Лицом к Победе!
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему

Агафонкина Марина Николаевна

Это сценарий литературно-музыкальной композиции в форме вечера памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий содержит ссылки на необходимые материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litsom_k_pobede.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Сараевская средняя общеобразовательная школа

Сараевского района Рязанской области

Лицом к Победе

(литературно–музыкальная композиция,

посвящённая 70–й годовщине Победы

в Великой Отечественной войне

1941 – 1945 годов)

 

Автор работы:

Агафонкина Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

р.п. Сараи

2015

Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочувствие к людям старшего поколения; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию.

Форма проведения: вечер памяти.

Подготовительная работа:

- за 2-3 недели до классного часа настроить детей, предупредить, что готовится «час памяти», в котором каждый должен будет принять участие;

- задание каждому ученику - назвать имя участника войны, дать о нём краткую справку (спросить у родителей, соседей, знакомых, можно взять информацию из газет, радио, телевидения);

- назначить группу ведущих, которые подготовят информационные сообщения по материалам сценария;

- предложить детям, умеющим выразительно читать, выучить стихотворения из текста сценария; подготовить инсценировку.

- поручить нескольким ученикам подготовить музыкальное оформление классного часа; подобрать или подготовить самостоятельно видеоматериалы.

Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, экран.

Оформление: атрибутика времён Великой Отечественной войны, георгиевские ленточки, фотографии родственников – участников войны, выставка книг и рисунков по теме; свечи–таблетки на подставках в форме звезды, кусок хлеба в 125 г.

План часа памяти

I. Вступительная часть

II. Дорогами войны

III. Солдаты Победы

IV. Минута молчания

V. Заключительное слово

Ход часа памяти

  1. Вступительная часть

Учитель. Снова наступает весна, снова приходит на нашу землю великий День Победы. Это особый день, это день торжества, но это и день памяти.

На экране видеосюжет: фотографии военного времени. Музыкальный фон: песня на слова С. Гудзенко в исполнении М. Волонтира.

«Моё поколение» – так назвал это стихотворение поэт–фронтовик Семён Гудзенко. Мы в вечном долгу перед ними, потому что за нашу жизнь они заплатили своими страданиями, своей кровью. И отдать этот долг мы можем только памятью и уважением. Наш сегодняшний час памяти – лишь малая крупица этого долга. Давайте вспомним, как это было.

(По ходу вечера памяти ведущая объявляет его этапы.)

  1. Дорогами войны

  1. 1941 год.

На фоне песни «Священная война» сменяются фотографии с мест сражений (Брест, Минск, Смоленск, Луцк, Киев, Одесса, Москва, Ленинград…).

Ведущий 1. Начало… Одной из первых приняла на себя удар Брестская крепость.

Инсценировка отрывка из романа Б. Васильева «В списках не значился».

Н е и з в е с т н ы й. Скажите нашим… скажите нашим, что крепости я не сдал. Крепость не пала. Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя её капля…

А в т о р. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых сапог торчали чудовищно раздутые чёрные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слёзы.

Н е м е ц к и й   л е й т е н а н т. Назовите звание и фамилию.

Н е и з в е с т н ы й. Я – русский солдат.

А в т о р. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие на «караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке. А он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, он стал выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни.

Ч т е ц. И было ему двадцать…


Чтец. 

Лицом к Победе.

С военным грузом на плечах.
В поту до мыла.
И тяжелел за шагом шаг,
А вьюга выла.
И на ходу дремал солдат,
От ран ли бредил,
Коль падал, падал не назад —
Лицом к победе.
И был декабрьский лют восход,
Свет не струится.
Команда: «Прекратить отход,
Ведь там — столица!»
И был от крови снег горяч,
А кровь людская…
Солдат, в затишья миг не плачь —
Судьба такая…
Солдат, сегодня не засни
С собой в беседе,
А коль придётся лечь костьми —
Лицом к победе!
(Иван Петрухин)

  1. 1942 год.

Чтец.

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: "Хлеба!"
До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
1941            А. Ахматова

Ведущая (читает отрывок из романа А. Чаковского «Блокада»). «Я подняла лист бумаги. Это была одна из тех гнусных листовок, которые немцы разбрасывали с самолета над Ленинградом: "Женщина Ленинграда! К тебе обращается немецкое командование. Миллионная немецкая армия плотным кольцом окружила Ленинград. Вы отрезаны от мира. Вы обречены. Страшный голод вошел в твой город. Пожалей же своих детей, бедная исстрадавшаяся мать, пожалей их. Требуй от властей немедленной сдачи города немецкой армии. Если ты не сдашь город, на твоих глазах умрут твои дети, умрет твой муж, умрешь ты сама. Пожалей себя и своих детей. Сдавайся!" Я внимательно прочла листовку, перечитала еще раз. Потом бросила ее в печку. Посмотрела, как бумага вспыхнула, почернела и стала, точно в конвульсиях, коробиться, превращаясь в пепел».

Чтец.

Клятва
И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит! 

Июль 1941 

Ленинград

Чтец.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Автор: А. Ахматова «Мужество»

Ведущий 1. Над страной нависла «тёмная ночь» войны.

Ведущий 2. Песню «Темная ночь» из фильма «Два бойца» впервые исполнил всенародный любимец актер Марк Бернес, который играл главную роль в фильме. Песня сразу запомнилась зрителям. Написана она была на одном дыхании.

Музыку к фильму писал известный композитор Никита Богословский. По замыслу режиссера в фильме должна была прозвучать задушевная песня. Как только режиссер объяснил композитору состояние и чувства героя, Никита Богословский сразу сел за рояль и без остановки сыграл мелодию будущей песни. Так с первого раза и родилась эта музыка. Такой и вошла она в фильм без единого изменения.

Демонстрируется фрагмент фильма.

Ведущий 1. На всех фронтах звучала эта песня в минуты короткого отдыха, в период между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал наш солдат. Пока не закончилась над нашей страной «темная ночь» войны.

  1. 1943 год.

На фоне песни «На безымянной высоте» демонстрируются кадры военной хроники.

Чтец.

Там, где двести дней и ночей

Бушевала великая битва,

Там, где кровью тысяч людей

Каждый метр земли был пропитан.

Там, где сила советских солдат

Сокрушала фашистскую силу, -

Там давно уже пушки молчат,

И поля от пожарищ остыли.

Там сегодня над Волгой-рекой,

На священной земле сталинградской

Рвется к солнцу цветок полевой

Из-под каски пробитой солдатской.

Жизнь! Мы славим величье ее.

Жить! - вот благо и счастье людское!

За него, за счастье твое и мое

Свои жизни отдали герои...

  1. 1944 год.

 

Чтец.

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова,
я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб,
что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.

Ведущий 2. 27 января закончилась Ленинградская блокада. За время блокады от голода и лишений погибло свыше 630 тысяч ленинградцев. Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода.

Чтец.

Время - лекарь.
И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает
Людская боль,
Над которой
Не властно время.
Вот опять
Через несколько лет!
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветок, а хлеб
Принесла на могилу деду...
(Показать кусок хлеба в 125 г.)

Ведущий 1. Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском кладбище. На огромной мемориальной плите высечены слова ленинградской поэтессы–блокадницы Ольги Фёдоровны Берггольц.

Чтец.

...Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто...

Ведущий 1. Эти слова стали символом памяти о погибших.

А Советская армия освобождала Европу. Приближался конец войны. Все дороги вели к Берлину.

  1. 1945 год.

Видеоролик «Вот солдаты идут».

Ведущий 1. Были освобождены Варшава, Будапешт, Братислава, Кёнигсберг, Вена.

16 апреля началась Берлинская наступательная операция советских войск.

Чтец.

Солдат не мечтал, не гадал, не думал. А вышла слава ему в века. На пьедестале к небу солдат поднялся.

Было это в последние дни войны. Уже не километры, а метры оставались до центра Берлина. Солдаты 8-й гвардейской армии готовились к последним боям. В числе их и солдат Николай Масалов. Был он знаменщиком 220-го гвардейского стрелкового полка. Приготовил к атаке знамя.

Ждут солдаты сигнала к бою. Перед ними один из каналов, отходящих от Шпрее. Рядом площадь. За площадью мост. Называется он Горбатым. Мост заминирован, под огнём у противника. Атаку на мост, на тот берег скоро начнут солдаты.

Притихли солдаты. Так всегда перед штурмом. Где-то гремят орудия, где-то идёт стрельба. Но это не здесь. Это в других местах. Здесь тишина. Временная. Но тишина. И вдруг тишину — солдаты вздрогнули: было так неожиданно — плачем прорезал детский голос. Было неясно, откуда он шёл. С набережной? Со стороны площади? От моста? Из развалин неподалёку стоящего дома?

Определили солдаты. Детский плач шёл от моста. Не видно ребёнка. Камнями от наших, видать, прикрыт.

Вышел вперёд сержант Масалов, подошёл к командиру:

— Разрешите спасти ребёнка.

Подождал командир минуту. О чём-то подумал:

— Разрешаю, сержант Масалов.

Пополз Масалов через площадь к мосту. И сразу же затрещали фашистские пулемёты, забили мины по площади. Прижался солдат к асфальту, ползёт от воронки к воронке, от камня к камню.

Вот полпути прополз Масалов. Вот две трети. Осталась треть. Поднялся он в полный рост, метнулся к мосту, укрылся от пуль под гранитной стенкой.
   Потеряли солдаты его из вида. И голос ребёнка утих. И солдата не видно.
   Прошла минута, вторая… пять. Волноваться солдаты стали. Неужели смельчак погиб? Неужели погибла девочка?

Ждут солдаты. С тревогой в сторону моста смотрят.
   И вот увидели они Масалова. Шёл от моста солдат. Нёс на руках немецкую девочку.

— Жив! — закричали солдаты. — Жив!

Раздалась команда:

— Прикрыть Масалова огнём.

Открыли огонь солдаты. Гремят автоматы, строчат пулемёты. Ударили пушки — словно салют солдату.

Пришёл Масалов к своим. Принёс немецкую девочку.

Оказалось, убили фашисты у девочки мать. Перебегала вместе с девочкой площадь, наверное, женщина. Вот и попала под взрыв, под пули.

Держит девочку Масалов. Прижалась она к солдату. Года ей три. Не больше. Прижалась, всхлипывает.

Обступили бойцы Масалова. На девочку смотрят. Пытаются чем-то от слёз отвлечь. На пальцах козу показывают:

— Идёт, идёт рогатая…

Посмотрела девочка на солдат. Казалось, хотела было сильней заплакать. Да вдруг взяла и улыбнулась солдатам девочка.

Отгремела война. В Берлине в одном из красивых старинных парков советским солдатам, всем тем, кто спасал и наш и немецкий народ от фашистов, был установлен памятник. Холм. На холме пьедестал гранитный. На граните фигура солдата. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

Не думал солдат, не ведал. А вышло — бронзой поднялся в небо.

Ведущий 2. В берлинском Трептов-парке на высоком постаменте стоит памятник: советский солдат держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасенную им девочку.

Когда попытались много лет спустя эту девочку найти, откликнулись 198 человек, которых спасли от пуль, голода, холода советские солдаты в Берлине. Поэтому памятник в Трептов-парке можно считать памятником сотням воинов с благородным сердцем, памятником воинам, спасшим мир от фашизма.

Ведущий 1. 1 мая советские воины водрузили над германским рейхстагом Знамя Победы. 8 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Чтец.

Надписи на стенах Рейхстага. Май, 1945 год.
Ещё горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступала тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, кто кончилась война.
Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Рейхстагова развалина дышала
Всем перегаром битвы мировой,
И ней звучнее всякого хорала
Пел хор имен, растущих, как прибой.
Он пел, взлетая над огнём и кровью,
Перед войны поверженным лицом,
Как будто осеняя изголовье
Последних умирающих бойцов.
Открыто все своё писали имя,
Чтоб знали люди будущих времён,
Что подвиг сей, свершённый всеми ими,
Во имя человечества свершён! (Николай Тихонов)

Ведущий 1.

А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время — какое счастье, какая радость! Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Звучит аудиозапись песни «Майский вальс». Дети танцуют.

III. Солдаты Победы

Ведущий 2.

4 года шла война, 4 года работала машина истребления людей. За 1418 дней погибло около 40 миллионов человек. Это более 28 тысяч ежесуточно, это более тысячи ежечасно, это 20 человек ежеминутно, это каждый четвёртый житель страны, это 30 убитых на 2 квадратных метра земли. Это более 1700 разрушенных городов, более 70 тысяч уничтоженных сёл и деревень. Очень дорого заплатил наш народ за эту победу. И знамя, и маршалы, и парад - все это важно и нужно для победы, но все же главным победителем стал наш солдат. Это он прошел по военным дорогам от границы до Сталинграда. Это он мерз в окопах, зарывался в землю и вставал во весь рост под огнем немецких батарей, это он шел на танки с винтовкой и гранатой, это он освобождал от фашистской нечисти страны Европы, это он брал Берлин. Солдаты Победы: русские, украинцы, белорусы, татары, чеченцы, башкиры, казахи, киргизы, грузины, молдаване - представители десятков национальностей поднялись на войну с фашизмом и стали на этой войне одним народом - народом-победителем. Вспомнить всех поименно невозможно - их миллионы, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, в немецком плену. Но если бы каждый из нас в святой День Победы вспомнил хотя бы одно имя, то по всей России не осталось бы забытых солдат.

Видеозапись «От героев былых времён…»

Ведущий 1.

Давайте вспомним погибших и вернувшихся с этой войны, назовем имена, сражения, даты.

(Зажигаются свечи, дети по цепочке встают, называют имена солдат, кратко рассказывают о них.)

Группа чтецов.

… Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад
В ряду — большой и малый.
И дня восход и дня закат
Над темным лесом — алый.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье — не забвенье! (Александр Твардовский)

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях
Улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.

Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить
В бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И класть цветы
К подножьям обелисков!

IV. Минута молчания

Учитель или ведущий. Предлагаю почтить память всех павших в Великой Отечественной войне минутой молчания.

(Звучит метроном, все дети встают.)

Прошу садиться.

V. Заключительное слово

Учитель. Говорят, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. В таком случае война у нас не закончится долго, потому что не преданы земле еще десятки тысяч солдат. Уже много лет действуют в России различные поисковые отряды, которые разыскивают на полях, в лесах незахороненных воинов, предают их земле. Эта работа идет уже много лет, но до сих пор находятся все новые и новые останки. Поисковая работа помогает восстановить связь поколений, прикоснуться к героическому прошлому нашей страны.

Общая боль, и общее горе, и общая радость победы - все это объединяет людей разных национальностей в один народ, о котором за границей говорят: «Это русские».

Вот поэтому и празднуют День Победы по всей России, поэтому и вспоминают героев, места боев, поэтому и восстанавливают захоронения павших воинов. Это нужно не мертвым, это нужно живым. Чтобы оставаться народом, нужно сберечь свою память, нужно не отворачиваться от  тех, кто жертвовал собой ради нашей жизни, а повернуться лицом. Лицом к Победе!

–––––––––––––––––––––

В сценарии использованы следующие материалы:

Песня «Нас не нужно жалеть» из кинофильма «Цыган» (слова С. Гудзенко, музыка В. Зубкова, исп. М. Волонтир)

http://video.mail.ru/mail/ludmila-1602/1363/3405.html

«Священная война» (слова В. Лебедев–Кумач, музыка А. Александров, исп. Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР)

Фрагмент романа Б. Васильева «В списках не значился»

Стихотворение И. Петрухина «Лицом к победе»

Стихотворение А. Ахматовой «Птицы смерти в зените стоят…»

Фрагмент романа А. Чаковского «Блокада»

Стихотворение А. Ахматовой «Клятва»

Стихотворение А. Ахматовой «Мужество»

Песня «Тёмная ночь» из кинофильма «Два бойца» (слова В. Агатова, музыка Н. Богословского, исп. М. Бернес)

http://www.youtube.com/watch?v=FxHJLtu-9lI

Песня  «На безымянной высоте» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера, исп. М. Бернес)

http://videoscope.cc/137174-voennye-pesni-na-bezymjannoj-vysote-kadry.html

Фрагмент поэмы О. Берггольц «Февральский дневник»

Стихотворение–эпитафия О. Берггольц «Здесь лежат ленинградцы»

Песня «Вот солдаты идут» (слова М. Львовского, музыка К. Молчанова, исп. Д. Хворостовский)

http://nsportal.ru/node/1691535

Рассказ С. Алексеева «Бронзой поднялся в небо»

Стихотворение Н. Тихонова «Надписи на стенах Рейхстага. Май, 1945 год»

Песня «Майский вальс» (слова М. Ясеня, музыка И. Лученка, исп. Я. Евдокимов)

Песня «От героев былых времён» из кинофильма «Офицеры» (слова Е. Аграновича, музыка Р. Хозака, исп. В. Златоустовский)

http://my.mail.ru/mail/vorozheykin61/video/390/399.html

Фрагмент поэмы А. Твардовского «Дом у дороги»

Звуки метронома, кадры хроники с мест сражений, фотографии военных лет и другие материалы из интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Воспитательный час посвященненный Дню Победы "У войны не детское лицо"

Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически поги...

Сценарий тематического вечера, посвященного Дню Победы "Женское лицо войны"

Сценарная разработка тематического вечера, в которой отражена роль женщины в годы ВОВ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."

Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....

Музыкально-литературная композиция ко Дню Победы «У войны не женское лицо?..»

Литературно-музыкальная композиция «У войны не женское лицо?..» посвящена празднованию годовщины победы над фашистской Германией. Цель мероприятия: воспитание эмоционально - ценностного, патриоти...

Дидактический материал к 75-летию Великой Победы ("Лица Победы") для 8 класса.

Данный  методический материал рекомендован к использованию на уроках английского языка в 8 классе. Эта тема может быть использована на уроках в качестве краеведческого материала по теме №4 «...