Тема: Трагедия 30-х годов в истории России и отражение ее в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Попова Ирина Васильевна

Интегрированный урок литература- история

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_literatur1.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                           Интегрированный урок литература-история

Тема:         Трагедия 30-х годов в истории России и отражение ее в рассказе      А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

цели урока:

Образовательная: показать взаимосвязь человека и тоталитарной системы;

                              проанализировать рассказ А. И. Солженицына

                              «Один день Ивана  Денисовича»; выявить способы противостояния  

                              режиму.                                                          

Развивающая: развивать навыки анализа исторических событий и литературного  

                         произведения.

Воспитательная: воспитывать интерес к историческому и литературному прошлому

                             страны; продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за  

                             колючей проволокой сохранять человеческие качества.

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: интегрированный урок, урок-лекция

УМК Солженицына «Один день Ивана Денисовича), мультимедиа, компьютеры, фрагменты документальных фильмов «Съезд победителей», «Шахтинское дело», презентация к уроку.

Межпредметные связи: история, литература, русский язык, обществознание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.
  2. Постановка темы, целей и задач урока.

Преподаватель литературы:

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Так описывает события 30-х годов А. Ахматова в поэме «Реквием»

Тема нашего урока «Трагедия 30-х годов в истории России и отражение ее в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Преподаватель истории: 

        III. Этап формирования знаний.

Сегодня на уроке мы поговорим о репрессиях в 30-40 гг, рассмотрим как изобразил эти события А. И. Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича», выявим причину обращения писателя к данной теме, выполним творческую работу.

ПЛ: На уроке постараемся ответить на вопросы:

1. Какова взаимосвязь между человеком и тоталитарной системой?

2. Выявим способы противостояния режиму тоталитаризма.

3. Попытаемся определить те качества, которые помогали человеку оставаться человеком даже в невыносимых условиях за колючей проволокой.

Группа поделена на историков и литераторов- журналистов.

ПИ:

 “Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 декабря 1934 года следствие по делам о так называемых террористических организациях и террористических актах должно было вестись в ускоренном порядке, судебное слушание – производится без участия сторон и без вызова свидетелей. Смертные приговоры приводились в исполнение немедленно. Заработала кровавая машина, сотни тысяч ни в чем не повинных людей стали “врагами народа”, “шпионами”, ушли в небытие, превратились в “лагерную пыль”. Пощады не было никому. Страшные приговоры без особых разбирательств подписывались высшим руководством страны, не глядя, общими списками, до 500 человек одновременно”.

-Давайте вспомним, что такое тоталитарная система, черты тоталитаризма и как тоталитарная система относится к человеку.

Сегодня нам очень важно выяснить, как сложилась тоталитарная система управления, корни которой  до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, которая до сих пор тормозит развитие нашей страны. Мы перелистываем те страшные страницы истории, к которым привел сталинизм, о массовых репрессиях, о свертывании демократии.

              Историк.  Говоря о формировании тоталитарной системы, необходимо вернуться в период «военного коммунизма». Опыт «бюрократического централизма» был уже приобретен. И вот в столкновении старого типа управления и нового, рожденного НЭПом, победил старый – почему? Для этого были определенные объективные и субъективные причины. НЭП требовал огромного политического искусства, глубоких знаний и высокой культуры. Но Сталин обезглавил политическое руководство страны. Проводить столь сложную и гибкую политику было невозможно. Нужны были компетентность, большие знания в различных областях, но специалистов не было. Отсюда более простые методы руководства и неумение найти оптимальный ответ на запросы общества (Приложение 1 – кадры видеофильма «Съезд победителей»).

                  Литератор: Вы не могли бы назвать факты и подтвердить документально, что действительно в течение 20-х годов произошло резкое снижение компетентности руководства партии и страны, снижение уровня его политической культуры?

                 Историк. Численность аппарата партийных и государственных органов быстро росла (за 1930-35 гг.) число наркоматов увеличилось с 18 до 41. Аппарат являлся главной опорой Сталина в руководстве страной, 70% секретарей райкомов и горкомов партии имели начальное образование. Естественно, эти люди нуждались в подробных инструкциях. Еще ниже был уровень у основания пирамиды.

               Литератор: Почему такое малообразованное и малокомпетентное руководство было достаточно прочным и продержалось у власти долго?

                 Историк. Достаточно прочным это руководство было потому, что отсутствовала гласность и существовала дезинформация, но главная причина была в другом. Не располагая информацией, советские люди не могли допустить даже мысли о преступности Сталина, конечно, они видели и горе, и жестокость, и бесхозяйственность, но недостатки связывали с конкретными людьми, успехи же лишь со Сталиным и его окружением, и, тем не менее, народ внушал страх этому руководству. Поэтому уничтожали всякий, кто покушался на интересы системы, делая ее еще прочнее (Приложение 2 – кадры видеофильма «Шахтинское дело»).

                 Литератор: С какого момента начинаются массовые репрессии?

                      Историк. Тоталитарная система стала тормозом развития нашего общества. Исполнительный аппарат, вопреки Конституции СССР, стал принимать на себя законодательные функции. Уже со второй половины 20-х годов начались аресты участников внутрипартийной оппозиции.

ПИ: В ходе беседы мы затронули два аспекта политического развития страны: причины формирования тоталитарной системы; массовые репрессии. Происходящее тогда не было страданием одного человека, это была трагедия целого народа. Лидеры и рядовые, знаменитые и неизвестные – сколько их осталось на горькой дороге потерь.

ПЛ: Историю не перепишешь заново. Исторический путь нашей страны был труден, полон драматизма, напряженного труда, великих побед и достижений Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Что же мы знаем о А. И. Солженицыне?

                         Литератор1.. Александр Солженицын родился в 1918 году, в первый год после революции. И за долгую, почти девяностолетнюю жизнь  он пережил многое.

Он лишился отца еще до своего  рождения; тот, офицер царской армии,  погиб  за несколько месяцев до рождения сына. Мать получила образование в Петербурге, знала несколько европейских языков, была  верным другом своему сыну, многое сделала для его духовного становления.    

В 1941 году Солженицын окончил физмат Ростовского университета, одновременно учился заочно в Московском историко-философском литературном институте.

В октябре 1941 году начался его фронтовой путь. Сражался храбро, боевой офицер, награжден орденом Красного Знамени.

                         Литератор 2:  В феврале 1945 году  Солженицын был арестован в Восточной Пруссии за критику Ленина «Вовки» и Сталина «Пахана». Его письма к другу юности были засечены цензурой, и этого было  вполне достаточно для его ареста. «Враг народа»  был изобличен. Он получил 8 лет и 3 года ссылки по статье 58-10 и 58-11. Лагеря, спецтюрьма, «шарашка» (специнститут в пригороде Москвы), заболевание раком, излечение.

В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Один день Ивана Денисовича".

После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет.

                        Литератор3: В 1969 г.  его исключили из Союза писателей, а в  1970 году он  был удостоен Нобелевской премии. Солженицын не поехал на вручение премии, потому что был уверен в том, что ему не разрешат вернуться в Россию. А в феврале 1974 года (после выхода 1-го тома романа «Архипелаг ГУЛАГ») он был  обвинен в измене родине, арестован  и выслан за границу. Солженицыну было 55 лет.  За границей плодотворно работал, писал историю  страны.

В  1994 году вернулся в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. В 2008 году писателя не стало. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»   был задуман еще в лагере (зима 1950-1951 года, Экибастузский  Особлагерь) и первоначально носил название «Щ-854; (Один день одного зэка»). Вся страна читала и обсуждала этот рассказ, ведь впервые в русской литературе  появилось произведение, рассказывающее о жизни одного   из невинно репрессированных во времена культа личности Сталина.  Рассказ шокировал, поражал своей горькой, страшной правдой. (Приложение 3)

ПЛ читает стихотворение:

Николай Браун

Вышла книга.

В свет.

В эпоху.

К современникам на суд.

Пусть по голосу,

По вздоху,

Не в родню к чертополоху, –

В добрый список занесут.

Книга… Что это такое?

Книга? Не набор страниц,

Это царство непокоя,

Рокот грома, взлет зарниц,

Сердца стук и слов сраженье,

Рифмы звон, как звон мечей,

Страсть, порыв, изнеможенье

Сквозь бессонницу ночей.

Это слез, любви и гнева

Пережитая глава,

Ветка жизненного древа,

Воплощенная в слова.

Это музыки дыханье,

Это шелесты листвы,

Звезд полночных полыханье,

Дрожь рассветной синевы.

Вы коснитесь книги этой

Осторожно,

Не спеша:

В ней живет душа поэта,

Обнаженная душа.

– Давайте, ребята, прикоснемся и мы к этой книге, прикоснемся с трепетом, ведь за страницами этой книги судьба не только самого И.А.Солженицына, но и судьбы миллионов людей, прошедших лагеря, переживших репрессии.

Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день в подробностях, в мельчайших подробностях, притом день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь. И даже не надо нагнетать каких-то ужасов, не надо, чтоб это был какой-то особенный день, а — рядовой, вот тот самый день, из которого складываются годы. Задумал я так, и этот замысел остался у меня в уме, девять лет я к нему не прикасался и только в 1959, через девять лет, сел и написал. … Писал я его недолго совсем, всего дней сорок, меньше полутора месяцев. Это всегда получается так, если пишешь из густой жизни, быт которой ты чрезмерно знаешь, и не то что не надо там догадываться до чего-то, что-то пытаться понять, а только отбиваешься от лишнего материала, только-только чтобы лишнее не лезло, а вот вместить самое необходимое[3].

