Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

В презентацию включены интересные учебные диалоги, вопросы, составленные учащимися на уроках литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

О значении диалога Дистервег писал: «Говорить самому (то есть учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого…Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить».

Слайд 3

1. Информационный диалог ( в процессе диалога происходит получение новой информации) 2. Диалог на основе прочитанного. 3. Конфликтный диалог (возникает конфликт на фоне противоречивого отношения учащегося к предмету проблемы) 4. Духовный диалог ( указывает на глубинное проникновение в смысл художественного произведения)

Слайд 4

Учебный диалог на уроке русского языка в 5 классе во время изучения темы «Главные члены предложения» 1. Горький дым развеет ветер. 2. Брату подарили коньки. 3. Стая волков бежали по лесу. В процессе обсуждения возник диалог: - В третьем предложении подлежащее стая , но я не уверен. Как объяснить – не знаю. - Стая одна, а бежали – во множественном числе. Почему? - Это ошибка. - Стая волков бежала по лесу. Это правильно.

Слайд 5

Столкновение «знаю» - «не знаю» Диалог-спор-обсуждение-ответы на возникшие вопросы-итог В процессе диалога имеет возможность высказаться каждый ученик

Слайд 6

Диалог по прочитанному на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа Л. Андреева «Петька на даче» Вопросы, составленные детьми самостоятельно: - Почему Петька попросил мать спрятать удочку? - Кому из мальчиков (Петьке или Николке)вы сочувствуете больше? Почему? -Почему на даче Петька забыл о существовании Осипа Абрамовича? - Как вы понимаете слова: «…Петька вступил в полное соглашение с природой?»

Слайд 7

Конфликтный диалог, возникший на уроке русского языка в 10 классе. Проблема: отношение молодёжи к родному языку.( Текст К.И. Чуковского) Первый ученик: - Я не согласен с мнением К.И.Чуковского , который считает, что речь человека влияет на его поступки. Я не вижу ничего обидного в словах «пойду прошвырнусь». Это не значит, что походка говорящего так человека будет непременно развязной. Второй ученик: - Молодёжный сленг всегда был и будет! Проблема заключается не в нём, а во взрослых л юдях, которые его просто не понимают.

Слайд 8

Конфликтный диалог Третий ученик: - В литературе множество примеров, когда такие гениальные поэты, как В.Высоцкий , С. Есенин, В. Маяковский не стеснялись резких высказываний, использовали в стихах понятные только им неологизмы. Четвёртый ученик: - Вы не вмешивайте сюда Маяковского и Есенина! Они трудились над созданием неологизмов! Это были настоящие муки творчества! Пятый ученик: - Не всегда грамотно и красиво говорящий человек совершает только хорошие поступки. Встречаются высокообразованные, но совершенно безнравственные люди….

Слайд 9

Не всегда спор во время диалога приводит к единому мнению

Слайд 10

Внутренний (духовный) диалог Почему Наташа и Николай Ростовы с такой любовью и нежностью относятся к родителям? - Это очень добрые люди, искренне рады всякому, кто приходит к ним в дом. - Ростовы старшие понимают своих детей, всё им прощают. - Родители не только дают советы детям, но и уважают их мнение, когда они правы. Главный ответ : - Наташа и Николай чувствовали: пока живы родители, они будут дольше оставаться детьми.

Слайд 11

Пример внутреннего диалога Вопрос себе: - Почему М.Ю. Лермонтов не даёт подробного описания момента встречи Печорина с Верой? Возникает ощущение того, что она была в его жизни всегда.

Слайд 12

Диалог - это н е только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы

          Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в пар...

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы

В статье говорится о том, какие типы учебного диалога я использую на своих уроках.Материал может помочь сделать уроки литературы и русского языка более интересными и продуктивными....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы

Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать ...