Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Омельченко Людмила Ивановна

 

  Привлечь интерес  учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в ос­нову повести «Один день Ивана Денисовича», и увлечь учащихся прочтением текста повести; подвести учащихся к осмыслению   тра­гической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. РАЗДУМЬЯ НАД ПОВЕСТЬЮ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

Оформление урока: портрет А. И. Солженицына; вы ставка книг, газетных публикаций, презентация, отзывов о писателе.

Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству

А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в ос нову повести «Один день Ивана Денисовича», и увлечь учащихся прочтением текста повести; подвести учащихся к осмыслению тра гической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Эпиграф:

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в за дыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.

                                                                                                             В. Астафьев

I. Слово учителя.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечест ва, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?..

Ни одна из этих «ролей» ему не подходит.Александр Исаевич Солженицын - выдающийся русский пи сатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в

 60-е годы XX века, в период «хрущевской оттепе ли», затем исчезло на многие годы.

Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным.

Рассказы «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и... принесли автору мировую известность. А в 1970 году А.И.Сол женицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Каза лось, что справедливость восторжествовала.

... Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выхо дом 1-го тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был на сильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт-на- Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

Что же о нем известно?

II.Презентация о жизни и творчестве  писателя.

  1. Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодске.

Со стороны отца Солженицын происходил из старинного кре стьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семенович учился в Харькове, затем в Москве, воевал в первую мировую вой ну, был

награжден Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.

Мать Гаисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторяни на на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: учи лась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

В 1924 г. Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала в г. Ростов-на-Дону. В школе юный Александр Солженицын - старос та класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка.

  1. А. И. Солженицын - образованнейший человек. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заоч но учился в Московском институте истории, философии и литерату ры, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г. Ростова).

В 1941 году А. И.Солженицын стал солдатом, потом курсан том офицерской школы в городе Костроме.

Фронтовыми дорогами он прошел от Орла до Восточной Пруссии.

Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин ко мандиру «звукобатареи» Солженицыну: «...Солженицен был дисциплинирован, требователен... Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) - вторая фронтовая награда.

И вдруг... арест, восемь лет в оцепленных колючей проволо кой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем.) Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада», стал свидетелем вос стания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочи нивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданно узнал, что смертельно болен.

В 1952 г. лагерный врач прооперировал Солженицына по по воду злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закон чилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда - умирать. А меня вернули пожить еще», - так написал Солже ницын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.

Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сего дняшнего дня уверен: «Пока я пишу - у меня отсрочка».

3. Литературный дебют А. И. Солженицына. Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир» (1962 г.) была напе чатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая клас сикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Одщцдень одногоззка}»

A.T. Твардовский (в то время главный редактор журнала «Но вый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу по вести А. Солженицына, необычен... Он несет отзвук тех болезнен ных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанно го... культа личности...»

      Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Дени совича»: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично... Это произведение ху дожественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценно сти, документом искусства».

Этот «документ искусства» был написан за  месяц    с небольшим

«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, вое вавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не си девшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Осо бом лагере. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлин ными биографиями»

                                                                                       (Я. Паламарчук).

  1. Краткий пересказ повести «Один день Ивана Денисо вича».

Автор, герой повести Шухов, а вслед за ними и мы в Особом лагере для «политических».

Январь. 1951 год.

  1. Думаем и размышляем над прочитанными страницами.
  1. Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чем беда его? В чем вина?

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо- Западном окружили их армию всю... И так их помалу немцы по ле сам ловили и брали... Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине - и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание - ни Шу хов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание».

  1. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть по живешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого се бя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

  1. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за лагерной действительностью.
  1. Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести чело век»...
  2. Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время - июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена... Каша не каша, а идет за кашу...»
  3. На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тю рина (в которой и Шухов) собирается на работу... Бесконечные про верки и досмотры.
  4. Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор... Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлако блок... И уж он схвачен, примерз...

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше...»

  1. Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.
  1. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

  1. Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излав ливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обминул, теперь отбы вает срок тихо».

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факуль тета...

Баптист Алешка...

Бригадир Тюрин...

Капитан Буйновский...

Кинорежиссер Цезарь Маркович...

Шестнадцатилетний юноша Гопчик...

6.        А. Солженицын описал лагерный мир одним днем. И каким?

Герой повести считал день удачным, почти счастливым.

«На дню у него [Шухова] выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали... бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался... И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

А вот авторская оценка прошедшего дня: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три».

От таких дней становится жутко.

7.        Кто виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере «качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними - это не просто ошибки, это продуманная система репрессий - трагедия це лого поколения.

V. Домашнее задание.

Сформулируйте главную мысль повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Напишите свои раздумья.




  1. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за лагерной действительностью.
  1. Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести чело век»...
  2. Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время - июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена... Каша не каша, а идет за кашу...»
  3. На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тю рина (в которой и Шухов) собирается на работу... Бесконечные про верки и досмотры.
  4. Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор... Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлако блок... И уж он схвачен, примерз...

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше...»

  1. Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.
  1. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

  1. Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?


еницын был лично



76

73

72



Предварительный просмотр:

Тема. РАЗДУМЬЯ НАД ПОВЕСТЬЮ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

Оформление урока: портрет А. И. Солженицына; вы ставка книг, газетных публикаций, презентация, отзывов о писателе.

Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству

А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в ос нову повести «Один день Ивана Денисовича», и увлечь учащихся прочтением текста повести; подвести учащихся к осмыслению тра гической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Эпиграф:

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в за дыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию.

                                                                                                             В. Астафьев

I. Слово учителя.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын? Наставник, пророк или заступник? Почему в нем видели то спасителя Отечест ва, то врага народа, то консерванта «омертвевших литературных традиций», то разрушителя основ художественности, то учителя жизни?..

Ни одна из этих «ролей» ему не подходит.Александр Исаевич Солженицын - выдающийся русский пи сатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в

 60-е годы XX века, в период «хрущевской оттепе ли», затем исчезло на многие годы.

Он, Александр Исаевич Солженицын, посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни, произведения, которые сделали автора бешено популярным.

Рассказы «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела», роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус» вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы» и... принесли автору мировую известность. А в 1970 году А.И.Сол женицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Каза лось, что справедливость восторжествовала.

... Но в один из февральских дней 1974 года (в связи с выхо дом 1-го тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Солженицын был на сильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт-на- Майне приземлился самолет с единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

Что же о нем известно?

II.Презентация о жизни и творчестве  писателя.

  1. Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодске.

Со стороны отца Солженицын происходил из старинного кре стьянского рода на Северном Кавказе. Отец Исаакий Семенович учился в Харькове, затем в Москве, воевал в первую мировую вой ну, был

награжден Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождения сына.

Мать Гаисия Захаровна Щербак, дочь зажиточного хуторяни на на Кубани, получила прекрасное воспитание и образование: учи лась в Москве на сельскохозяйственных курсах кн. Голицыной.

В 1924 г. Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехала в г. Ростов-на-Дону. В школе юный Александр Солженицын - старос та класса, отчаянный футболист, поклонник театра и участник школьного драмкружка.

  1. А. И. Солженицын - образованнейший человек. Он окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Заоч но учился в Московском институте истории, философии и литерату ры, преподавал астрономию и математику в одной из школ города Морозовска (недалеко от г. Ростова).

В 1941 году А. И.Солженицын стал солдатом, потом курсан том офицерской школы в городе Костроме.

Фронтовыми дорогами он прошел от Орла до Восточной Пруссии.

Вот какую «боевую характеристику» дал генерал Травкин ко мандиру «звукобатареи» Солженицыну: «...Солженицен был дисциплинирован, требователен... Выполняя боевые задания, он неоднократно проявлял личный героизм, увлекая за собой личный состав, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) - вторая фронтовая награда.

И вдруг... арест, восемь лет в оцепленных колючей проволо кой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности Николаем Виткевичем.) Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада», стал свидетелем вос стания зэков в Экибастузе. Сосланный в Казахстан «навечно», сочи нивший несколько произведений (в уме), замысливший огромный роман о России, Солженицын неожиданно узнал, что смертельно болен.

