Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"). Материал рассчитан на один час, в течение которого учащиеся работают с текстом, определяют, к каким слоям общества принадлежат главные герои сказки и какие пороки высмеивает автор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_shchedrina.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Нравственные пороки общества» (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

      Цель урока: 1) Развивать умение учащихся давать характеристику                      героям на основе текста произведения;

                       2) Развивать умения делать выводы из прочитанного;

                      3) Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.

Настоящий писатель – это то же,

что древний пророк:

он видит яснее, чем обычные люди

                         А.П. Чехов

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

В 1862 году М.Е. Салтыков-Щедрин оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы целиком посвятить себя литературному делу. Своеобразным итогом жизненного и творческого пути стали сказки. Сказки о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. А видел он немало: Тяжелую подневольную жизнь крестьян, произвол чиновников, жестокость помещиков; наблюдал также и за переменами, произошедшими в жизни крестьян после отмены крепостного права. И, наверное, не случайно указывает на то, какому читателю предназначаются его сказки.

- На каких «детей» рассчитывал писатель?

- О чем же учил думать «детей изрядного возраста Салтыков-Щедрин?

Михаил Евграфович писал: «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Изучая его романы в старших классах, вы наверняка будете вздыхать и грустить, а сегодня на уроке мне бы очень хотелось, чтобы вы не грустили, а проанализировав сказку, сделали правильные выводы и не допускали подобных ошибок.

(Сообщение темы и цели урока)

  1. Словарная работа

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми

                                руководствуется человек; правила, нормы

                                поведения.

Пороки – тяжелые предосудительные недостатки,

                 позорящие свойства.

Общество – 1) совокупность людей, объединенных исторически,

                          обусловленными социальными формами

                          совместной жизни и деятельности.

                     2) круг людей, объединенных общностью положения,

                          происхождения, интересов.

  1. Работа с текстом

- Кто является героями сказки?

- К каким слоям русского общества они принадлежат?

Запись в тетрадях

генералы                                                 мужик  

   

(привилегированное общество)      (непривилегированное общество

  легкомыслие, бездуховность,           пассивность, покорность,       жестокость, празднество,                     трусость, рабское терпение,

   паразитизм, безответственность,      неграмотность, забитость

    неблагодарность    

- Что вы можете сказать о жизни генералов в Петербурге?

-  Приносили ли они пользу государству?

- В 1861 году отменили крепостное право, т.е. мужиков, как и генералов, выпустили на «волю». Как вы думаете, «воля» генералов отличалась от «воли» мужиков?

- Так почему же обеспеченное житье генералов кончилось самым неожиданным образом?

Именно из-за своего легкомыслия они внезапно «очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат…» Как же повели себя генералы? (чтение эпизода стр. 238-239)

- Каково состояние героев?

- Для чего упоминается газета «Московские ведомости»?

-  Что это за газета? О чем в ней пишут?

- Какой же выход находят генералы из создавшегося положения?

- Чем отличается поведение мужика на острове от поведения генералов?

- Как вы думаете, почему он «не дал от них стрекача»?

- Почему мужик при всем изобилии взял себе одно яблоко, да и то кислое?

- Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дождался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

- Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие?

- Можно ли назвать его идеальным героем?

- Зачитайте эпизод, свидетельствующий о том, как проходили приготовления к отплытию и как добирались до Петербурга. Что вы можете добавить к характеристике генералов?

Прибытие генералов в Петербург – настоящий триумф, победа тунеядцев. Но и про мужика они не забыли.

- Как генералы отблагодарили мужика? Какое слово обращает на себя внимание? (Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а «выслали» свою «благодарность» с кем-то из слуг)

- Какие пороки вы смогли выявить и записать? Против чего выступает автор?

-  Как слова А.П. Чехова, взятые мною в качестве эпиграфа, соотносятся с темой нашего урока?

- А изжили ли себя эти пороки в современном обществе?

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Чтение и анализ сказки «Дикий помещик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода ил...

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...

Изображение нравственных пороков общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» (По произведению М.Е.Салтыкова -Щедрина)

На уроке анализируется произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Работа над текстом сказки позволяет подвести учащихся к пониманию ...