 23.

5. Чей это портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!...

А) Хлестовой;  Б) княжны Марьи Алексеевны;  В) Хрюминой;   Г) арапки.

6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й - ?

А) Фамусов;   Б) Молчалин;   В) Софья;   Г)  Лиза.

7. Какую разновидность жанра  комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую;         Б) социальную;        В) семейно-бытовую;                        Г) политическую;                                  Д) совокупность разновидностей.

8. Молчалина звали:

А)  Павел Афанасьевич;        Б)  Александр Андреевич;                          

В) Кузьма Петрович;              Г) Платон Михайлович;  

Д)   Алексей Степанович.

9. Кому в комедии «спится» от русских книг?

А) Хлёстовой;           Б) Скалозубу;          В) Фамусову;  

Г) Молчалину;          Д) Хрюминой.

10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.

10.  Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова

А) главные герои

Б) второстепенные

В) эпизодические

Г) образ-пародия

Д) внесценические персонажи

Е) герои, необходимые для связи сценического действия

11.  князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов

13.  Г.D. – Г.N.

14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

15.  Репетилов

Тестирование по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Вариант 1.

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1765 – 1825;    Б) 1799 – 1837;  В) 1814 – 1841;     Г) 1901 – 1945.

2. Какой эпиграф выбрал Пушкин для повести “Капитанская дочка”?

А) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”,
Б) “Береги честь смолоду”,
В) “У сильного всегда бессильный виноват”,
Г) “Встречают по одёжке, а провожают по уму”.

3. Основателем какого журнала стал Пушкин?

А) «Зеленая лампа»,            В) «Пророк»,

Б) «Лицей»,                          Г) «Современник».

4. Кто из великих русских поэтов XVIII века заметил в Пушкине-лицеисте будущего гения поэзии?

А) Вяземский,       Б) Жуковский,            В) Державин,            Г) Ломоносов.

5. Кому рассказывает Татьяна о своей любви?

А) Матери,                Б) Сестре,                    В) Няне,             Г) Подруге.

6. Узнайте героя:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

А) Ленский,        Б) Онегин,             В) Дубровский,         Г)  Петр Гринев.

7. Кого Пушкин имел в виду, восклицая:

            «Друзья мои, прекрасен наш союз!

           Он как душа неразделим и вечен -

           Неколебим, свободен и беспечен,

           Срастался он под сенью дружных муз»?

А) лицеистов,                                           Б) декабристов,

В) героев своих произведений,              Г) коллег

8. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические     розы»?

А) Ленский,        Б) Онегин,           В) Дубровский,          Г)  Петр Гринев.

9. О каком русском имени Пушкин пишет:

…оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей!

А) Ольга,             Б) Мария,          В) Татьяна,           Г) Евгений.

10. Когда у Татьяны именины?

А) в июле,        Б)  в январе,     В) в октябре,      Г) в марте.

11. Назовите первую поэму Пушкина.

А) «Кавказский пленник»,        В) «Медный всадник»,

Б) «Руслан и Людмила»,           Г) «Полтава».

12. Что рисует автор в черновиках «Евгения Онегина»?

А) цветы,                    Б) портрет Гончаровой,

В) виселицу,               Г) портрет Татьяны Лариной.

13. Как называется место на окраине Санкт-Петербурга, где произошла дуэль между А.С. Пушкиным и Дантесом?

А) Летний сад,           В) Дворцовая площадь,

Б) Черная Речка,        Г) Эрмитаж.

14. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

А) серебро,           Б) железо,               В) платина,               Г) золото.

15. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна,                    В) Ольга,
Б) няня Татьяны,           Г) помещица Ларина в девичестве.

16. Членом какого кружка становится Пушкин в 1818 года?

А) Жёлтая лампа,           В) Красная лампа,
Б) Синяя лампа,              Г) Зелёная лампа.

17. Персонаж “Капитанской дочки”, подаривший Пугачёву заячий тулуп?

А) Савельич,     Б) Миронов,      В) Гринёв,     Г) Швабрин.

18. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”,    Б) “Узник”,     В) “Памятник”,    Г) “Анчар”.

19. Жанр “Евгения Онегина”.

