Тема охраны памятников Отечества в рассказе А.И.Солженицына «Захар – Калита"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Цель урока :познакомиться с великим мыслителем, великим писателем, великим гражданином А.И.Солженицыным;

на примере рассказа «Захар-Калита» совершенствовать умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Тема охраны памятников Отечества в рассказе А.И.Солженицына «Захар – Калита» (1965г.)

Цель: познакомиться с великим мыслителем, великим писателем, великим гражданином А.И.Солженицыным;

на примере рассказа «Захар-Калита» совершенствовать умение анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности;

формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных произведений;

уметь отвечать на вопросы проблемного характера;

делать выводы и заключения;

воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности на примере жизни и творчества писателя.

Тип урока: изучение нового материала, внеклассное чтение.

Вид урока: конференция с элементами метода проекта.

Методическая цель: расширение изучения творческого наследия А.И.Солженицына.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, портрет Ивана Калиты, иллюстрации М.И.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», А.П.Бубкова «Утро на Куликовом поле», сборник стихов А.Блока «На поле Куликовом», роман Юрия Михайловича Лощицы «Дмитрий Донской» (фрагменты)

Словарь:

кулики – небольшая болотная птица с длинными ногами.

калита – кошель, денежная сумка.

«Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит».

И.Гёте

«…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим – мы должны его знать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права».

А.Залыгин

                                                 Ход урока.

I Основные вехи творчества А.И.Солженицына (индивидуальное задание, защита проекта).

II  Краткое содержание рассказа «Захар–Калита».

Рассказ «Захар–Калита» написан в 1965 году. В нём говорится о событиях отечественной памяти 14 века -  Куликовской битве, о том, какое значение эта битва имела для русского народа и как граждане российского государства в лице правительства, министерства культуры отнеслись к памяти тех тысяч русских воинов, которые решили судьбу России.

Это была первая русская победа над монголо-татарами.

Автор ведёт наших путников на то святое место, именуемое Полем Куликовым. Горько и больно смотреть на плиты, отвалившиеся от памятника, на полуразрушенную церковь, воздвигнутую в честь Сергея Радонежского.

Далее мы знакомимся со Смотрителем этого памятника старины – Захаром-Калитой, который пытается своими силами сохранить хоть что-то для потомков, для истории.

Два чувства противоборствуют в душе Захара-Калиты: желание быть полезным Отечеству и полнейшая беспомощность от бесправия истории перед официальной современностью. Захар – и богатырь, хранитель, и большой ребёнок, бессознательно «играющий» рядом с историей. Но это не его вина, а наша общая беда.

III Анализ рассказа «Захар-Калита».

Вопросы:

Жанр рассказа всегда привлекал Солженицына:

«В малой форме всегда можно очень много поместить…и можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя»

Читаю начало рассказа.

  1. Как вы думаете, зачем понадобилась автору сказовая манера повествования?

(Затем, что речь идёт о старине, об истории; жанровая форма рассказа показывает разрыв между историей и современностью.)

  1. Как готовит нас автор к встрече с героем и, так сказать, с событием рассказа?

(Неспешно перебираются глаголы: «давно целились», «подбираться вздумали нескладно, пошли глухими просёлками»;

 в рассказе происходит не только движение по старой затравеневшей дороге, но с каждым шагом вперёд – шаг назад, мысленный шаг в Историю «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и до кости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов»;

А.Солженицын обращает наше внимание на начало Куликовской битвы, на Куликовскую ночь, опетую Александром Блоком:

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск, и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем,

Теперь твой час настал – молись!)

Учитель:

Итак, перед нами события 1980 года, когда многочисленное войско хана-Мамая, мечтавшее завоевать весь мир, двинулось на Русь, чтобы разорить все русские города.

И вот на поле Куликовом встретились русские и монголо-татарские войска «Тут-то, в самой заверти злой сечи – поставлен и памятник героям Куликовской битвы».

  1. О каких героях Куликовской битвы рассказывает Солженицын? Кому отдаёт предпочтение?

