Главные вкладки

    Учебно-методические материалы для организации итогового урока по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"
    учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

    Бунгова Ольга Вячеславовна

    Работа на уроке проходит в творческих группах или в формате веб-квеста. Каждая группа получает собственное задание, предполагающее работу с текстом, анализ собранных материалов, формулировку вывода или иное итоговое задание. Итог урока - защита каждой группой проделанной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл saltykov-shchedrin.docx14.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в формате групповой работы (или веб-квеста) по сказке Салтыкова-Щедрина

    «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»

    Литературоведы

    Задание:

    1. Найти определения литературным терминам: гипербола, гротеск на сайте: 

    2. Найти все примеры гиперболы и гротеска в тексте сказки, внимательно изучив текст сказки по ссылке:

    3. Сделать вывод: какую роль в создании комических ситуаций играют названные художественные приемы. 

    4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 3 частей:

     - Определения терминам

    - Скопируйте примеры данных художественных приемов из произведения

    Вывод

    Психологи 1

    Задание:

    1. Создать психологический портрет генералов в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина. Найдите в тексте сказки, как описывается внешность генералов,как и о чем они говорят. Как они действуют в сложной ситуации? Какие решения принимают? О чем мечтают? Отличаются ли характеры этих двух персонажей? Если да, то чем? Если нет, то почему?

    2. Подобрать цитаты, наиболее ярко описывающие характер генералов.

    3. Сделать письменный вывод о характерах этих персонажей.

    4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 2 частей:

     - Цитаты из произведения, дающие представления о характерах генералов.

     Вывод - психологический портрет генералов.

    Психологи 2

    Задание:

    1. Создать психологический портрет мужика в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина. Обратите внимание на описание его внешности, манеру говорить, образ мышления. Как действует мужик в сложной ситуации? 

    О чем мечтает? Чему радуется? Подумать, почему у этого персонажа нет имени?

    2. Подобрать цитаты, наиболее ярко описывающие характер мужика.

    3. Сделать вывод о характере этого персонажа.    

    4. Создать отчет о проделанной работе, состоящий из 2 частей:

     - Цитаты из произведения, дающие представления о характере мужика

     Вывод - психологический портрет мужика.

    Иллюстраторы: 

    Задание:

    1. Найдите в ресурсах интернета иллюстрации к "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина. 

    На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Какими средствами художники высмеивают беспомощность и никчемность генералов?

    2. Сделайте вывод, каковы приемы создания комического, смешного в данных иллюстрациях? 

    3. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него подобранные иллюстрации и вывод, сформулированный письменно.

    Лингвисты:

    Задание:

    1. Найдите толкование словам "тунеядство", "тунеядец"

    2. Подберите цитаты из текста, в которых употребляется данные слова? Сделайте вывод о значении этих слов в каждом конкретном случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов? Найдите синонимы слову "тунеядец" в произведении. В каких эпизодах они употребляются и к кому относятся?

    Выпишите все обращения генералов к мужику, сделайте вывод.

    3. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него подобранные цитаты и вывод о значении слова "тунеядец" и его синонимов в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина, а также вывод о характере обращений к мужику генералов.

          

    Кулинары:

    Задание:

    1. Изучив текст произведения, составьте список всех блюд (включая напитки), упомянутых в произведении. Распределите их на две группы: что ели/пили генералы и что - мужик.

    Сделайте вывод о том, кто и как питался? Что хотел подчеркнуть автор этими деталями?

    2. Создайте отчет о проделанной работе, включив в него составленный список и вывод, сформулированный письменно.

    Актеры:

    Задание:

    1. Инсценируйте эпизод из произведения, начиная со слов: "Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?" и заканчивая словами: "С нами крестная сила...."

    2. Продемонстрируйте сценку на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кроссворд по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" и "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". 7 класс

    Кроссворд по сказкам Салтыкова-Щедрина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....

    Урок литературы в 7 классе "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

    Урок изучения нового материала с применением ИКТ....

    Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

    Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

    Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

    Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....

    Учебно-методические материалы для организации итогового урока по "Слову о полку Игореве"

    Урок можно проводить в виде групповой работы. Каждая группа получает индивидуальное задание, выполняет его, работая с текстом. Результат работы можно представить в виде защиты каждой группы или в пись...

    « Биография М.Е. Салтыкова -Щедрина. Своеобразие сюжета и проблематики сказки «Повесть как мужик двух генералов прокормил»

    Цель: знакомство с жизнью и творчеством русского писателя-сатирика, развитие самостоятельности мысли, умение анализировать,  выступать;методическая цель – совершенствование а...