Цвет и свет в лирике А.А.Фета
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Рыбакова Елена Васильевна
•Рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета
 
•Выявить выразительные средства, придающие мелодичность стихам поэта
 
•Проанализировать приемы изображения, связанные с эстетикой импрессионизма

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tsvet_i_svet_v_lirike_a._feta.ppt1.24 МБ
Файл tsvet_i_svet_v_lirike_a.a.feta_.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цвет и звук в поэтике А.А.Фета

Слайд 2

Как беден наш язык! – Хочу и не могу- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. А.А.Фет

Слайд 3

Цели урока: Рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета Выявить выразительные средства, придающие мелодичность стихам поэта Проанализировать приемы изображения, связанные с эстетикой импрессионизма

Слайд 4

А.А.Фет. Поэт – музыкант. «Большая часть его стихотворений дышит самой искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». М. Е. Салтыков-Щедрин «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии… Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом». П.И.Чайковский

Слайд 5

Приведите примеры стихотворений, в которых звучит музыка «Соловьиное эхо несется с блестящей реки» «Шумела полночная вьюга…Валежник свистал на огне» «Струны робко зазвенели» « И носятся светлые звуки и льнут к моему изголовью» «Уж давно поет синичка» «Когда трепещут эти звуки и дразнит ноющий смычок» «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья»

Слайд 6

Составьте текст на основе опорных слов: ночь луна сад гостиная рояль песня любовь судьба

Слайд 7

А.А.Фет «Сияла ночь…» Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна – любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Слайд 8

История создания стихотворения «Сияла ночь…» Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Берс (Кузминской),женщине живой обаятельной, с хорошим го- Сом. Она была одним из реа- льных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Фет ,услышав голос Тани Берс, был восхищен простотой и силой музыки и в память проведенного вечера посвятил ей стихотворение. В 1877 году композитор Ширяев написал музыку.

Слайд 9

Какова тема стихотворения? Какие слова повторяются в стихотворных строчках ? Как звукопись помогает передать состояние лирического героя? Какие приемы использует А.Фет для озвучивания предметов и явлений окружающего мира? Как синтаксис создает мелодику строчек?

Слайд 10

Схема-анализ стихотворения «Сияла ночь…» Ночь, сад, гостиная Любовь жизнь Тишина ночи Нет обид Нет муки Есть жизнь Есть цель Есть вера Рояль Струны Звуки Песня Сердце Голос Вздохи Звуки Жить Любить Обнять Плакать Искусство

Слайд 11

А.А.Фет «Сияла ночь…» Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна – любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой

Слайд 12

Романс «Сияла ночь…»

Слайд 13

Живописность поэзии А.А.Фета «Цветы глядят с такой тоской влюбленной, Безгрешно чисты, как весна…» «Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу…» «Тихо вечер догорает, горы золотя…» «Расписные раковины блещут В переливах чудной позолоты. До луны жемчужной пеной мещут И алмазной пылью водометы.»

Слайд 14

Импрессион и зм , направление в искусстве последней трети 19в.-начала 20в.,основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора.

Слайд 15

В 1874 году на Салоне, где экспонировались новейшие произведения живописи, Клод Моне выставил небольшой холст «Впечатление. Восход солнца». Критики назвали художников нового направления импрессионистами от французского «импресьон»- впечатление. Самим мастерам оно понравилось и постепенно прижилось.

Слайд 16

И.И.Левитан. Заросший пруд.