ПЛ. Каким образом показана А.И.Солженицыным в рассказе «Один день Ивана Денисовича» система лагерной жизни?

                  Литератор 4. Читая это произведение, я многое узнал о социальной системе лагерной жизни. Во-первых,  прочитал о Гулаге. ГУЛАГ – Главное управление исправительно-трудовых лагерей было образовано в СССР в 1930 г. Первенцем в этой системе стал Соловецкий лагерь, где уже в 1930 г. находилось около 100 тыс. человек. Только за период 1937-1950 гг. в лагерях побывало  около 9 миллионов человек. В конце 30-х гг. опережающими темпами в составе заключенных росла численность интеллигенции. Всего же по политическим мотивам за годы сталинских репрессий через лагеря, колонии и тюрьмы прошло 3,4-3,7 млн. человек. Я познакомился с документами, в которых описывается заключенными лагерь. А.И.Солженицын очень подробно показывает в своем произведении систему лагерной жизни.

ПЛ: Лагерь уничтожает в человеке внутренний мир, нравственную свободу. Как же человек существует в таких условиях?

Литератор. У Солженицына очень хорошо показаны условия жизни заключенных. На примере  главного героя Шухова можно увидеть,  как существует человек за колючей проволокой. Шухов сосредоточен только на одном – выжить. Живет в согласии с собой. Ему доверяют, потому что знают, что он честный, порядочный. В лагере работает добросовестно. Работая, ощущает прилив энергии и сил. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогает ему выстоять.

Чтение отрывка произведения.

Солженицын показал в своем рассказе счастливый день зека. Что, с вашей точки зрения, подразумевает автор под понятием «почти счастливый день»?

Литератор. Главное для Шухова – выстоять, продержаться, не погибнуть. На это направлены все мысли и все действия. Во что бы то ни стало надо поддерживать в себе силы. Поэтому и был доволен этим днем Шухов: «На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выслали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил, и не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось... Почти счастливый день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье.

ПЛ. Как вы думаете, это рассказ о том, как страдали, или о том, как удается выжить, сохраняя себя человеком?

- Разговор, конечно, идет и о том, как  страдали осужденные, но Шухов-рассказчик  ненавязчиво показывает нам, почему ему удается выжить, удается оставаться человеком.

ПЛ. Что помогает Шухову остаться человеком?

Группа литераторов. Шухов сохранил достоинство, он сумел в адских условиях, несмотря на обиду и несправедливость, остаться человеком, сохранив то, что на досмотре не отнимешь – ценности духовные (совестливость,  человеческое достоинство). Он не доносит на солагерников, не вылизывает чужие тарелки, не унижается из-за табака. Выжить и сохранить человеческое достоинство    ему помогает работа. Да, пусть каторжная, но работа.

ПЛ. Рассказ Солженицына – это горькая правда нашей общей истории, которую надо обязательно знать, чтобы не повторилась та трагедия, через которую пришлось пройти советским людям. Но не только ради знания истории следует изучать это произведение. Жизнь обыкновенного, рядового заключенного учит нас, как оставаться человеком при любых обстоятельствах, как сохранить внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства.

Анализируя исторические и литературные факты, мы смогли убедиться, что люди и здесь (в Лагере) живут, стремясь понять друг друга и поддержать, как могут,  действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью. Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но, все же, не ценой утраты души, или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. «Душа и колючая проволока». И в этом величие души человека за колючей проволокой! В этом моральная победа зека-одиночки над всесильным тоталитарным режимом.

IV. Этап закрепления знаний.

Сейчас вашим группам предстоит выполнить творческое задание:

Историкам, пользуясь сведениями, полученными на уроке написать аналитическую справку:

– Как же система относилась к человеку, и как человек взаимодействовал с ней?

Литераторам, необходимо ответить на вопрос

– Какие качества помогали человеку оставаться человеком даже в невыносимых условиях   колючей проволоки?

V. Подведение итогов урока.

Учитель истории. Сегодня на уроке мы убедились в том, что всегда были и есть люди, не утратившие совести, памяти, творческих способностей. Они духовно противостоят бездушной государственной системе, сохраняют не только мужество, но и свободу мысли. А потому, как ни старалась система согнуть, сломать человека, ей это не удалось! В недалеком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать все необходимое, чтобы не повторились те страшные годы XX века.

VI. Домашнее задание

Написать эссе на тему « Сохранение памяти» используя материалы по истории, литературе, обществознанию.

ПЛ.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

  Привлечь интерес  учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в ...

Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»)...