Знакомство с профессией инженер-технолог через рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Инякина Наталья Анатольевна

Цель: знакомство с  профессией инженер-технолог

Задачи:

1.Рассмотреть особенности профессии инженера-технолога не только через  теоретический материал, но и через произведения художественной литературы.

2. Познакомиться с выдающимися инженерами нашей страны

3.Формировать ценностное отношение обучающихся к себе, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию.

Оборудование: интерактивный комплекс, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_professiey_inzhener-tehnolog.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с  профессией инженер-технолог через рассказ М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»

Цель: знакомство с  профессией инженер-технолог

Задачи: 

1.Рассмотреть особенности профессии инженера-технолога не только через  теоретический материал, но и через произведения художественной литературы.

2. Познакомиться с выдающимися инженерами нашей страны

3.Формировать ценностное отношение обучающихся к себе, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию.

Оборудование: интерактивный комплекс, карточки.

Ход занятия

1.Знакомство с понятием «инженер-технолог»

- Посмотрите на предметы на столе, как вы думаете,  без представителей  какой профессии было бы невозможно создание  этих объектов?

 (У каждой группы детей  на столах: наушники, часы, калькулятор, картинка с изображением велосипеда).

- Это профессия – инженер.

В производстве, на работе,

Чтоб во всем порядок был,

Нужен опытный работник,

Инженером он прослыл.

Инженером быть почетно.

Производственный процесс

Должен вызывать в рабочих

Неподдельный интерес.

Инженер за все в ответе

От эскиза до винта,

 И поэтому, ребята,

Инженером буду я.

- Так с какой профессией мы сегодня будем знакомиться на занятии?

(инженер)

-У каждой группы есть карточки, которые вы должны заполнить в течение занятия. Итак, тема нашего занятия «Инженер». Запишите, пожалуйста, на карточках название профессии.

- Попробуйте сначала описать эту профессию  самостоятельно. Кто такой инженер? Чем он занимается?

-  Название этой профессии произошло от латинского слова «ingenium», которое в переводе на русский язык означает «способный изобретать». Т.е. инженер - это человек, которому под силу создать нечто новое.

-  Все электронные и механические устройства, без которых нельзя представить жизнь современного человека, созданы благодаря работе коллективов людей именно этой профессии.

- Представьте, каким был бы мир без инженеров? Давайте мысленно «уберем» в классе всё то, что создано трудом инженеров.

- Внутри каждой профессии можно выделить специальности: инженер - связи, инженер-технолог, инженер-механик, инженер-конструктор. инженер-физик, инженер-изобретатель, инженер-проектировщик, инженер-эколог, инженер-программист и др.

Как вы думаете, как будет называться специальность инженера, который улучшает производственные технологии?

(инженер-технолог)

- Познакомимся с особенностями данной специальности, а в этом нам поможет сайт «Проектория»:

https://proektoria.online/catalog/professions/inzhener-tehnolog

Я – инженер-технолог. Моя задача – придумать и разработать всю цепочку появления на свет продукта. Какого продукта? Да, любого! В этом и есть уникальность профессии. Свои знания я могу применять почти во всех известных человечеству сферах: от производства солнечных панелей до нового состава соуса для кафе или ресторана. Мне говорят, что нужно получить на выходе, а я уже придумываю, как этого добиться.

Инженер-технолог - специалист широкого профиля. Если я тружусь на автомобильном заводе, то могу настраивать роботов-сварщиков или задавать параметры, чтобы кибер-маляры нанесли столько лака на машину, сколько нужно. А на кондитерской фабрике мне уже нужно регулировать аппараты по подаче крема на коржи, скорость конвейерной ленты, температуру печей. Причём всю эту производственную цепочку строю я. Хороший инженер-технолог может снизить затраты на производство товара. Но чтобы стать таким, мне нужно не только отучиться на эту профессию в вузе, но и разобраться на месте во всех хитростях создания продукта.

Чем больше население планеты, тем больше товаров требуется. Удовлетворить спрос можно только массовым производством. А это подразумевает использование конвейерной сборки, которую должен налаживать и контролировать инженер-технолог. Поэтому уже сегодня моя профессия -- одна из самых высокооплачиваемых на производствах.