Слайд 17

Анализ пейзажного стихотворения А.А.Фета Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес. И воздухом чистым усталая грудь Дышала отрадно. Легли Вечерние тени – вечерний мой путь Краснел меж деревьев вдали. А мы, - мы на лодке сидели вдвоем, Я смело налёг на весло, Ты молча покорным владела рулём, Нас в лодке как в люльке несло. И детская чёлн направляла рука Туда, где ,блестя чешуёй, Вдоль сонного озера быстро река Бежала как змей золотой. Уж начали звёзды мелькать в небесах… Не помню, как бросил весло, Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг, Куда нас потоком несло! 1854

Слайд 18

Вопросы к анализу стихотворения Рассмотрите образы природы и образы вещного предметного мира. Отражают ли они переживания лирического героя? Последовательно ли описывается внешний мир или это мимолетные впечатления? Находится ли образ природы в гармоническом единстве с жизнью человека? Назовите лексику цветообозначения в стихотворении? Какой характер носит взаимодействие цветов ? Заметили ли вы игру света и тени? Есть ли фрагменты, связанные с тайной, неожиданностью? Найдите их. Имеет ли стихотворение законченный характер? Как это связано с эстетикой импрессионизма?

Слайд 19

Цветограмма стихотворения Н а д о з е р о м л е б е дь в тр о стн и к пр о т я н у л, В в о д е о пр о к и н у лс я л е с, З у бц а м и в е рш и н о н в з а р е п о т о н у л, М е ж дв у х и зг и б ая сь н е б е с. И в о здух о м ч и ст ы м у ст а л ая гр у дь Д ы ш а л а о тр а дн о . Л е гл и В е ч е рн и е т е н и – в е ч е рн и й м о й п у ть Кр а сн е л м е ж д е р е вь е в вд а л и . А м ы , - м ы н а л о дк е с и д е л и вдв о ё м, Я см е л о н а л ё г н а в е сл о , Т ы м о лч а п о к о рн ы м вл а д е л а р у л ё м, Н а с в л о дк е к а к в л ю льк е н е сл о . И д е тск ая ч ё лн н а пр а вл я л а р у к а Т у д а , гд е ,бл е ст я ч е ш у ё й, Вд о ль с о нн о г о о з е р а б ы стр о р е к а Б е ж а л а к а к зм е й з о л о т о й. У ж н а ч а л и зв ё зд ы м е льк а ть в н е б е с а х… Н е п о мн ю , к а к бр о с и л в е сл о , Н е п о мн ю , чт о п ё стр ы й н а ш ё пт ы в а л фл а г, К у д а н а с п о т о к о м н е сл о !

Слайд 20

Цв е т о п и сь гл а сн ы х зв у к о в А - красный О – жёлтый Е – зелёный И – синий У – фиолетовый Ы - чёрный

Слайд 23

Чудная картина, как ты мне родна…

Слайд 24

Художественные особенности лирики А.А.Фета Импрессионистические зарисовки, пейзажи, портреты Изображение предметов не в целостности, а случайных наплывах памяти Желание поймать мгновение Обычное показать необычно Неожиданность освещения, ракурса и окраски Метафоричность изображения Мотив отражения предметов в воде и сне Трепетность ритма Заостренность концовок Игра света и тени

Слайд 25

Домашнее задание по выбору: Выучить 2 - 3 стихотворения наизусть Письменный анализ 1 стихотворения на выбор Построить и нарисовать цветограмму любого стихотворения



Предварительный просмотр:

Модель урока « Цвет и звук в поэтике А.А.Фета»  (2 часа)

Учебно-воспитательный момент (этап) урока

               Цель

Методы работы и формы организации познавательной деятельности обучающихся

Урок  литературы в 10 классе

Цели:

- образовательные: ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха; рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета; выявить выразительные средства, придающие мелодичность стихам поэта; проанализировать приемы изображения, связанные с эстетикой импрессионизма, умение анализировать лирическое произведение;

- воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие лирики, понимание красоты природы и человеческих чувств, формирование вдумчивого и размышляющего читателя;

- развивающие: развивать умения слушать и анализировать, сопоставлять явления, строить цветограмму стихотворных строк, развивать творческие способности

Тип урока: урок-исследование с мультимедийным сопровождением

Технологии урока: элементы личностного ориентирования, ИКТ, традиционные

Оборудование: компьютерная презентация, краски,  бумага для рисования, рисунки учащихся, тексты стихотворений А.А.Фета «Над озером лебедь…»,  «Сияла ночь…», запись романса на стихи поэта, пейзажные работы художников-импрессионистов

I. Организационный момент Психологический настрой учащихся. Звучит музыка К.Дебюсси «Грёза любви».

Подготовка к активной деятельности на уроке

Вступительное слово учителя. Погружение в тему

II. Целеполагание

Постановка цели урока

Установка на цель урока на основе ключевых слов

1.Поисковая работа.

Формирование умений  выделять из фразы ключевые слова; умение  сопоставления звука и цвета.

Работа с текстами стихотворений. Фронтальная работа.

2.Творческий эксперимент

Вхождение в мир поэтических образов Определение темы(природа, любовь, творчество).

Составление текста на основе опорных слов: ночь, луна, сад, гостиная, рояль, песня, любовь, судьба

3.Чтение стихотворения «Сияла ночь, луной был полон сад…»

Наблюдение  и  понимание красоты художественного текста

Индивидуальное задание об истории создания  и посвящения стихотворения Прослушивание стихотворения в художественном исполнении

4.Анализ  стихотворения:

- тема, идея, образы

-композиция;

-художественные  особенности: цветопись

звукопись

- приёмы построения мелодики стихотворения;

Выявление  художественных особенностей стихотворения

Лингвистический анализ поэтического текста Фронтальная беседа, словарная работа

-Построение схемы-анализа по ключевым словам и образам

5. Итоги исследования звукописи

Осмысление роли звукописи

в лирике А.Фета

Вывод о синтаксических приёмах, создающих звуковой строй стихотворения. Прослушивание романса на стихи А.А.Фета

6.Исследование цветописи и её соотношение со звукописью

Формирование умений видеть образ в цвете. Наблюдение над    импрессионистическими приёмами создания  картины мира в поэзии А.Фета

Знакомство с понятием  импрессионизм

Поиск живописных строчек стихов

7.Чтение и анализ стихотворения «Над озером  лебедь…»

8. Лабораторная работа.

 Наблюдение над цветовой палитрой звуков /цветовая расшифровка гласных / Повторение теории соотношения цвета и звука А.Журавлёва

Построение цветограммы  и сопоставление её с домашними рисунками.

10. Анализ стихотворения с позиций импрессионизма

Выявление художественных особенностей, связанных с цветовой гаммой и звукописью.

Вывод после исследования о преобладании красного цвета как цвета гармонии и радости

III.Заключение.

Художественные особенности лирики А.А.Фета, связанные с эстетикой импрессионизма

Отображение  звуковых и цветовых ассоциаций на бумаге.

IV. Рефлексия. Самооценка урока

Выяснение  понятийного поля ребят, анализ урока

Заполнение анкеты «Я иду на урок»

V. Инструкция по выполнению домашнего задания по выбору:

Творческие работы по выбор

-Выучить 2 - 3 стихотворения наизусть

-Письменный анализ 1 стихотворения на выбор

- Сочинение «Мой Фет»

-Цветограммы стихов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-концерта по литературе для 10 класса. Тема: "Целый мир от красоты" (по лирике А.А.Фета)

Урок «Целый мир от красоты…»  проводится в 10 классе в третьей четверти, являясь последним в изучении творчества А.А.Фета. На уроке достигаются следующие цели: 1.Обучающая: анализ любовной ...

Урок-мастерская "Художественный мир лирики А.А.Фета"

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейза...

Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета

Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета".  Уч-ся познакомятся   с художественным  миром поэта. Ссылка  - ht...

Тест по лирике А.А.Фета и Ф.И. Тютчева (10 класс)

Итоговые тестовые задания по изучению поэзии А.А. Фета и Ф.И. Тютчева в 10 классе...

Литературно-музыкальная композиция «Чудная картина, как ты мне родна!» (жизнь природы и человека в лирике А.А. Фета)

Жизнь человека неотделима от жизни природы, связь между ними прочна и вечна, и лирические произведения Афанасия Афанасьевича Фета лишний раз дают возможность убелиться в этом....

Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....