Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
методическая разработка по литературе по теме

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_masterskaya__glazami_hudozhnika.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Цели:

 - научить учащихся целостному видению произведения

в литературно- художественном и изобразительно- оформительском аспекте;

- помочь учащимся яснее понять замысел Салтыкова- Щедрина, почувствовать остроту и злободневность данной сказки в настоящее время;

- развитие творческого мышления,  воображения;

- приобщить детей к театральному искусству;

- дать понятие о роли художника в театральном процессе;

- развитие актерского мастерства;

- научить своими руками  воплощать задуманное;

- развитие интереса к  предметам.

Наглядность: репродукции эскизов занавесов, декораций и костюмов; книга «Рисунок и акварель ХIХ-ХХ вв.» в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Оборудование и материал: бумага, ткань, краски, кисти, нитки, грим, коробки, солома и т.д.

Структура мероприятия:

I   Организационный этап.

II  Сообщение темы и цели занятия.

III Слово  учителя.

IV Работа по группам.

V  Инсценирование сказки

 VI Подведение итогов.

Ход мероприятия

Учитель литературы:

   - Наше занятие мне хочется начать словами М.Е. Салтыкова-Щедрина. А слова эти следующие: «Я – русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно, и, во-вторых, трепетать.

      Привычке писать иносказательно я обязан… цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось  стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. С одной стороны, появились аллегории, с другой – искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками».    

      Сегодня, мы с вами тоже попытаемся читать между строчками. Мы с вами сделаем театральную мастерскую, где каждый будет выполнять свою работу.

Учитель ИЗО:

  - Театр – это синтез искусств. Спектакль создается не только режиссером, сценаристами и актерами, но и трудом многих людей друг специальностей. Среди них важную роль играют художники. Именно с творчеством художника зритель встречается прежде всего. Открывается занавес, и он видит декорации, мебель – все в том или ином освещении. Вскоре появляется действующие лица, и зритель будет увлечен ходом пьесы, но в самые первые минуты он оказывается наедине с творчеством художника, которое сразу переносит его в определенную страну, эпоху, общественную среду.

     Задачи художника очень разнообразны, но основные это: создать впечатляющий зрительный образ и наряду с этим воспроизвести вещественную среду.

        Работа художника-декоратора над спектаклем начинается с беглых карандашных, а затем и красочных эскизов, в которых он стремится найти художественный образ будущего оформления. Из множества эскизов постепенно отбираются наиболее удачные, яркие.

        Показ  репродукции эскизов занавесов и декорации к спектаклям.

       Еще одна профессия художника в театре  - бутафорист.

   Сценическую обстановку составляют не только декорации, но и мебель и  различная бутафория.

  Бутафорией называют предметы сценической обстановки, специально сделанные под настоящие: фрукты из бумаги, рыцарские доспехи – из картона, оружие – из дерева, хрусталь – из фольги и плексигласа и т.д.

 Следующие специальности художника театра – костюмер и гример.

Сценический костюм и грим актера должны соответствовать тому образу, тому характеру персонажа, который создает актер своей игрой.

Костюмы персонажей спектакля нельзя придумывать порознь – все они должны быть взаимосвязаны, составляя в общем единое целое – ансамбль. Каждый костюм будет на сцене восприниматься в соотношении с остальными, в сравнении друг с другом, усиливая характеристику персонажей. Костюмы взаимодействуют и как живописные пятна в общем, цветовом решении спектакля. Непосредственно с костюмом во внешней характеристике персонажа связан и его грим.

  Показ репродукций  эскизов костюмов.

Учитель литературы:

   - Сегодня мы с вами тоже окунемся в увлекательный мир театра. Мы сейчас сделаем свой театр, свой спектакль. Мы разделимся с  вами на несколько групп. Актерами будут Пархоменко Саша и Тютюнников  Денис, художниками – декораторами будут Потоцкая Е., Алексеенко К., В.Житняковский, Быков С., Жумагулова Г., Овсянников Е., Андреев Н.

Художниками–бутафористами будут Нигматуллина Т., ОвсянниковаТ., Тагирова Э., Ленева Ю., Макеев Д.; костюмерами – Круглова А., Дай Н., Южакова Н, Ажгожина А.; гримерами будут – Федина Л., Егорова С.; оформителями сцены – Грищук С, Сапрыкин А, Польский К.

 Каждая группа будет работать над своей задачей, а через некоторое время мы объединимся и покажем свой спектакль.

         Работа по группам.

Учитель литературы:

- Работа в группах подошла к концу. Займите свои места. Итак, дамы и господа! Внимание!

        Начинаем!

Инсценировка сказки Салтыкова-Щедрина.

 

Учитель литературы:

   - Сегодня своим  творчеством соприкоснулись с самым великим, изумительным, вдохновенным и одновременно одним из самых сложных видов искусства – театром. И пусть наш спектакль будет маленькой частичкой, которая поможет вам стать лучше, чище, чуть – чуть умнее и добрее.

       Спасибо всем за участие!

Учитель ИЗО:  Все группы потрудились сегодня на славу. Особенно хочется отметить работу…

   

                                Спасибо всем! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)...

Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....

Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...