- Какие проблемы решает инженер-технолог? Сформулируйте проблемы по данному тексту с помощью вопросительных слов.

Что делать…

Откуда…

Зачем…

Кому выгодно…

Когда будет…

Как объяснить…

Почему…

Как связаны…

Как влияет…

Что будет, если…

Возможно ли…

- Как вы думаете, какими способностями и  качествами должен обладать инженер-технолог?

 (зрительная память, техническое мышление, математический склад ума, математические способности, хороший глазомер, внимательность, ответственность, наблюдательность, воображение, изобретательность).

-Выберите из перечисленных пунктов на карточках обязанности инженера-технолога, плюсы и минусы этой профессии.

Профессия инженер-технолог

В обязанности инженера-технолога входят:

  • выбор оборудования для предприятия;
  • ведение технической документации (чертежи готовых изделий, схемы изготовления товара, производственные расчеты и пр.);
  • контроль качества продукции;
  • устранение неполадок, вызвавших изготовление бракованной продукции;
  • введение в производственный процесс новых технологий, способных сделать товар конкурентоспособным (улучшение и удешевление производственных технологий) и пр.;
  • испытание нового продукта и запуск серийного производства.

Таким образом, инженер знает необходимую информацию о станках, инструментах и приспособлениях, которые используются при изготовлении продукта, понимает технический процесс его создания

Плюсы:

  • карьерный рост;
  • достойная зарплата;
  • официальное трудоустройство, полный соцпакет и льготы;
  • Возможность создания новых технологий производства.

Минусы:

  • высокая ответственность;
  • ненормированный рабочий день, переработки;
  • высокий уровень стресса.

Проверка: зачитывают, что отметили в карточках.

-Молодцы, у каждого по три карточки с изображением людей, на обратной стороне написано, кто эти люди и чем они занимались. Выберите тех, кого можно назвать инженером-технологом и наклейте в вашу карту урока.

Дополнительный материал для учителя: Как известно, идею парашюта предложил еще Леонардо да Винчи, а спустя несколько веков, с появлением воздухоплавания, начались регулярные прыжки из-под воздушных шаров: парашюты подвешивались под ними в частично раскрытом состоянии. В 1912 году американец Бэрри смог с таким парашютом покинуть самолет и, что немаловажно, живым опустился на землю.

Проблему решали кто во что горазд. Например, американец Стефан Банич изготовил парашют в виде зонта с телескопическими спицами, которые крепились вокруг туловища пилота. Эта конструкция работала, хотя все равно была не очень удобна. А вот инженер Глеб Котельников решил, что все дело в материале, и сделал свой парашют из шелка, упаковав его в компактный ранец. Котельников запатентовал свое изобретение во Франции в преддверии Первой мировой войны.

Но кроме ранцевого парашюта он придумал еще одну интересную вещь. Раскрываемость парашюта он испытывал, раскрывая его во время движения автомобиля, который буквально вставал как вкопанный. Так Котельников придумал тормозной парашют в качестве системы аварийного торможения для самолетов.

Дополнительный материал для учителя: Владимир Зворыкин родился в купеческой семье города Мурома. Мальчик имел возможность с детства много читать и ставить всякие опыты — эту страсть к науке отец всемерно поощрял. Начав учиться в Петербурге, он узнал об электронно-лучевых трубках и пришел к выводу, что именно за электронными схемами будущее телевидения.

Зворыкину повезло, он вовремя уехал из России в 1919 году. Много лет работал и в начале 30-х годов запатентовал передающую телевизионную трубку — иконоскоп. Еще раньше он сконструировал один из вариантов принимающей трубки — кинескоп. А потом, уже в 1940-е годы, он разбил световой луч на синий, красный и зеленый цвета и получил цветное ТВ.

Кроме этого, Зворыкин разработал прибор ночного видения, электронный микроскоп и еще много всяких интересных вещей. Он изобретал всю свою долгую жизнь и даже на пенсии продолжал удивлять своими новыми решениями.

