Главные вкладки

    Игра для учащихся основной школы "Истинно народный поэт"
    методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Гущина Татьяна Владимировна

    Игра посвящена жизни и творчеству И.А.Крылова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra_po_tvorchestvu_i.a.krylova.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гущина Татьяна Владимировна,

    преподаватель СПб ГБОУ СПО «Хоровое училище имени М.И.Глинки (техникум)»

    «Истинно народный поэт»

    Литературная игра для учащихся 6-8 классов основной школы

    Ведущий: «Мы не знаем, что такое Крылов», - сказал А.С.Пушкин о знаменитом баснописце.

    1. Представление команд (1-3 балла). Оценивается название команды, её девиз, эмблема и приветствие команде противников. Команд 2-4.

    Подведение итогов 1 конкурса.

    2. Разминка «Знаешь ли ты биографию Крылова?» (Вопросы на 1 балл. Всего – 6 баллов).

    3 вопроса от команд (домашнее задание) и три вопроса команды вынимают из коробочки.

    1.Когда и где родился И.А.Крылов?

    2. В какой семье родился будущий баснописец?

    3. Какое образование получил Крылов?

    4. Когда и как Крылов впервые оказался в Петербурге?

    5. В каком литературном жанре работал молодой Крылов? Какие произведения , созданные Крыловым, вам известны?

    6. Какие журналы издавал Крылов?

    7. Где побывал Крылов в период с 1791 по 1801 годы? Чем он занимался в это время?

    8. В каком году Крылов возвратился в Петербург?

    9. Когда вышла первая книга басен Крылова? Сколько всего книг басен написал Крылов?

    10. Расскажите о его работе в Публичной библиотеке.

    11. Когда и где умер Крылов? Где он похоронен?

    Подведение итогов 2 конкурса (разминки).

    3. Ведущий:  Впервые И.А.Крылов приехал в Санкт-Петербург в 1782 году.

    Назовите петербургские адреса Крылова. (За каждый правильный ответ – 1 балл).

    Подведение итогов 3 конкурса.

    4. Ведущий: В 1806 году Крылов возвратился в Петербург. Через несколько лет появится первая басня Крылова. Наступил новый этап в жизни и творчестве Крылова. Основой языка басен Крылова стала народная речь. Именно в них Пушкин нашёл характерные для русского народа «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» Многие фразы из басен Крылова вошли в народную речь и стали поговорками. Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».

    Откуда эти крылатые выражения? (За каждый правильный ответ – 1 балл).

    1) А Васька слушает, да ест.

    2) А вы, друзья, как ни садитесь,

        Всё в музыканты не годитесь.

    3) А жаль, что не знаком

        Ты с нашим петухом.

    4) А ларчик просто открывался.

    5) Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

        А сапоги тачать пирожник.

    6) Великий зверь на малые дела.

    7) Вперёд чужой беде не смейся, голубок!

    8) Да только воз и ныне там.

    9) Избави бог и нас от этаких судей!

    10) Как белка в колесе.

    11) Как счастье многие находят

          Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.

    12) Когда в товарищах согласья нет,

          На лад их дело не пойдёт.

    13) Наделала Синица славы,

          А моря не зажгла.

    14) Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

    15) От радости в зобу дыханье спёрло.

    16) Рыльце у тебя в пуху.

    17) Сильнее кошки зверя нет!

    18) Слона-то я и не приметил.

    19) Спой, светик, не стыдись!

    20) Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

    21) Ты сер, а я, приятель, сед.

    22) У сильного всегда бессильный виноват.

    23) Хоть видит око,

          Да зуб неймёт.

     Подведение итогов 4 конкурса.

    5. Инсценировка басни. (Оценивается  знание басни, актёрское мастерство, костюмы.)

    (За каждый критерий – от 1 до 3 баллов. Всего: 1-9 баллов)

    8.Крылов в музыке. Какие басни Крылова положены на музыку и кто является автором этих произведений? (Оценивается точность и полнота ответа).

    9. Подведение итогов. Награждение команд.

    Ответы

    Разминка «Знаешь ли ты биографию Крылова?»

    1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля (14 февраля) 1769 года в Москве. (Дата и место рождения предположительны)
    2.  Будущий баснописец родился в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778) умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 году отличился при Осаде Яицкой крепости; защите Яицкого городка от Е.Пугачёва и его армии, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна Крылова (1749-1788), после смерти мужа осталась вдовой с двумя малолетними детьми.
    3. Образование будущий баснописец получил скудное. Грамоте выучился дома (отец был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей (Львовых). По другим сведениям, посещал Тверское училище. Но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещённых людей своего времени. Например, Крылов умел играть на скрипке, знал по-итальянски. Пушкин писал: «…Крылов знает главные европейские языки и , сверх того, он, как Альфиери, пятидесяти лет выучился древнему греческому».
    4. После смерти отца семья осталась без средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. На плечи мальчика ложится забота о пропитании матери и младшего брата, который с той поры стал называть его тятенькой. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 году было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже не удалось ничего добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казённой палате. Крыловы остались в Петербурге до августа 1783 года.
    5. На протяжении 1785-1788 годов написал трагедии «Клеопатра» (1785) и «Филомела (1786), комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» (1787-1788).
    6. В 1789 году, в типографии И.Г.Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». В этом журнале переводные письма и оригинальные объединены общей фабулой. Журнал «Почта духов» продолжил традиции русской сатирической журналистики и стал одним из самых значительных достижений Крылова, просветителя и прозаика. Журнал просуществовал только 8 месяцев. Этот журнал имел только 80 подписчиков. В 1802 году журнал вышел 2 изданием. В 1792 году Крылов создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневной тематики. В нём появились замечательные произведения: «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве» и др. Но и этот журнал просуществовал недолго – в этом же году издание журнала пришлось прекратить.
    7. В 1791-1801 годах Крылов отошёл от журналистской деятельности. В конце 1793 года Крылов уехал из Петербурга, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. В 1797году он встретился в Москве с князем С.Ф.Голицыным и уехал к нему в имение в качестве учителя детей и секретаря. В 1801 году Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. Осенью 1803 года снова подаёт в отставку и уезжает к брату в Серпухов.
    8. В Петербург И.А.Крылов возвращается в 1806 году, где установил новые литературные связи: обрёл близкий дружеский круг в обществе А.Н.Оленина, Н.И.Гнедича, А.А.Шаховского, К.Н.Батюшкова, написал комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807).
    9. Первая книга басен Крылова вышла в 1809 году. Она включала 23 басни. Всего Крыловым было создано 9 книг, включивших в себя более 200 басен.
    10. В 1812 году Крылов был зачислен помощником библиотекаря в только что открывшуюся Публичную библиотеку, где, получая должности, чины и награды, прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841 году. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.
    11. Скончался И.А.Крылов 9 ноября 1844 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

    Петербургские адреса Крылова.

    1.Садовая улица, напротив Гостиного двора (жил 25 лет)

    2. 1 линия Васильевского острова, дом 8 (жил последние годы)

    3. Набережная Фонтанки, дом Державина. Здесь собиралось общество «Беседа любителей русского слова» и чуть дальше – литературный салон в доме Олениных.

    4. Исаакиевская площадь (жил во время войны с Наполеоном)

    5. Дворцовая площадь, дом 2 (жил в 1791-1794 годах). Здесь находилась его типография «Типография Крылова со товарищи».

    Откуда эти крылатые выражения?

    1. «Кот и повар»
    2. «Квартет»
    3. «Осёл и Соловей»
    4. «Ларчик»
    5. «Щука и кот»
    6. «Воспитание льва»
    7. «Чиж и Голубь»
    8. «Лебедь, Щука и Рак»
    9. «Осёл и Соловей»
    10. «Белка»
    11. «Две собаки»
    12. «Лебедь, Щука и Рак»
    13. «Синица»
    14. «Лисица и Осёл»
    15. «Ворона и лисица»
    16. «Лисица и Сурок»
    17. «Мышь и крыса»
    18. «Любопытный»
    19. «Ворона и лисица»
    20. «Волк и ягнёнок»
    21. «Волк на псарне»
    22. «Волк и ягнёнок»
    23. «Лисица и виноград»

    7. Басни Крылова положены на музыку А.Г.Рубинштейном (Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и муравей», «Квартет»). Ю.М.Касьяником был создан вокальный цикл для баса и фортепиано (1974) «Басни Крылова» («Ворона и лисица», «Прохожие и собаки», «Осёл и соловей», «Две бочки», «Троежёнец»).

    Приложение

    Материалы для подготовки к игре

    1. Домашнее задание: 1) выучить биографию И.А.Крылова, подготовить 3 интересных вопроса, посвящённых жизни Крылова, команде противника; 2) узнать, где в Петербурге жил И.А.Крылов; 3) перечитать басни Крылова; 4) подготовить инсценировку одной басни Крылова; 5) узнать, на основе каких произведений Крылова были созданы и кем музыкальные произведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по подвижным и народным играм для учащихся 6-ого класса

    Подвижные игры развивают основные физические качества -быстроту, силу, ловкость.Воспитывают чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи....

    Стратег основная образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности по обучению основ шахматной игры для учащихся 11 -15 лет Срок реализации 3 года

    Обучение шахматам содействует  не только достижению уровня шахматной подготовки, но и формированию критичности мышления и объективности самооценки, развитию способности планировать собственные де...

    1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

    Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

    презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

    Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

    Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

    Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....

    Народный поэт Башкортостана Кадим Аралбай. Встреча с поэтом в лицее №9 г. Сибай.

    Статья "Глоток чистой воды" о встрече с писателями Башкортостана Кадимом Аралбаевым и другими в стенах лицея №9 г. Сибай. Мероприятие проведено в сентябре 2016 года....