В 1952 г. лагерный врач прооперировал Солженицына по по воду злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь не закон чилась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда - умирать. А меня вернули пожить еще», - так написал Солже ницын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила.

Впоследствии Солженицын признался, что вплоть до сего дняшнего дня уверен: «Пока я пишу - у меня отсрочка».

3. Литературный дебют А. И. Солженицына. Когда писателю было далеко за сорок, в журнале «Новый мир» (1962 г.) была напе чатана повесть «Один день Ивана Денисовича», сразу ставшая клас сикой «лагерной» прозы. Первоначальное название повести «Щ-854 (Одщцдень одногоззка}»

A.T. Твардовский (в то время главный редактор журнала «Но вый мир») писал: «Жизненный материал, положенный в основу по вести А. Солженицына, необычен... Он несет отзвук тех болезнен ных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанно го... культа личности...»

      Твардовский высоко оценил повесть «Один день Ивана Дени совича»: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично... Это произведение ху дожественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценно сти, документом искусства».

Этот «документ искусства» был написан за  месяц    с небольшим

«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, вое вавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не си девшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Осо бом лагере. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлин ными биографиями»

                                                                                       (Я. Паламарчук).

  1. Краткий пересказ повести «Один день Ивана Денисо вича».

Автор, герой повести Шухов, а вслед за ними и мы в Особом лагере для «политических».

Январь. 1951 год.

  1. Думаем и размышляем над прочитанными страницами.
  1. Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чем беда его? В чем вина?

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо- Западном окружили их армию всю... И так их помалу немцы по ле сам ловили и брали... Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине - и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание - ни Шу хов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание».

  1. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть по живешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого се бя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

  1. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за лагерной действительностью.
  1. Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести чело век»...
  2. Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время - июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена... Каша не каша, а идет за кашу...»
  3. На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тю рина (в которой и Шухов) собирается на работу... Бесконечные про верки и досмотры.
  4. Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор... Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлако блок... И уж он схвачен, примерз...

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше...»

  1. Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.
  1. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

  1. Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излав ливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обминул, теперь отбы вает срок тихо».

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факуль тета...

Баптист Алешка...

Бригадир Тюрин...

Капитан Буйновский...

Кинорежиссер Цезарь Маркович...

Шестнадцатилетний юноша Гопчик...

6.        А. Солженицын описал лагерный мир одним днем. И каким?

Герой повести считал день удачным, почти счастливым.

«На дню у него [Шухова] выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали... бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался... И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

А вот авторская оценка прошедшего дня: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три».

От таких дней становится жутко.

7.        Кто виноват в трагедии Шухова? И других тысяч людей?

Нет возможности заключенным добиться справедливости и правды. Бесполезно и бессмысленно в лагере «качать свои права». Люди начинают догадываться, что произошедшее с ними - это не просто ошибки, это продуманная система репрессий - трагедия це лого поколения.

V. Домашнее задание.

Сформулируйте главную мысль повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Напишите свои раздумья.




  1. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за лагерной действительностью.
  1. Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести чело век»...
  2. Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время - июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена... Каша не каша, а идет за кашу...»
  3. На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тю рина (в которой и Шухов) собирается на работу... Бесконечные про верки и досмотры.
  4. Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор... Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлако блок... И уж он схвачен, примерз...

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше...»

  1. Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.
  1. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

  1. Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?


еницын был лично



76

73

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

Концепты "дом" и "не дом" в ранних произведениях А. И. Солженицына: в рассказе "Матренин двор" и в повести "Один день Ивана Денисовича".

Изучение творческого наследия  А. И. Солдженицына в средней школе представляет интерес, поскольку это писатель, чье творчество во многом не просто связано с фактами собственной биографии, но...

Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

Тема трагической судьбы человека (на примере повести А.И. Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»)...

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича»

Урок позволит раскрыть своеобразие звучания "лагерной" темы в творчестве А.И. Солженицына...

Урок в 11 классе по литературе "Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Урок в  11 классе по литературе"Остаться человеком"(по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Остаться человеком..." (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ..."...