(Князю Дмитрию Донскому, возглавившему русское войско. «Быть бы Дмитрию и тогда Донским, да с другого конца. Но верно он всё расчёл и сам держался, как не всякий сумел бы великий князь. Под знаменем своим он оставил боярина в убранстве, а сам бился как ратник, и видели люди: рубился он с четырьмя татарами сразу…»;

перед боем Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и выделил ему двух своих иноков (монахов) Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябя для поддержания духа войска русского. И действительно, именно Александр Пересвет воодушевит русское войско перед боем, вызвавшись сразиться с грозным Челубеем. Не случайно А.Солженицын упомянул о поединке перед боем Челубея с Пересветом, который вошёл в историю Куликовского сражения как настоящий герой, позже возведённый в лик святых.)

Обратимся к картине М.И.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», где художник изобразил Пересвета лежащим поверх поверженного им врага, с рукой, застывшей в благословляющем движении. Он будто показывал рукой то направление, в котором, минуя его тело, русские пойдут вперёд, дальше.

Нельзя не сказать, как описывает этот поединок современный писатель Юрий Михайлович Лощиц в романе «Дмитрий Донской» (гл.7, стр.96).

И далее после описания поединка читаем у Солженицына «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».

 

  1. Как вы думаете, почему в один из моментов повествования автор вместо третьего лица местоимения ставит первое? «И мы ложимся, как скошенный хлеб. И гибнем под копытами».

  1. Каким увидели путники памятник героям Куликовской битвы?

  1. И вот перед нами главный герой рассказа – Смотритель Куликова поля Захар-Калита. Расскажите, пожалуйста, о нём.

  1. С какой целью Солженицын проводит параллель между царём Иваном Калитой и Смотрителем Захаром-Калитой?

(Иван I Данилович Калита (1288 – 1340) – великий московский князь.

Был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой орды, для которой он собирал с русских дань. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях.

Он заботился о культурном наследии своего государства. На накопленные средства строил храмы, крепости. При Иване I появились первые каменные здания в Москве (например, Успенский собор). Московский кремль был обнесён дубовым частоколом.

Герой А.Солженицына Захар-Калита не был великим князем, да и богатства у него не было. В своём мешочке (калите) он носил Книгу отзывов, память о великом историческом событии.

И так же, как Иван I Калита, Захар трепетно относился к культурному наследию своего государства.)

  1. Почему автор так подробно описывает быт и образ жизни Захара Дмитрича?

  1. Что волнует нашего героя?

(Безответственное отношение стоящих у власти к памятнику старины, проявление вандализма среди людей.

«Да без меня б тут всё прахом!» - с болью в сердце скажет Захар.)

  1. Можно ли Захара-Калиту назвать праведником?

(Не только можно, но и нужно. Не случайно А.Солженицын слово Смотритель пишет с большой буквы. Это человек, который правильно понимает своё назначение – быть полезным обществу, людям. Нетерпим к проявлениям стяжательства, равнодушия. Бескорыстно служит своему делу, заботится о культурно-историческом наследии своей страны.)

  1. В каких произведениях русской литературы XX века звучит тема праведничества?

  1.  В рассказе очень много риторический вопросов. Как вы думаете, о чём заставляет поразмышлять Солженицын на страницах своего произведения?

  1. Почему автор не позволил читателю заглянуть в эту примечательную книгу Захара «Книгу отзывов»?

  1. Какую запись сделали бы вы в «Книгу отзывов»?

(Читаются выдержки из творческих работ учащихся)

  1. Изменилось ли отношение к памятникам культуры на сегодняшний день?

(Ответ готовит группа учащихся по защите проекта)

  1. Подводя итоги нашей беседы, хочется задать вопрос: «Какую ценность представляет для вас урок по творчеству А.И.Солженицына?»

(1. Я благодарна этому замечательному писателю, мыслителю за то, что он призывает всех нас любить свою родину не на словах, а на деле.

Своим маленьким рассказом «Захар-Калита» Солженицын приглашает нас поразмышлять о человеческих ценностях, о величии русского народа, о том, как надо жить, чтобы потомки оценили по достоинству твои деяния и приумножили богатства своего народа.

2. Для нас, современных школьников, Солженицын является путеводной звездой во всём: в стремлении быть полезным своему народу, смотреть правде в глаза и не пасовать перед трудностями.

3. Именно А.И.Солженицын доказал всем нам своими поступками, своей жизнью, своим правдивым творчеством, своей любовью к жизни, что и один в поле воин.

Для нас с вами он настоящий герой.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...

Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Самоанализ урока внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита») составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)...