А) роман,        Б) роман в стихах,       В) поэма,        Г) стихотворение.

20. Несколько стихотворений Пушкина названы: “19 октября”, “19 октября 1827”, “19 октября 1828”. Что значила эта дата для поэта?

А) день открытия Царскосельского лицея,       Б) день поступления в лицей,  

В) день рождения Пушкина,            Г) в этот день Пушкин закончил Лицей.

21. Из какого произведения взяты эти строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

А) “Пророк”,               В) “И.И. Пущину”,
Б) “К Чаадаеву”,         Г) “Деревня”.

22. В какое время года происходит первое объяснение Татьяны и Онегина?

А) летом,          Б) осенью,         В) зимой,        Г) весной.

23. Как звали няню Пушкина?

А) Арина Родионовна,                     В) Татьяна Ивановна,
Б) Настасья Филлипьевна,              Г) Настасья Петровна.

24. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила…

А) Татьяна,             В) няня Татьяны,
Б) Ольга,                 Г) помещица Ларина в девичестве.

25. Кто из героев романа “Евгений Онегин”
                     Он из Германии туманной
                    Привёз учёности плоды:
                    Вольнолюбивые мечты,
                    Дух пылкий и довольно странный.
                    Всегда восторженную речь
                    И кудри чёрные до плеч.

А) Онегин,     Б) Ленский,               В) помещик Ларин,      Г) дядя Онегина.

26. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

А) быть столбовой дворянкой,            В) быть вольной царицей,
Б) быт владычицей морской,               Г) новое корыто.

27. Где получил образование Владимир Ленский?

А) в России,   Б) В Америке,      В) в Германии,      Г) во Франции

28. На каком языке было написано письмо Татьяны?

А) на французском,  Б) на русском,   В) на немецком,  Г) на английском.

29. Почему Пушкин оказался в Михайловском?

А) путешествовал,      В) поехал улаживать имущественные дела,

Б) был в ссылке,          Г)  там у него была назначена встреча.

30. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

А) ему рассказал Ленский,          В) из письма Татьяны,

Б) из письма Ольги,                     Г) ему рассказала няня Татьяны.

31. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу?

А) матери,     Б) дяде,      В) няне,   Г) отцу.

32. Как погиб Пушкин?

А) отравился,   В) погиб на дуэли, Б) погиб на каторге,    Г) погиб на войне.

33. Кто стал женой Пушкина?

А) Анна Керн,                        В) Марья Волконская,

Б) Наталья Гончарова,           Г) Анна Оленина.

Вариант 2.

1. Годы жизни А.С. Пушкина:

А) 1799 – 1837 г.г.,    Б) 1795 – 1825 г.г.     В) 1814 – 1841 г.г.

2. Благодаря кому  уже в детские годы поэт почувствовал близость к народу?

А) матери,    Б) няне,   В) отцу.        

3. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью “Победителю – ученику от побежденного учителя”

А) Жуковский,    Б) Державин,    В)  Фонвизин.

4. Кому посвящены стихи Пушкина, начинающиеся словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»?

А) Н.Н. Гончаровой,    Б) Пущину,    В) Дельвигу.

5. Почему Пушкин оказался в Михайловском?

А) потому что решил уладить свои имущественные дела,

Б) он там находится в ссылке,

В) там проходит встреча его лицейских друзей.

6. Кому Пушкин посвятил стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) своим лицейским друзьям,   Б) декабристам,   В) своим детям.

7. Какое произведение стало результатом исследования пугачевского восстания?

А) роман «Евгений Онегин»,      Б) «Повести Белкина»,

В) «Капитанская дочка».

8. Основателем какого журнала стал А.С. Пушкин?

А) «Отечественные записки», Б) «Новая жизнь»,  В) «Современник».

9. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”,        Б) “Памятник”,          В) “Анчар”.

10. Из какого произведения взяты эти строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А) “Пророк”,     Б) “К Чаадаеву”,      В) “И.И. Пущину”.

11. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение  «Я помню чудное мгновенье»?

А) Н.Н. Гончаровой,   Б) Анне Керн,    В) Е. Воронцовой.

12. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна»?

А) Н.Н. Гончаровой,   Б) Анне Керн,   В) Е. Воронцовой.

13. Какой эпиграф выбрал Пушкин для повести “Капитанская дочка”?

А) “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”,

Б) “Береги честь смолоду”,  

В) “У сильного всегда бессильный виноват”.

14. Как погиб А.С. Пушкин?

А) от рук религиозных фанатиков,   Б) на дуэли,

В) был казнен за участие в декабрьском восстании.

15. Автор статьи «Сочинения Александра Пушкина»:

А) Добролюбов,    Б) Писарев,    В) Белинский.

16. В романе «Евгений Онегин» завершенных глав:

А) 8,     Б) 9,     В) 10.

17. Действие первой главы романа «Евгений Онегин» происходит:

А) в деревне,    Б) в Петербурге,    В) в Москве.

18. Размышлением какого персонажа начинается роман «Евгений Онегин»?

А) Автора,   Б) Онегина,    В) Ленского.

19. Почему Онегин оказывается в деревне:

А) его отправляют в ссылку,    Б) там умирает его дядя,

В) отправляется в деревню писать роман.

20. Из какой страны вернулся Ленский?

А) из Америки,    Б) из Франции,    В) из Германии.

21. Расположите данные эпизоды романа «Евгений Онегин» в той же последовательности, что и в романе Пушкина.

А) письмо Татьяны к Онегину,    Б) дуэль Онегина с Ленским,

В) сон Татьяны,                             Г) письмо Онегина к Татьяне.

22. “Татьяна любопытным взором

На воск натопленный глядит.

Он чудно-вылитым узором

Ей что-то чудное гласит”

Чем занята Татьяна?

А) уборкой,    Б) гаданием,     В) колдовством.

23. О ком эти строки?

Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна    Б) Ольга    В) помещица Ларина в девичестве

24. Кто из героев романа “Евгений Онегин”

            Красавец, в полном цвете лет,

                        Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный.

А) Онегин     Б) Ленский   В) помещик Ларин

25. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила…

А) Ольга   Б) Татьяна   В) помещица Ларина в девичестве.

26. Письмо Татьяны к Онегину автор называет «необдуманным» потому, что

А) в нем не были соблюдены правила эпистолярного жанра,

Б) оно написано в порыве чувств, без учета этических норм, принятых в обществе,

В) оно лишено логики.

27. О ком эти строки:

…Любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил…

А) об Ольге,   Б) о Татьяне,  В) о помещице Лариной в девичестве.

28. В строках:

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилася она, -

автор использует:

А) сравнение,  Б) гиперболу,   В) олицетворение.

29. Строки:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…-

содержат:

А) сравнение,    Б) гиперболу,   В) олицетворение.

30. Почему  Онегин принял вызов Ленского на дуэль?

А) потому что был зол на Ленского,

Б) потому что боялся светской молвы,

В) потому что должен был вступиться за честь девушки.

Тестирование

по биографии и творчеству  М.Ю. Лермонтова

  1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова:

А) 1799 – 1837;  Б) 1814 – 1841;   В) 1795 - 1825

  1. Кто воспитывал будущего поэта?

А) няня;  Б) родители;   В) бабушка.

  1. За что Лермонтова сослали в ссылку в первый раз?

А) за дуэль;  

Б) за стихотворение «Смерть Поэта»;                                              

В) за статью в «Современнике»

  1. Причина второй ссылки Лермонтова.

А) дуэль;  

Б) стихотворение «Смерть Поэта»;                                              

В) статья в «Современнике»

  1. Как погиб Лермонтов?

А) убит на дуэли Мартыновым;

Б) убит на дуэли Дантесом;                                  

В) убит в Тегеране религиозными фанатиками.

  1. Где погиб Лермонтов?

А) на Черной речке;  Б) в Пятигорске;  В) в Тегеране

  1. Где похоронен Лермонтов?

А) в Пятигорске;  Б) в Тарханах;  В) в Михайловском.

  1. Какое стихотворение сделало Лермонтова знаменитым?

А) «Смерть Поэта»;  Б) «Тучки»;   В) «Дума».

  1. Какая тема стала центральной в творчестве Лермонтова?

А) тема назначения поэта;  Б) тема любви;  В) тема одиночества.

  1. Какие два мира противопоставлены в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…»?

А) мир развратного света и воспоминания детства;  

Б) внутренний мир поэта и светское общество;                        

В) мир возлюбленной и мир поэта

  1. Основная тема стихотворения «Дума».

А) критика молодого поколения;  

Б) воспоминания прошлого;  

В) любовь к женщине.

  1. Какой темой объединены стихотворения «Парус», «Тучки», «Утес»?

А) изгнанничество, одиночество;  

Б) высокое предназначение поэта;                

В) любовь к Родине.

  1. Кому посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?

А) А.С. Грибоедову;  Б) В. Жуковскому;  В) А.С. Пушкину.

  1. Какими чувствами проникнуто стихотворение «И скучно и грустно…»?

А) раздумья о жизни;                        

Б) любовь к жизни;                                                      

В) воспоминания о возлюбленной.

  1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

А) сам Печорин;  Б) повествователь;  В) Максим Максимыч.

  1. Какую характеристику Печорину дает Максим Максимыч?

А) интересный человек;  Б) странный человек;  В) гордый человек.

  1. Какую главную деталь в портрете Печорина выделяет рассказчик?

А) большие натруженные руки;  

Б) глаза, которые не смеялись;                          

В) правильной формы нос.

  1. Кого Печорин называет «водяным обществом»?

А) тех, кто приехал на воды лечиться;

Б) рыбаков;                                                                                                                  

В) жителей приморского городка.

  1. Чья цель в жизни  - «сделаться героем романа»?

А) Грушницкого;  Б) Печорина;  В) Вулича.

  1.  Кому принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Грушницкому;  Б) Печорину;  В) Вернеру.

  1. О ком сказано, что «он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданием»?

А) о Грушницком;  Б) о Печорине;  В) о Вернере.

  1. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; - рабом я быть не могу, а   повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!»?

А) Грушницкого;  Б) Печорина;  В) Вулича.

  1. Кто из героев называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий;  Б) Печорин;  В) Вернер.

  1. Кто о себе говорит: « …во мне душа испорчена светом…и жизнь моя становится пустее  день ото    дня…»?

А) Грушницкий;  Б) Печорин;  В) Вулич.

  1. Кто из героев романа задает себе вопрос: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..»

А) Грушницкий;  Б) Печорин;  В) Вернер.

  1. Кого Печорин считает равным себе по интеллекту и говорит: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»?

А) Грушницкого;  Б) Вулича;  В) Вернера.

  1. Почему Грушницкий не снимает солдатскую шинель?

А) это его солдатская форма, Б) чтобы создать вокруг себя ореол таинственности и загадочности,  В) он гордится тем, что он солдат.

  1. Какая черта характера проявляется в словах Бэлы: «Если он меня не любит… то я сама   уйду: я не   раба его,- я княжеская дочь!..»?

А) любовь;  Б) гордость;  В) страх.

  1. О ком Печорин говорит: « …я её ещё люблю…я за неё отдам жизнь, только мне с нею   скучно…»?

А) о Мери;  Б) о Вере;  В) о Бэле.

  1. О чем жалеет Бэла перед смертью?

А) что у них нет детей;  

Б) что она не христианка;                                      

В) что не знает своей матери.

  1. Продолжите цитату: « Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме…»

А) счастья;  Б) страданий;  В) любви.

  1. Кто был «единственной женщиной в мире, которую Печорин не в силах был бы обмануть»?

А) Вера;  Б) Мери;  В) Бэла.

  1. Почему любовь Печорина никому не принесла счастья?

А) он никого не любил;  Б) он ничем не жертвовал ради любимых;  

В) он всех считал ниже себя, недостойными его любви.

  1. Что говорит Печорин Мери при расставании?

А) «я вас не любил»;                      

Б) «мне с вами скучно»;                                              

В) «я над вами смеялся».

  1. Что понял Печорин после расставания с Верой?

А) что она была единственной  женщиной, которая заставила биться его сердце;  

Б) что он никогда ее не любил;      

В) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

36-40. Узнайте героя:

36. «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза… печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…»

А) Печорин

Б) Максим  

     Максимыч

В) Грушницкий

Г) Вернер

Д) Вулич

37. «…он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

38. «Он изучал все живые струны сердца человеческого,… но никогда не умел воспользоваться своим знанием».