Дополнительный материал для учителя: В 1931 году в крестьянской семье в Алтайском крае, родился мальчик Петя, которому предстояло стать великим ученым, разработавшему стелс-технологию, позволившую создавать корабли и самолеты-невидимки. Когда ему исполнилось три года, случилось страшное – отец мальчика был репрессирован и погиб в лагерях. Петя рос, закончил школу в своем селе, а потом поступил в Алма-Атинский университет на физико-математический факультет. После окончания университета, по приглашению Н.П. Емохонова, Уфимцев пошел работать в закрытый институт в Москве, занимавшийся проблемами радиолокации. Его научный труд под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции» вышел в издательстве «Советское радио» и привлек внимание переводчика Дениса Оверхользера, который переводил технические публикации, имеющие отношение к авиационным разработкам, добытые в Советском Союзе. Оверхользер был поражен: в этом научном труде Уфимцев описывал созданный им физико-математический алгоритм, способный подсчитать площадь рассеяния для самолета любой формы. По сути дела, перед ним лежало готовое руководство для создания самолетов-невидимок. А в СССР этот метод посчитали слишком новаторским и заморозили разработки.

2. Работа с произведением. Особенности профессии инженер-технолог.

-Итак, мы познакомились с профессией инженер-технолог. Насколько хорошо вы познакомились  с этой профессии, узнаете, выполнив необычное задание.

- Перед вами карточки с эпизодами из текста М.Е Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Задача: прочитайте эпизоды данного произведения и сделайте вывод, можно ли назвать мужика из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил" инженером-технологом? Приведите доказательство из текста.

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва - наперво  на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»


— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали генералы.— Не позволите ли теперь отдохнуть?— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку. Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.


        И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую! И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!— А ведь мы с Подьяческой генералы! — обрадовались генералы.— А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть! — отвечал мужик.
       И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

Выступление групп

3. Итог

-Данная профессия подходит далеко не всем, ведь инженер – это в первую очередь ответственный человек, который должен уметь принимать решения и предвидеть абсолютно все их последствия.

- Предлагаю вам проверить свои способности и узнать, подходит ли вам профессия инженера. Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл. ( см. тест). Если задание выполнено частично или совсем не выполнено, ставим себе 0 баллов. Время выполнения теста – 5 минут. Проверка по эталону.

2.1. Тест на зрительную память. (Для того чтобы проектировать приборы и механизмы или устранять в них неисправности, необходимо досконально знать и мысленно представлять их устройство.)

2.2. Тест на математические способности. ( Перед тем как создать любое техническое устройство, обычно требуется грамотно сделать расчеты. Далее — нужно уметь анализировать все этапы его работы, чтобы выявлять ошибки и устранять неисправности. Поэтому для инженера очень важны математические способности.)

2.3.Тест на конструктивные способности. ( Конструктивные способности предполагают умение видеть, из каких частей состоят окружающие нас предметы, их сходства и отличия относительно этих частей, умение их перемещать для получения новых предметов).

2.4. Тест на пространственное воображение. (Позволяет составлять и читать чертежи).

2.5. Изобретательность. (Очень важно для инженера наличие такого качества, как изобретательность, — умение придумывать новые или усовершенствовать старые приборы и устройства.) По 1 баллу за каждый придуманный способ).

Максимально – 7 баллов

Итоги теста вывести на экран: 6-7 баллов – Из тебя получится отличный специалист! Ты обладаешь всеми необходимыми способностями и качествами, присущими людям этой профессии. Не останавливайся на достигнутом! Вперед к новым открытиям!

4-5 баллов - У  тебя есть  все предпосылки для того, чтобы овладеть этой профессий. Тренируй память, внимание, воображение и у тебя все получится.

Менее 4 баллов. Наверное, тебе лучше выбрать другую профессию, не связанную с техникой. Возможно, из тебя получится хороший врач, учитель, артист….

- Поднимите руки, кто набрал максимальное количество баллов?

- Поднимите руки те, кто годится в инженеры? (от 5 баллов)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Е. Салтыков-Щедрин. Урок по произведению "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Мастер - класс для учителей русского языка и литературы в рамках "Школы молодого педагога"....

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина

В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Презентация "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина

В презентации представлены история создания сказки, композиционное построение текста....