Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Ивлева Людмила Евгеньевна

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

                                                                               

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"»

                                      Разработчик урока:

                                                                    учитель русского языка и литературы      

                          Ивлева Л.Е.

2009 г.

Тема: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"»

Цель урока: Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.).

2. Проверка домашнего задания.

- Какие вопросы у вас возникли, когда вы читали произведение?

(вопросы записываются на доске)

  1. Название произведения. Повесть, один мужик, два генерала?
  2. Почему город Петербург, улица Подьяческая?
  3. Необитаемый остров?
  4. Газета “Московские ведомости”?
  5. Генералы работали в регистратуре?
  6. Зачем нужно упоминание о кухарке?
  7. Зачем упоминается одеяло?

3. Анализ сказки.

- Где начинается действие произведения? (В Петербурге).

Улица Подьяческая

подьячий – на Руси XVI-начала XVIII века помощник

Дьяка, канцелярист.

Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа улица? (расположено много канцелярских учреждений).

- Кто герои произведения? (два генерала).

- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).

- Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Какой остров считается необитаемым? (где нет людей) .

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте).

- Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

- Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью).

Генералы пытаются уйти ото реальной жизни уснуть. Не получается.

- Почему? - О чем они думают?

Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

- О чем пишут в газете? (Докажите текстом).

- Какой выход находят генералы из создавшегося положения?

(Найти мужика, текст).

- Кто такой мужик?

(зависимый крестьянин).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).

- Где кульминация произведения? (нашли мужика).

- Где развязка? (возвращение в Петербург).

- Определите тип композиции? (кольцевая).

- Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

(генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом)

- Выжили бы они без мужика? (нет)

- В Петербурге они жили своим трудом?

- В чем географическая особенность Петербурга?

(город на островах) Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

- Какими приемами сатиры пользуется автор?

Приемы сатиры

- Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

(Генерал не может сорвать яблока с дерева)

- Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

(сцена остервенения генералов).

4. Домашнее задание

Напишите, что в поведение мужика вызывает восхищение, а что осуждение.

Прочитать сказку “Дикий помещик”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс

Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....