39. «…смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем…»

40. «…взгляд его, непродолжительный, но проницательный и тяжелый… мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

 41-45. Узнайте героиню:

41. «Она была далеко не красавица… Необыкновенная гибкость ее стана,… длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи…»

А) Бэла

Б) Мери

В) Вера

Г) ундина

42. «…у нее такие бархатные глаза… нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

43. «Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке…»

44. «…высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны…»

45. «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти… ее бледные губы напрасно старались улыбнуться… ее нежные руки… были так худы и прозрачны…»

Тестирование по теме «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

1. Какое из приведенных литературных произведений не принадлежит Н. В. Гоголю:

А) "Шинель",   Б) "Нос",   В) «Записки сумасшедшего»,      Г) «Пересолил».

2. Какой из приведенных эпиграфов относится к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?

А) И жить торопится, и чувствовать спешит.

Б) Береги честь смолоду.

В) На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

3-6. Какое из определений относится к понятиям.

3. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

А) сатира,     Б) гротеск

В) юмор              Г) сарказм

4. Один из видов комического, изображение в ли-тературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния.

5. Художественный прием намеренного искажения чего-либо, нарушение пропорций изображаемого мира, причудливое соединение фантастики с жизнеподобием.

6. Один из видов комического, не отвергает комическое в жизни и утверждает его как неизбежную сторону бытия, выражающую жизнерадостность и оптимизм.

7. К какому литературному жанру относится произведение  Н.В. Гоголя "Мертвые души?

А). роман    Б). притча    В).новелла      Г).поэма

8. В чем состоит конфликт поэмы "Мертвые души"?»

А). В противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Б). В изображении состояния помещичьего хозяйства

В).

В изображении морального облика поместного и чиновничьего дворянства

9-14. Кому из героев поэмы "Мертвые души" соответствуют приведенные характеристики:

9. "...Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод".

А) Плюшкин.  

Б) Манилов.  

В) Собакевич.  

Г) Коробочка.  

Д) Ноздрев.  

Е) Чичиков.

10. "Помещик... еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар".

11. "...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий червертачки..."

12. "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его".

13. "Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя... для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги".

14. "Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак... "Ой, баба!" - подумал он про себя"»

15-18. По описанию жилища героев поэмы "Мертвые души" определите, кому оно принадлежит:

15. "Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы... Была видна беседка с деревянными голубыми колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления".

А) Собакевич

Б) Манилов

В) Плюшкин  

Г) Коробочка

16. "Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с темными рамками... за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок".

17. "Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей... и дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов".

18. "Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба... На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину".

19. Какую роль играет мотив дороги, проходящий через все произведение Гоголя?

А). Способствует усилению эмоциональности и динамичности  поэмы

Б). Показывает необъятные просторы Родины и красоту русской природы

А).

Является связующим звеном между помещиками во время путешествия Чичикова

20-25. Кого из героев поэмы характеризует:

20. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.

А) Коробочку.

Б) Плюшкина.

В) Собакевича.  Г) Манилова.  

Д) Чичикова.  

Е) Ноздрева.

21. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.

22. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.

23. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.

24. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.

25. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм

26-29. Соотнесите картины природы и героев поэмы:

26. "День был не то ясный, не то мрачный... а какого-то светло-серого цвета, какой бывает только на старых мундирах гарнизонных солдат".

А) Коробочка.

Б) Плюшкин.  

В) Собакевич.  

Г) Манилов.  

Д) Ноздрев.

27. "Дождь зарядил надолго", "кнута не видишь, такая тьма!", "темнота была такая, хоть глаз выколи".

28. "Поле... Во многих местах состояло из кочек".

29. "За домом тянется заросший и заглохший сад"»

30-33. Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них "слова и словечки":

30. "Разинь, душенька, ротик", "препочтеннейший, прелюбезнейший", "майский день, именины сердца", "магнетизм души".

А) Собакевичу.  Б) Манилову.  

В) Чичикову.  

Г) Ноздреву.

