Новые формы работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА и ЕГЭ
статья на тему

Мочёнова Татьяна Викторовна

Выступление на методическом фестивале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod._fest.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Школьные выпускные экзамены – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. Именно одиннадцать лет каждый ребёнок идёт к этой цели, анна пути ему помогают, сопровождают, учат разные преподаватели, формируя и развивая целый комплекс умений, знаний и навыков. То есть все мы так и иначе причастны к конечному результату, который получает наш ученик при выходе из школы.

Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов). Распространённым заблуждением является точка зрения, что КИМы – это всего-навсего тесты в самом простом, примитивном понимании этого слова. (СЛАЙД 2) Каждый вариант экзаменационной работы по русскому языку состоит из трёх частей и включает три типа заданий: С выбором ответа, с кратким ответом и с развёрнутым ответом, то есть части А, В, С. Именно так скомпонованные задания экзаменационного теста позволяют проверить подготовку экзаменуемых по русскому языку за весь курс средней школы.

Исходя из всего вышесказанного, напрашивается логичный вывод: Подготовка к ЕГЭ и ГИА должна начинаться не в 9, не в 11 классе, а как минимум в 5, когда закладывается база всех теоретических знаний и практических умений и навыков.

Первым шагом в этом направлении является тщательное изучение всех ошибок, допущенных выпускниками на экзаменах. Я этим занималась довольно подробно и получила следующие результаты (СЛАЙДЫ 3 – 9). Анализируя материалы, я пришла к выводу, что ученики имеют проблемы не столько в знании теории, сколько в неумении применить их на практике, то есть им не удаётся правильно использовать различные орфограммы, свои знания морфологии и синтаксиса и т.д. Думаю, что всё это происходит из-за того, что на уроках довольно часто учителя используют уже хорошо знакомые, проверенные формы не столько работы (они, по-моему, устареть никогда не смогут), сколько контроля знаний. Поэтому в качестве, проверочных, самостоятельных и контрольных работ я стала использовать различные варианты тестов, которые приучают ребят не просто тупо выбирать ту или иную цифру или букву, не гадать не полагаться на случай, а логически мыслить и делать свой выбор осознанно.

Я не открываю в этом Америки; знаю, что этим пользуются все мои коллеги и своим опытом щедро делятся друг с другом.

Наиболее сложной работой, которая обязательно должна проводиться в системе, является работа по написанию сочинения рассуждения (СЛАЙД 10), где ребёнок должен не только определить проблему предложенного текста, проанализировать её и сформулировать позицию автора (СЛАЙД11), но и показать себя как человека, умеющего логически мыслить, владеющего письменной речью и имеющего довольно большой читательский опыт. Да-да, именно читательский опыт, так как одно из главных условий написания рассуждения – это аргументация собственной с обязательным использованием художественной, публицистической или научной литературы. Следовательно, перед учителем возникают две сложные задачи:

  1. Научить ребёнка рассуждать, то есть создавать текст типа рассуждение.
  2. Каким-то образом увлечь старшеклассников чтением классической литературы, объясняя прямо-таки неизбежность этого процесса.

Обучение ребёнка умению выражать свои мысли письменно- процесс очень длительный, так как сначала необходимо научить ребёнка именно мыслить. Для этого уже с 6 класса в ходе своей работы я использую целую систему различных форм и методов:

  • Определение основ построения текста и способа соединения предложений в нём
  • Определение типа и стиля речи и их специфики.
  • Отработка умения выделять главное и чётко определять тему и идею (проблему) текста.
  • Осуществлять подпор аргументов.

Все эти приёмы хорошо знакомы каждому словеснику. Путь этот длинен и кропотлив, но именно этот процесс можно смело назвать главным в программе обучения русскому языку, так как лишь письменная работа в форме рассуждения отражает способность учеников понять собеседника, рассуждать по поводу сказанного им, вступать с ним в заочный диалог.

Промежуточным результатом работы можно считать следующие детские размышления. (тема: Почему трудно быть не таким, как все? 1-2 примера)

Решение второй задачи (активизация юношеского чтения классической литературы) – это тема отдельного разговора.. Полная дегуманизация общества, повальное увлечение детей компьютером, отмена литературы как обязательного предмета при сдаче экзаменов, уменьшение количества часов на её изучение привели к тому, сегодняшние старшеклассники – это люди, которые воспринимают чтение как необходимость, а порой и как наказание. На уроках с большим трудом удаётся заставить, именно заставить ребят читать отдельные главы, эпизоды.. В ход идут и тесты на знание текста, и текстовые зачёты, и т.д. Однако всё это не позволяет порой выработать восприятие всего произведения целиком. Кроме того, полностью изжили себя некоторые формы работы, в том числе и полнометражное, масштабное сочинение, которое хорошо знакомо сем присутствующим.

Однако литературная аргументация при написании части С (сочинения-рассуждения) просто необходима. Поэтому учитель не должен стоять на месте, не должен вариться «в собственном соку», а должен искать выход и двигаться вперёд. Для этого я постоянно нахожусь в курсе самых свежих новинок и разработок, советуюсь с коллегами и ищу и ищу оптимальное решение.

Так в 10 классе я стала использовать творческое изложение художественного текста, где ребятам предлагается, используя текст произведения, раскрыть тот или иной образ или определённую тему. (В 10 В и Г классе мною были предложены по вариантам темы «П.П.Лужин» и «А.И.Свидригайлов»). Ребята не ограничились только описанием героев и их жизни, но и смогли понять главное – почему они являются «двойниками» Раскольникова.

Итоговой формой изучения литературного произведения для моих учеников стало создание презентаций. Это задание выполняли все по-разному, но каждому из них пришлось обдумать полученную тему, подобрать материал, постараться логично изложить его, используя компьютерные технологии.

По завершении этой работы уже на уроке русского языка ребятам был предложен текст по материалам ЕГЭ, близкий по проблематике роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Именно поэтому вполне логичным явилось обращение к этому роману в качестве подбора аргументов. (Чтение работ учеников 10 класса)

Подводя итог всему сказанному выше, хочу сказать, что в настоящее время профессия  учителя, на мой взгляд, стала одной из наиболее сложных, так как многие формы работы устаревают, время требует движения вперёд, а мы просто не можем этого сделать, потому что основными инструментами работы у нас остаются мел и тряпка, а не оргтехника и компьютер. Вот и приходится «выкручиваться» кто как может, делая процесс обучения интересным, полноценным и современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы

          Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в пар...

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы

В статье говорится о том, какие типы учебного диалога я использую на своих уроках.Материал может помочь сделать уроки литературы и русского языка более интересными и продуктивными....

Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы

В презентацию включены интересные учебные диалоги, вопросы, составленные учащимися на уроках литературы....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы

Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать ...