Конспект урока "Противопоставление добра и зла в рассказе Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Калашникова Любовь Николаевна

Добро и зло! Между ними происходит постоянная борьба.Человек - виновник зла, но он  же и тот, кто  это зло победит, осуществит один из главных заветов Бога - возлюби ближнего, как самого себя. Божественные книги помогли Тимофею повернуться лицом к людям, сблизиться с ними. Добро восторжествовало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_10_klass.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе на тему «Противостояние добра и зла в рассказе

Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика».

Цели:   1. Создать эмоционально-положительный настрой на восприятие

                   изучаемого литературного произведения.

              2. Способствовать формированию эмоционально-личностного отношения

                   учащихся к нравственным идеалам автора рассказа.

              3. Учить различать добро и зло.

               4. Вырабатывать умение прощать врагов.

               5. Формировать нравственный (христианский) идеал.

               6. Способствовать созданию условий (психологических) для личностного  

                    Роста каждого ученика.                                    

Оборудование : словари, текст стихотворения Н. Рериха »Ошибаешься, мальчик! Зла – нет».

ХОД УРОКА.

                                     Верю я: придет пора –

                                   Силу подлости и зла

                                                                                      Одолеет дух добра.  

                                           Б. Пастернак.

Прочитайте эпиграф и скажите, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке?

Составьте ассоциативный ряд к словам добро и зло.

Запись на доске (опора на антонимы).

              ДОБРО

                               ЗЛО

милосердие

жестокость

всепрощение

мстительность

духовность

бездуховность

добродетельность

порочность

отзывчивость

равнодушие

нравственность

безнравственность

человеколюбие

гордыня

радость

зависть

верность

измена

любовь

подлость, предательство

смелость

трусость

трудолюбие

лень

искренность

лицемерие

тепло

холод

оптимизм

пессимизм

Какой можно сделать вывод? (Все положительное, что есть в человеке, - добро, а все отрицательное – зло.)

А как сосуществуют между собой добро и зло?

В какой форме  проявляется эта борьба? (Внутри души одного человека, в душе; между двумя людьми; между человеком и группой людей).

Обращались ли мы на уроках литературы к вопросам добра и зла? Нова ли эта тема в литературе?

Приведите примеры.

П. Вернемся к ассоциативному ряду написанных слов и посмотрим в Словаре Ожегова, что такое духовность.

Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

А что такое нравственность?

Это духовные качества, которыми руководствуется в жизни человек, правила поведения, определяемые этими качествами.

Какого человека мы можем назвать нравственным человеком?

А много ли в жизни идеально нравственных  людей?

И все-таки есть НЕКТО, кто в идеале обладает всеми чертами нравственного человека.

Кто же это? (Бог.)

В Библии сказано, что Бог создал людей по образу и подобию своему.

Как вы это понимаете? (Видимо, Бог имеет такой же внешний вид, как и человек. Наверное, Бог, сам являясь человеком нравственным, создал людей такими, которые жили бы по нравственным законам, выполняли бы божественные заповеди,  которые были записаны в Библии.)

Получается, что Бог вселил в души людей только добро.

Так откуда же взялось зло?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к стихотворению Николая Рериха «Ошибаешься,  мальчик! Зла  - нет».

Ошибаешься, мальчик! Зла – нет.

Зло сотворить Великий не мог.

Есть лишь несовершенство.

Но оно так же опасно, как то,

Что ты злом называешь.

Князя тьмы и демонов нет,

Но каждым поступком

Лжи, гнева и глупости

Создаем бесчисленных тварей,

Безобразных и страшных по виду,

Кровожадных и гнусных.

Они стремятся за нами,

Наши творенья! Размеры

И вид их созданы нами.

Берегися рой их умножить.

Твои порожденья тобою

Питаться начнут.  Осторожно

К толпе прикасайся. Жить трудно,

Мой мальчик, помни приказ:

Жить, не бояться и верить.

Остаться свободным и сильным.

А после удастся и полюбить.

Темные твари все это очень

Не любят. Сохнут и гибнут тогда.   (1916 г.)

Что  утверждает  Рерих в своем стихотворении? (Дьявола нет, есть только Бог, а дьявол – это проявление худших черт самого человека, что сам человек – виновник зла. Но он же и тот, кто это зло победит, осуществит один из главных заветов Бога – возлюби ближнего, как самого себя).

Давайте обратимся к рассказу Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика» и посмотрим, из-за чего зародилась ненависть,  одно из проявлений зла, в душе Тимофея?

Какое наказание понес он за свой поступок?

Насколько сильна была его обида?

Что помогло ему повернуться лицом к людям, сблизиться с ними?

Как решили жить Тимофей и его новый друг?

Ушли ли ненависть и гнев из души Тимофея после этого?

Почему друг Тимофея, хотя гораздо «хуже знал Писание и не все понимал в нем», решился помочь ему и убедить его в необходимости прощения?

Зачитать, что говорится в Новом Завете и к чему призывает рассказчик своего товарища.

 В каком предложении заключена главная мысль?

Но в душе Тимохи продолжает жить ненависть, то есть зло. Самое страшное то, что он не только не желает избавиться от этого порока, но и использует Ветхий Завет в свое оправдание.

Найти и зачитать.

Однако большая часть его души доброжелательна, в ней живут милосердие и сострадание. Докажите это, используя текст.

Что явилось причиной «чуда», ставшего началом его  духовного возрождения?

Почему же тогда рассказчик говорит: »Друг мой  загордел и теперь за то путается…»? Какие поступки, угодные Богу, совершает Тимофей перед Рождеством?

Чем для себя объясняет Тимофей отсутствие Бога?

Кого же еще надо было пригласить?

Зачитайте сцену появления дядя.

Что понял Тимофей, увидев дядю?

Почему Господь помог осуществить встречу дяди с племянником?

В каком случае Добро восторжествует над Злом?

Добро восторжествовало.

Да! С нами Бог, - не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне , и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь – средь суеты случайной,

В потоке мутном жизненных тревог

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло, мы вечны; с нами Бог!

                                    Вл. Соловьев, 1892 г. ( «С нами Бог (Иману_Эль»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева Кусака.МОУ СОШ №15г. Жуковский учитель Суркова Ирина Николаевна

Познакомить с тестом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока.Расширять активный запас слов учащикся, объясняя значения этических терминов.Способствовать воспитанию добр...

"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"

Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...

Святочный рассказ Н.С.Лескова "Христос в гостях у мужика"

 В этом году шестиклассникам был предложен  святочный рассказ Н,С.Лескова  «Христос в гостях у мужика».   Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празд...

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»

Конспект урока литературы в 7 классе...

Конспект дистанционного урока литературы в 7 классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

На данном уроке происходит знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым; осмысление содержания рассказа «Юшка»; размышление о природе любви к ближнему, о добре и ...

Н.С. Лесков. «Христос в гостях у мужика».

Текст произведения и его анализ...

Знакомство с профессией инженер-технолог через рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил

Цель: знакомство с  профессией инженер-технологЗадачи:1.Рассмотреть особенности профессии инженера-технолога не только через  теоретический материал, но и через произведения художественной л...