31. "Острил зубы на мордаша", "черта лысого получишь", "субтильной суперфлю", "скандальозно", "кураж", "брудастый", "во рту словно эскадрон ночевал".

32. "Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет".

33. "Наслышан об экономии и редком управлении имениями...", "почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение...", "вы изволили пойти", "я имел честь покрыть вашу двойку".

34."Прореха на теле человечества" - о ком так сказал Н. В. Гоголь?

А). Чичиков,      Б). Плюшкин,    В). Манилов,     Г). Коробочка,   Д). Собакевич.

Итоговый тест по русской литературе

за курс 9 класса

Вариант 1.

1. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?

А) в городе Н,  Б) в доме Чацкого,  В) в доме Фамусова

2. Как называется критическая статья к комедии «Горе от ума»?

А) «Мильон терзаний»,  Б) «Что такое «обломовщина»?»,

В) «Луч света в темном царстве»

3. Что лежит в основе сюжета  комедии «Горе от ума»?

А) любовная интрига,  Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»,  В) дуэль между Чацким и Фамусовым

4. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:

А) комедия,  Б) поэма  В) роман в стихах

5. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические     розы»?

А) Ленский,  Б) Онегин,  В) Дубровский

6. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна,  Б) няня Татьяны,  В) Ольга.
7. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”,             Б) “Узник”,           В) “Памятник”
8.  Как погиб Пушкин?

А) погиб на каторге,  Б) погиб на дуэли,  В) погиб на войне.

9. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

А) "Парус",  Б) "Герой нашего времени",  В) "Смерть поэта"

10.  Кому в романе «Герой нашего времени»  принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Печорину,  Б) Грушницкому,   В) Вернеру

11. Кто из женщин, по словам  Печорина, заставил биться его сердце(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Мери,        Б) Вера,        В) княгиня Лиговская.

12. Кто из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий,       Б) Печорин,       В) Вернер

13. Кого из помещиков «Мертвых душ» автор называет «историческим» человеком?

А) Ноздрёва;  Б) Чичикова;  В) Манилова;  Г) Плюшкина.

14. Кто из помещиков в хозяйстве много хлопотал о прочности (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов;  Б) Коробочка;  В) Плюшкин;  Г) Собакевич.

15. Кто предложил Чичикову на ночь почесать пятки (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов; Б) Коробочка; В) Плюшкин; Г) Собакевич.

16.  Кто из помещиков прежде был бережливым хозяином?

А) Плюшкин; Б) Собакевич; В) Манилов; Г) Ноздрев.

17. У кого в кабинете всегда лежала книжка с закладкой на 14 странице (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Коробочки; Б) у Собакевича; В) у Плюшкина;  Г) у Манилова.                                                                                              

18. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) «береги копейку»,                       Б) «верно служи Отчизне»,

В) «береги честь смолоду»

Вариант 2.

1. Автор произведения «Горе от ума»:

А) Гончаров, Б) Грибоедов, В) Гоголь.

2. Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»:

А) комедия,  Б) трагедия,  В) роман в стихах.

3. Чем заканчивается «Горе от ума»?

А) свадьбой героев,  Б) отъездом героя,  В) смертью героя.

4. Узнайте героя произведения «Евгений Онегин»:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

А) Ленский,  Б) Онегин,   В) Дубровский.

5. Что рисует автор в черновиках «Евгения Онегина»?

А) портрет Гончаровой,  Б) виселицу, В) портрет Татьяны Лариной.

6. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

А) ему рассказал Ленский,  Б) из письма Ольги,  В) из письма Татьяны.

7. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу?

А) матери,   Б) дяде,   В) няне.

8. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) декабристам,  Б) императору Александру,  В) Наталье Гончаровой.

9. О каком памятнике говорит А.С. Пушкин в одноименном стихотворении?

А) о памятнике Петру Первому,    

Б) о своем литературном наследии,  

В) о памятнике Державину.

10. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?

А) Державину,  Б) Пушкину,  В) Чаадаеву.

11. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

А) Грушницкий,   Б) Максим Максимыч,   В) Печорин

12. Чья цель в жизни  - «сделаться героем романа»   (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

 А) автора,   Б) Печорина,   В) Грушницкого.

13. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; -  рабом я быть не могу,  а   повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Печорина,        Б) Грушницкого,       В) Вернера.

14. У кого из героев в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» была беседка с надписью «Храм уединенного размышления»?

А) у губернатора; Б) у Ноздрева; В) у Собакевича; Г) у Манилова.

15. У кого была привычка с первых же минут знакомства говорить собеседнику «ты» и обзывать разными обидными словами (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Собакевича; Б) у Ноздрева; В) у Плюшкина; Г) у Манилова.

16. Кого Гоголь называет «прорехой на человечестве» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилова;  Б) Плюшкина;  В) Собакевича;  Г) Коробочку.

17. У кого из помещиков фруктовые деревья были накрыты сетками, а в огороде стояли чучела (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Манилова; Б) у Коробочки; В) у Собакевича; Г) у Ноздрева.

18. Кто имел «страстишку к картишкам» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Ноздрев; Б) Собакевич; В) Плюшкин; Г) Коробочка.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /  авт.-сост. Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2006.
  2. Инструктивно-методическое письмо о преподавании литературы в 2012-2013 учебном году    в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
  3. Программа общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 классы. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009.

Дополнительная литература

  1. Большой справочник школьника. 5-11 классы. – 5-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2002.- 1104с.
  2. Великие писатели XX века:  100 великих имен  /  Сост. П.В.Васюченко. – М.: Мартин,2002.- 463с.
  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Зарубежные  писатели: Библиографический справочник. В 2ч. Ч.1. А-Л. / Под. Ред. Н.П.Михальской. М.: Дрофа. – 688с.
  5. Зарубежные  писатели: Библиографический справочник. В 2ч. Ч.1. М.Я. / Под. Ред. Н.П.Михальской. М.: Дрофа. – 624с.
  6. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов. – М.: Дрофа, 2004. – 432с.
  7. Макарова Б.А. Литературные поэтические вечера: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  8. Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  9. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь. Ч.1 / Ред. С.И.Самсонов. – М.: Либерея, 1999.- 432с.
  10. Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь. Ч.2 / Ред. С.И.Самсонов. – М.: Либерея, 1999.- 432с.
  11. Русские писатели: 19 век: Большой учебный справочник: Для поступающих в вузы. Биографии / А.Н.Архангельский; Э.Л.Безносов, В.А.Воропаев, 2000.-464с.
  12. Русские писатели: 20 век: Большой учебный справочник: Для поступающих в вузы. Биографии: Большой учебный справочник для школьников / Агеносов, П.В.Басинский, Л.Б.Ершова. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2003. – 432с.
  13. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2ч. Ч.1. (А - Л)  /  Ред. П.А.Николаева.  - М.: Просвещение, 1990. - 432с.
  14. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2ч. Ч.2. (М - Я)  /  Ред. П.А.Николаева.  - М.: Просвещение, 1990. - 448с.
  15. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  16. Сто великих писателей  /  Л.С.Калюжная; Вступ. ст. Л.С.Калюжной, Г.В.Иванов. – М.: Вече, 2004.-592с. – (100 великих).
  17. Тишурина, О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Вып. 1. Ч.1.  /  О.Н.Тишурина.- М.: Дрофа, 2006. – 87с.:ил.
  18. Тишурина, О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Вып. 1. Ч.2.  /  О.Н.Тишурина.- М.: Дрофа, 2006. – 63с.: ил.
  19. Энциклопедический словарь юного литератора / Сост. В.И.Новиков. М.: Педагогика, 1987. – 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Литература 9 класс"

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004)  в соответствии с программой        «Программы общеобразовательных ...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 7 классе...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 8 классе...

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе

Рабочая программа учебного курса "Литература" в 9 классе...

Рабочая программа учебного курса «Литература» в 6 классе

Рабочая программа учебного курса"Литература" в 6 классе написана по учебнику Курдюмовой.В программе прдставлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, Есть пер...

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику А.Г.Кутузова.

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику А.Г.Кутузова. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, ес...

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса по учебнику Т.В.Курдюмовой

Рабочая программа учебного курса"Литература" для 9 класса написана по учебнику Т.В.Курдюмовой. В программе представлена пояснительная записка,содержание предмета,календарно-тематическое планирование, ...