Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Симоненко Наталья Николаевна

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА : Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества.      Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Слайд 1,2

ЦЕЛИ: 1)Выявление идейного смысла сказки, осмысление авторской позиции.

            2)Работа над выразительностью речи, развитие творческих  способностей                   детей.

          3)Содействие  развитию логического мышления, умению сравнивать, обобщать.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный  момент.
  2. Слово учителя: Сказка занимательный и любимый читателями вид народного творчества. Дети и взрослые с увлечением следят за неприхотливыми вымыслами народной фантазии, за чудесными событиями из жизни сказочных героев.

Поэты и прозаики разных народов вдохновлялись народной сказкой. Пушкин, Перро, Андерсен, Жуковский сочиняли свои сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы. Вы впервые читали сказки Салтыкова-Щедрина До этого вам были известны сказки различных стран мира, пушкинские и лермонтовские.

    3)

- Назовите, кто их герой?

(Иван-царевич, Василиса Премудрая и т.д.)

-Чем отличаются сказки Салтыкова-Щедрина от всех остальных?

 (Писатель хочет, чтобы люди увидели, узнали себя и исправились).

-Как назвал писатель возраст, для которого они предназначены?

-Какими изображает Писатель генералов?

Слайд 3

(Они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену…генералы уже состарились. Они глупы, ничтожны. Генералы отупели, т.к. всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков).

-Какова была регистратура, в которой служили генералы, что говорит о ней автор?

(Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре… следовательно ничего не понимали).

-В никому не нужной регистратуре служили ненужные люди, которые ничего не умели делать, даже слов знали немного: «Примите уверение…». Не случайно автор говорит о регистратуре, которую упразднили за ненадобностью. Он как бы подготавливает читателя к встрече с генералами.

-Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют?

-О чем они говорят?

- Как они объясняют смену дня и ночи? Как они объясняют вавилонское столпотворение и потоп?

- Что радует их, когда они вспоминают о Петербурге?

(Пенсии накапливаются).

-О чем жалеют?

(Мундира жалко, особливо, как 4-го класса, так на одно шитье посмотреть, голова закружится..)

- Что же решили предпринять генералы?

(найти мужика)

(Инсценировка отрывка из повести)

- Как относятся генералы к мужику?

Слайд 4

              (генералы привыкли, что мужик работает на них, что он должен работать и не                        ждать благодарности… относятся к мужику  как к рабу).

-Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

Слайд 5

(Спишь, лежебок!  Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас  марш работать!)

-Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?

(Генералы называют мужичину «любезный друг», «дружок», но это только внешне, они хотят, наверное, задобрить его, а сами привязывают его к дереву и относятся как раньше).

-Как вы относитесь к слову «тунеядец»? С какой целью повторяется это слово в тексте?

(1.«Не дать ли и  тунеядцу частичку?» -пришло на ум генералам.

 2. «Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушались»- размышления мужичины

 3. «Сколько они ругали мужичину зав его тунеядство» - р-з автора.)

- Как можно объяснить смысл этого слова и как произнести его в том или другом случае? А вот как объясняет значение слова «тунеядец» Толковый словарь Ожегова: «Человек, который живет на чужой счет, чужим трудом».

-Кого из героев сказки можно назвать тунеядцем?

-Как отблагодарили генералы мужика?

(Выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)

- Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику?

-Каковы генералы, мужик?

Слайд 6

Генералы                                               Мужик

Глупы                                                    трудолюбивый

Ничтожны                                           изобретательный

Злы                                                        сметливый

Тупы                                                     ловкий

Невежественны                                 покорный

Тунеядцы                                             находчивый

Трусливы                                               терпеливый

Жадны

Ленивы

- Что нравится писателю и что он осуждает в поведении мужика?

-Объясните, какую роль выполняет смех в художественном произведении?

Смех бывает весёлый, добрый – юмористический, а бывает злой – сатирический.

-Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?

- Вы знаете, что в сатирических произведениях осуждаются, беспощадно высмеиваются пороки общественной и личной жизни. Можно ли назвать «Повесть…» сатирическим произведением?

-Для чего используется гротеск в сатирических произведениях?

(ГРОТЕСК – преувеличение, основанное на фантастике, на причудливое сочетание фантастического и реального)

Слайд 7

Д. Николаев в статье «Смех Щедрина» писал: «Смех Щедрина… Вот уже более века ведутся споры вокруг этого поразительного явления мировой литературы. Как только Щедрина не обзывали! И «балагуром»! И «шутом»! Обвиняли в голом смехачестве, и в отсутствии убеждений  И все же только после кончины писателя, уже в нашем 20 столетии, начали по-настоящему сознавать, что за колоссальное явление – сатирический смех Щедрина».

-Можно ли сказать, что высказанные писателем в сказке мысли современны и сегодня? Если да, то какие?

-Почему так боялись Щедрина власть имущие и так любили прогрессивные, демократически настроенные читатели?

Слайд 8

ВЫВОД: Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, он хорошо знал их психологию и мужественно боролся с ними.

                 Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем не хочет слышать, ничего не хочет знать, кроме самого себя. Иногда это ничтожество взбирается на высоту. Тогда действительно становится страшно за всё живущее и мыслящее».

  Известно, что в последние месяцы жизни у Салтыкова – Щедрина появляется замысел – написать произведение под названием «Забытые слова». Он говорил: «Мне хотелось бы перед смертью напомнить публике о когда-то ценных и веских для неё словах: стыд, совесть, честь, которые ныне забыты и ни на кого не действуют»

           Пробудить в своих современниках мужество, гражданское достоинство, честь, совесть – вот цель сатирика Щедрина.

Слайд 9

3)Домашнее задание. Прочитать сказку «Дикий помещик».

4)Использованная литература:

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Литература. 7кл. Учеб.-Хрестоматия для общеобразовательных учреждений. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.Просвещение, 2012.

 Читаем, думаем, спорим…: Дидакт. материалы по лит.: 7кл./ Авт.-сост. Коровина В.Я.,М.: Просвещение, 2010.

DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 – 8 классы».

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 7класс: Методические советы. М. Просвещение,2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Е.Салтыков Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Слайд 2

ЦЕЛИ: 1)Выявление идейного смысла сказки, осмысление авторской позиции. 2)Работа над выразительностью речи, развитие творческих способностей детей. 3)Содействие развитию логического мышления, умению сравнивать, обобщать.

Слайд 3

Какими изображает писатель генералов?

Слайд 4

Как относятся генералы к мужику?

Слайд 5

Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

Слайд 6

Каковы генералы, мужик? Генералы глупы н ичтожны з лы т упы невежественны т унеядцы т русливы жадны ленивы Мужик трудолюбивый изобретательный сметливый ловкий покорный находчивый терпеливый

Слайд 7

ГРОТЕСК –преувеличение, основанное на фантастике, на причудливое сочетание фантастического и реального Сатира – это… 1) беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений; 2) осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; 3) едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

Слайд 8

Пробудить в своих современниках мужество, гражданское достоинство, честь, совесть – вот цель сатирика Щедрина.

Слайд 9

1.Мне понравилось на уроке, что я… 2.Я ощущал себя на уроке… 3.После урока я задумаюсь о…

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Конспект урока литературы в 7 классе по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока:  выяснить актуальность произведения в эпоху его со...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс

Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....